Антон Черкашин — о красноярском нежном провайдинге и домофонах. Часть 2

28.12.2020 14:05

Во второй части интервью главред "Кабельщика" Яна Бельская и евангелист Школы операторов (он же бывший руководитель интернет-провайдера RiNet) Тимур Чудутов осудили с исполнительным директором оператора связи "Орион Телеком" (не путать со спутниковым "Орионом") Антоном Черкашиным интерактивное ТВ, классные сериалы российского производства, а ещё почему люди любят Netflix, несмотря на ценник, от которого округляются глаза.

Для вашего удобства публикуем тезисы второй части интервью, за них благодарим Тимура Чудутова:
• Резкий рост популярности интерактивного ТВ. Опыт работы "Орион телеком" с поставщиками сервиса ("Смотрешка", 24TV)
• Канибализирует ли интерактивное ТВ услугу собственного кабельного ТВ? Нет. Это определенная ниша для абонентов, которые привыкли к интерактивному ТВ у конкурентов и не хотят ее терять при переходе в "Орион".  
• Доля STB-приставок снижается. Растет смотрение на SmartTV и на мобильных устройствах.
• В интересе к платформе играет ключевую роль контент. Если платформа производит уникальный контент, то она интересна.
• Российские сериалы по своему уровню очень подтянулись. Бомбический сериал "Псих". Очень хорошие "Метод", "Тригер".
• Влияние Netflix на ТВ рынок очень ощущается. У Netflix отличный каталог, и люди пользуются, несмотря на очень высокую цену подписки.
• Отрасль ТВ очень быстро меняется. Люди начинают потихоньку платить за контент, что раньше было сложно себе представить. И онлайн-кинотеатры, и музыкальные каталоги хорошо развиваются. Непонятно, что будет через пять лет.
• Хорошо, что Netflix покупает наши сериалы. Это дает нашим студиям ресурсы для развития. Есть надежда на рост качества.
• Провайдеры развивают поставщиков сервиса. "Орион телеком" вытребовал от "Смотрешки” функцию кросс-поиска по всем онлайн-кинотеатрам.
• Местные каналы заведены в "Смотрешку". Это являлось условием сотрудничества. В регионах жителям очень интересны именно местные каналы, потому что там рассказывают то что важно жителям края.
• Интерактивное ТВ активно предлагается абонентам. В том числе и силами технических специалистов при сервисных вызовах.
• Вопросы с проходом сигнала по квартире решаются через WiFi. Всем клиентам ставят мощные двухдиапазонные роутеры, проблем с сингалом нет.
 

Подробнее: https://www.cableman.ru/article/anton-cherkashin-o-krasnoyarskom-nezhnom-provaidinge-i-domofonakh-chast-1

 

Яна Бельская: Интерактивное ТВ сейчас стало невероятно популярным, по крайней мере, в части онлайн-кинотеатров. Статистика показывает двукратный рост, и не так уж сильно упало телесмотрение по выходу из первой волны. Сейчас мы наблюдаем вторую волну, нам обещают третью волну, и, конечно, бенефициарами этого, помимо курортов Краснодарского края, являются операторы платного телевидения, в частности, интерактивного телевидения.

Ощутили ли вы этот рост? У вас есть интерактивная услуга, с кем, с какой компанией вы работаете?

Антон Черкашин: Мы в этом смысле универсалы: начали работать с "24 часа ТВ", потом, когда у них начались проблемы,  перешли на "Смотрешку", и пока с ними и остаемся.

Я. Бельская: И они являются вашим основным партнером? Это white label, вы продаете собственную услугу ТВК, или вы продаете "Смотрешку"?

А. Черкашин: "Смотрешку". Мы рассчитали, что white label нам будет выгоден, когда количество наших абонентов по услуге ITV приблизится к тридцати тысячам. До этого смысла нет.

Я. Бельская: У них ведь другой пакет каналов, а насколько сильно он пересекается с вашим? Есть ли каналы, которые у вас не в интерактиве, но их нет у "Смотрешки", и наоборот?

А. Черкашин: Учитывая, что у нас исторически так сложилось, что у нас в кабельном ТВ в открытую вещается около двухсот каналов. То есть, практически нет таких каналов, которые в нашей сети отсутствовали бы.

Я. Бельская: Отмечу, что в каталоге "Кабельщика" порядка пятисот каналов.

А. Черкашин: Я имею в виду, что нет каналов, которые присутствовали бы у наших партнеров, и отсутствовали бы у нас в кабеле.

