Самым популярным каналом у зрителей старше четырех лет по итогам 2018 года осталась "Россия 1", удерживающая лидерство третий год подряд. Среднесуточная доля флагманского вещателя ВГТРК составила 12,87% при 11,78% у Первого канала и 9,25% у НТВ. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные компании Mediascope.

Агентство отмечает, что у всех представителей первой тройки по итогам года снизились среднесуточные доли самой общей аудитории "все 4+": у "России 1" на 0,29 п.п., у Первого канала на 0,32 п.п., у НТВ на 0,1 п.п. В то же время Пятому каналу и "Рен ТВ", занявшим четвертое и пятое места, удалось немного нарастить свою среднесуточную долю, до 6,25% (+0,16 п.п.) и 5,34% (+0,14 п.п.) соответственно (при этом средний рейтинг последнего сократился с 0,85 до 0,83%).

"Рен ТВ" занял в первой пятерке место ТНТ, флагманского канала субхолдинга "Газпром-медиа развлекательное ТВ". Доля последнего в самой общей аудитории снизилась на 0,29 п.п., до 4,93%, а среднесуточный рейтинг сократился на 0,09 п.п., до 0,76%.

"В 2018 году мы уточнили позиционирование, сделали упор на популярное кассовое кино и познавательные публицистические проекты, которые мы превращаем в "блокбастеры", - объясняет успех своего канала гендиректор "Рен ТВ" Владимир Тюлин.

В субхолдинге "Газпром-медиа развлекательное ТВ" в свою очередь связывают падение показателей большинства телеканалов с общим снижением телесмотрения.

РБК также обращает внимание на то, что у трех крупнейших телеканалов отмечается сокращение целевой аудитории. У "России 1" доля зрителей старше 18 лет сократилась на 0,65 п.п., до 13,61%. У Первого канала среднесуточная доля целевой аудитории (зрители 14-59 лет) снизилась на 0,56 п.п., до 10,28%. НТВ работает для зрителей старше 18 лет и потерял в данной категории всего 0,09 п.п. - его доля составила 9,79%.

Пятый канал и "Рен ТВ", напротив, улучшили в 2018 году и этот показатель. Оба канала ориентированы на людей от 25 до 54 лет, и у "Пятого" среднесуточная доля в данной аудитории выросла на 0,13 п.п., до 6,33%, а у "Рен ТВ" - на 0,24 п.п., до 6,37%.

ТНТ называет своей целевой аудиторией зрителей 14-44 лет, и показатели канала в этой нише снизились на 0,57 п.п., до 10,05%.

Ранее данные Mediascope показали, что лидером по телесмотрению в прайм-тайм в 2018 году, как и в прошлом, стал Первый канал. Среднесуточная доля этого вещателя в аудитории "все 4+" по итогам 11 месяцев составила 13,8%, у "России 1" - 13,2%, НТВ - 10,4%.

Расчеты Publicis Media Russia, подготовленные для РБК на основе телеизмерений Mediascope, показали, что снижение показателей вещателей в их целевой аудитории приводит к снижению рекламного инвентаря. Так, Первый канал в период с января по октябрь 2018 года предложил рекламодателям 109 тысяч пунктов рейтинга в своей целевой аудитории, что на 10,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. "Россия 1" уменьшила предложение рекламного инвентаря на 10%, до 156,4 тысячи пунктов рейтинга. Наименьшее падение рекламного инвентаря зафиксировано у НТВ - на 1,2%, до 157,7 тысячи.

Измерения Mediascope отражают предпочтения жителей российских городов с населением более 100 тысяч человек. Специальные приборы фиксируют, какие программы, когда и как долго смотрят 13,5 тысячи человек в 5,4 тысячи домохозяйств по всей стране, а затем полученные данные экстраполируются на жителей всех крупных населенных пунктов. Кроме того, в 2018 году исследовательская компания начала собирать данные о телесмотрении в гостях.

Ранее "Кабельщик" подробно рассказывал, как Mediascope собирает и обрабатывает данные для медиаиндустрии в рамках проекта Big TV Rating.