Я. Бельская: А, в регионе, понятно. Ну, как я вижу, у "Смотрешки" немного больше пакет.

А. Черкашин: У них много пакетов, но самый распространенный — "Бандл". Туда входят самые востребованные каналы, за которые клиенты готовы платить обозначенную стоимость.

Я. Бельская: А насколько сложна интеграция такой услуги к абоненту? Как вы эту услугу продаете этому абоненту?

А. Черкашин: Наверное, не настолько  сложной была интеграция с абонентом, как с нами, и до сих пор, к нашему стыду, она не совсем полная. То есть, есть определенные моменты: когда были готовы мы, не была готова "Смотрешка", а когда "Смотрешка" стала готова, теперь не готовы мы. Это, конечно, лирика, и, безусловно,  мешает нам. Но наша услуга КТВ, кабельного телевидения, достаточно сильная и востребованная. Если говорить про IТV, то, по мнению "Смотрешки", наш потенциал не слишком велик, но мы и не делаем на эту услугу особую ставку. Она у нас есть, она востребована в определенной нише клиентов. Как правило, это люди, которые уже пользовались услугой интерактивного ТВ у "Билайна", у "Ростелекома" или "ЭР-Телекома", перешли к нам в силу каких-то обстоятельств, и хотели бы продолжить пользоваться этой либо подобной услугой у нас. И вот для таких клиентов – "Смотрешка" либо "24 ТВ", если кому-то не нравится оформление, дизайн или что-то еще, мы такую услугу предоставляем.

Я. Бельская: То есть, вы параллельно предоставляете и "Смотрешку", и "24 ТВ"?

А. Черкашин: Да. И у нас "24 ТВ" и "Смотрешка" являются такими мероприятиями по работе с оттоком. Если человек говорит: "Нет, мне не нравится "Смотрешка"!", – мы ему говорим: "Пожалуйста, вот "24 ТВ", попробуйте это".

Тимур Чудутов: У нас, кстати, такая же ситуация была.

А. Черкашин: И человек, которого не устраивала система "Смотрешки", он спокойно переходил на "24 ТВ" и продолжал пользоваться услугой.

Я. Бельская: Расскажите, пожалуйста, какова разница между двумя этими платформами?

А. Черкашин: Я объективно не смогу вам рассказать, в чем разница, поскольку я сейчас пользователь "Смотрешки". Вполне адекватный сервис, у меня на текущий момент нет к нему нареканий, разве что только то, что спустя полгода активного пользования смотреть там нечего. И я потихоньку перешел на платформу "Премьер" ТНТ-шную, и "КиноПоиск", благодаря семейной подписке на "Яндекс.Музыку", меня потихоньку заманил на "КиноПоиск HD", иногда там что-то смотрю.

Я. Бельская: А какие еще онлайн-кинотеатры или видеосервисы могут получить пользователи через ваш девайс? Вы ведь продаете приставку, да?

А. Черкашин: Да, мы делали акцент на приставке, но нам удалось переломить этот  тренд. У нас доля приставок достигала восьмидесяти-девяноста процентов, и это была ну очень затратная статья. Сейчас нам удалось изменить ситуацию, и, наверное, нам в этом помогла пандемия: мы стали активно переходить на смарты и мобильные устройства. Не скажу, что снизилось количество приставок, но доля их объективно значительно снизилась. Мы пришли к желаемому соотношению семьдесят пять на двадцать пять, и, надеюсь, к Новому Году доведем до тридцати.

Я. Бельская: Какие видеосервисы интегрированы в эти приставки и в приложение со "Смотрешкой" и "24 ТВ"?

А. Черкашин: Про "24 ТВ" ничего не скажу. Я смотрел их три года назад, и что там было, уже забыл. Несколько раз на КРОСе смотрел, но пока ничего сказать не могу.

А в "Смотрешке" больше интересны не сами кинотеатры. У меня есть подписки на все их разделы, и там в большей части интересен контент. Я смотрел и Start, и "Амедиатеку", в меньшей части Megogo и ivi. Но Start и "Амедиатека" – то, что производит контент, то и смотрится.

Из контента могу вспомнить: на Start я смотрел неплохой сериал "Хороший человек", в "Амедиатеке" нашумевший сериал "Отыграть назад", очень рейтинговый. Вот в большей части именно контент и создает интерес к платформе.

Т. Чудутов: В этом смысле не чувствуете угрозу от Netflix?

А. Черкашин: Знаете, мне недавно дали замечательный сайт Zetflix, там есть несколько сериалов. Не знаю, насколько этот сайт нетфликсовский.

Я. Бельская: Точно нет, не их.

А. Черкашин: Ну, понятно, что Zetflix – это пиратский сайт, но я сей час больше говорю про контент. Начал его смотреть потихоньку – достаточно сильный. Последнее, что я начал смотреть – "Ход королевы", и увидел хорошие моменты, связанные с тем, что если Netflix правильно себя спозиционирует и выберет модель продвижения, и если он начнет вкладывать в контент в России, то, на мой взгляд, с теми деньгами, которыми Netflix обладает, их ждет большой успех.

Давайте посмотрим, какие сериалы в последнее время создаются у нас в России: "Псих", просто бомбический сериал, на мой взгляд, аналогов ему нет. Далее, "Метод", "Метод-2", то, что "Среда" снимает, "Тригер". То есть, Россия не отстает от развития мирового сериального производства. Если сравнить сериалы пяти-шестилетней давности с тем, что снимают сейчас – то, я считаю, что по динамике роста Россия перепрыгнула все другие страны в этом смысле.

Бэкстейдж со съемок "Психа"
 

Я. Бельская: Netflix не производит российские сериалы, но закупает российский контент. И мы знаем, что они заплатили рекордную сумму за ту же "Эпидемию". У Netflix есть сейчас ресурсы, появились благодаря сотрудничеству с НМГ, но они не заявляли, что будут что-то здесь производить, при том, что Premier, Startи прочие производят в России контент. Вопрос в необходимости: Netflix – это мировая компания, которая работает везде и вкладывается в производство очень крутых фантастических или документальных фильмов и так далее.

Т. Чудутов: Они могут российские закупать.

Я. Бельская: Они это и делают, причем весьма активно.

Т. Чудутов: Что интересно, что раньше доминировал Голливуд, не было ничего вообще, кроме Голливуда, то Netflix в некотором роде совершили революцию. Они стали по неким локальным рынкам закупать сериалы, переводить их на другие языки, для других рынков.

Я. Бельская: Вы сейчас оба опростоволосились: Антон сказал, что смотрит "пиратов", а Тимур признался, что не очень хорошо представляет себе, как идет закупка кино. Ребята, будьте осторожны, у нас интервью! (смеется)

Т. Чудутов: Да я и не стыжусь, я вообще кино практически не смотрю, мне жена пересказывает.

Я. Бельская: А я киноман, и могу сказать, что фильмов закупается огромное количество, но сейчас в топе турецкие сериалы.

Мне интересно, что происходит в Красноярске, и конкретно с услугой интерактивного ТВ.

Т. Чудутов: А в чем смысл нашего разговора в этом контексте? Мы сейчас вкладываемся в ОТТ, но если ситуация стратегическая такова, что всех сомнет Netflix, тогда он вынесет и "Смотрешку", и Premier, и всех остальных. Останется только Netflix.

Я. Бельская: Тимур, Netflix у нас по ценнику – самый дорогой онлайн-кинотеатр, никто и рядом не стоит. И дай бог, чтобы он не включился в эту игру с ценами. Ведь между российскими операторами платного телевидения уже прошли ценовые войны, уронившие совокупный ARPU до ста пятидесяти рублей, и сейчас Антон Черкашин и все другие операторы имеют с этим дело, и пытаются выехать за счет "Смотрешки", "24 ТВ" и прочих платформ. Сейчас очень важно, чтобы онлайн кинотеатры, уже начавшие играть в ценовые войны, этим не слишком увлеклись. А если еще подключится и Netflix, а он, войдя в НМГ, очень даже может, то всем будет несладко. А сети платного телевидения и интернет-провайдеры вылетят просто в трубу.

А. Черкашин: На последней телеком-тусовке меня спрашивали, почему мы не делаем свое интерактивное ТВ. Моя позиция в данном вопросе такая: ребята, в этой отрасли все так быстро меняется! Еще десять лет назад нам говорили: "Качайте КТВ, за этим будущее". И вот мы уже прошли через IPTV, через интерактивное ТВ версия один, сейчас переходим к интерактивному ТВ версия два. И мы понимаем, что за три-пять лет ситуация меняется кардинально. И вот мой сугубо непрофессиональный взгляд на эту вещь: я в большей части связист.

Я. Бельская: Антон, если вы не профессионал, то кто?

А. Черкашин: Я считаю, что в будущем будут платить за контент. Всего два-три года назад я не мог представить, что я буду платить за музыку. Теперь я взял семейную подписку у Яндекса и я счастлив: подписана моя супруга, подписан сын, у меня в телефоне всегда музыка.

Я. Бельская: Колонка с "Алисой"?

А. Черкашин: Да! Я понимаю, что те деньги, которые я там плачу, это копейки, и я готов за это платить. А мы говорим про Netflix, какая там сейчас цена, одиннадцать долларов? Это порядка семьсот рублей. И я понимаю, что если бы я за "Смотрешку" бы платил, а не имел, как сейчас, администраторский доступ, я платил бы те же семьсот-восемьсот, ну, может быть, тысячу рублей. При этом я прекрасно понимаю, что качество контента на Netflix перекрыло бы мои потребности, потребности моей семьи, включая детей, маму и папу. Поэтому тут, на мой взгляд, кто что будет производить, то и будут смотреть.

Это как региональное ТВ. Почему всегда региональное ТВ будет более рейтинговым, чем федеральное? Да потому что это та своя рубашка, которая ближе к телу: там показывают твой родной край, то место, где ты живешь, крутишься.

Да, Netflix купил "Эпидемию", но эти деньги пошли нашим производителям, которые это снимали. Они на эти деньги наверняка сделают новые павильоны, купят хорошее оборудование…

Я. Бельская: …снимут новый сериал!

А. Черкашин: Да, возьмут новых актеров и снимут новый сериал, либо продолжение. Соответственно, это будет более качественный контент, и его тоже могут купить. И, в принципе, Netflix самим заниматься производством нет необходимости. Они должны, на мой взгляд, просто держать руку на пульсе и покупать то, что интересно.

Я. Бельская: Но они производят, и крупные платформы производят.

Антон, у меня еще пара вопросов по поводу платформы. В приложение "Смотрешки" входит несколько онлайн-кинотеатров. Каждый раз, когда вы пользуетесь этим онлайн-кинотеатром, заходя туда через "Смотрешку", вы дополнительно платите? Эта подписка присовокупляется к стоимости подписки "Смотрешки"? Как раскладываются деньги?

И второй вопрос: существует ли внутри "Смотрешки" кросс-поиск по тем онлайн-кинотеатрам, которые туда интегрированы? Нужно ли вам внутри "Смотрешки" ходить по онлайн-кинотеатрам, искать то, что вам интересно, или существует такой бот, который найдет вам нужный фильм?

А. Черкашин: Первый вопрос: все действия в "Смотрешке" наш клиент оплачивает со своего лицевого счета. Все управление подпиской у него в личном кабинете. В этом году вряд ли мы успеем, но в следующем году у нас уже точно будет синхронизация с билингом: клиент закажет что-то в "Смотрешке", ему тут же подключится подписка, и в личном кабинете он сможет пользоваться. То есть, упростим этот момент в части продаж. 

Что касается поиска, нужно отдать должное "Смотрешке", они сделали сквозной поиск: когда клиент заходит и начинает искать, но бот выдает все, что он нашел во всех своих кинотеатрах, в программе, если этот контент есть в программе на ближайшие день-два, и в записи, если в архиве это есть. В этом плане они молодцы, сделали это еще прошлой зимой, и на CSTB нам уже анонсировали.

Я. Бельская: А у "24 ТВ" этого нет?

А. Черкашин: Не помню, не готов сказать.

Я. Бельская: Я уточню, и мы это подверстаем.

А. Черкашин: Это так называемая фича, которую наши пользователи, да и мы сами требовали у "Смотрешки", просили еще год назад точно.

Т. Чудутов: А на счет продвижения "Смотрешки": у вас есть собственное ТВ, а "Смотрешка" и "24 ТВ" не каннибализирубт ваше ТВ?

А. Черкашин: Нет, а зачастую даже являются неким мега-пакетом. У нас есть такой мега-пакет, где абонент берет себе и КТВ, и "Смотрешку", а некоторые и "24 ТВ" в придачу.

Т. Чудутов: А есть возможность для регионалов, местных каналов, завести и в "Смотрешку"?

А. Черкашин: Все заведено. Это было первым условием на старте. Точнее, второе, а первое  – мы синхронизировали с нашим билингом, когда налаживали взаимодействие через API . Для всех городов у нас существуют местные вставки.

Т. Чудутов: А какие вы используете технологии продвижения ITV? Используете ли прямые продажи?

А. Черкашин: Вторым эшелоном, то есть сначала предлагаем кабельное, потом интерактив.

Т. Чудутов: А в полевых обходах используете?

А. Черкашин: Да.

Т. Чудутов: Технари в квартирах предлагают?

А. Черкашин: Да, конечно. У нас даже монтажники, когда приходят подключать кабельное, и видят, что телевизор смарт, то предлагают дополнительную услугу – поставить на смарт приложение. Кстати, за это денежку получают.

Я. Бельская: И сколько получают?

А. Черкашин: Размер абонентской платы с коэффициентом. Коэффициенты разные.

Я. Бельская: То есть, установщик заинтересован в том, чтобы продать?

А. Черкашин: Да. Установка приложения и настройка занимает какие-то сущие минуты по времени, и у монтажника неплохой профит, если он уговорил.

Т. Чудутов: У меня вопрос ламерский: а часто бывает так, что телевизор установлен в таком месте, где нет интернета? Все здорово, но провода к телевизору не подключишь.

А. Черкашин: Wi-Fi.

Т. Чудутов: То есть, по Wi-Fi это нормально работает? Просто как человек, который в свое время наплакался с Wi-Fi и IPTV, могу сказать, что я этому не доверяю. У нас как-то было дикое количество таких случаев. Помню, была такая аналитика, что мы на техподдержку по глюкам IPTV потратили больше, чем заработали на IPTV, причем доминировала проблема – попутка завести его через Wi-Fi.

А. Черкашин: Тимур, мы отказались от IPTV, мы говорим сейчас о "Смотрешке", и мы уже год как не устанавливаем клиентам однодиапазонные роутеры, 2,4 гигагерц. Мы пошли административным путем, и сейчас, кстати, вообще перестали устанавливать даже соточные роутеры, с 15 декабря отказались от ста-мегабитных тарифов, и всем клиентам выдали скорость 150 мегабит в секунду.

Т. Чудутов: Ну, это же вопрос бойни за эфир, то есть, рано или поздно, этот эфир "засрется" тоже.

А. Черкашин: Ну, мы сейчас не будем устраивать холивары, у пяти гигагерц все-таки зона и взаимное влияние чуть поменьше. Даже если это и наступит, то три-четыре метра от роутера, они спасают.

Т. Чудутов: А, я понял: если в рамках одного помещения, тогда нормально, не фонит. Соседние квартиры не забивают эфир.

Я. Бельская: У меня два телевизора работают в этом диапазоне, причем работают одновременно и тянут достаточно хорошо. Так что, Тимур, у вас, видимо, вчерашняя проблема.

А. Черкашин: Ключевой момент – мы решили эту проблему административно, мы перестали закупать однодиапазонные роутеры. На протяжении последнего года мы используем только двухдиапазонные роутеры.

Я. Бельская: А какие роутеры вы закупаете? Не бойтесь отрекламировать кого-то, у нас это можно.

А. Черкашин: TP-Link мы используем в продажах, D-link в кастомизацию. Соответственно, TP-Link продается, D-Link раздается в аренду.

Я. Бельская: Понятно. Ребята, я в восторге.

А вот так в 2017 году в "Орион телекоме" отметили День связи
 

Т. Чудутов: Да, прекрасно. Я прошу прощения, действительно отстал от жизни, поскольку с 2015 по 2018 год был финдиректором, и вообще не занимался техническими вопросами.

Я. Бельская: А мы тебе расскажем!

Т. Чудутов: А в 2019 я переехал все эти IT-стартапы и сфокусировался на продажах допуслуг корпоративным клиентам.

Я. Бельская: Антон, большое спасибо, отличное интервью. Надеюсь, что интервью выйдет перед самым Новым годом, надеюсь на это, поэтому Вы можете заодно поздравить наших читателей с Новым годом.

А. Черкашин: Коллеги, друзья! Всех с наступающим 2021 годом. Для всех нас, как для людей, год был непростой, но неплохой для телеком-бизнеса, по крайней мере, ничего  плохого я в нем не вижу, в части бизнеса. Так или иначе, год пройдет, за ним другой, третий, и мы будем с радостью вспоминать, что мы жили в такое интересное время. Хотя говорят – не дай Бог вам родиться и жить в интересное время.

Т. Чудутов: По крайней мере, будет что вспомнить.

А. Черкашин: Да, это точно. Что ж, коллеги, всем здоровья, не болейте и живите счастливо! С наступающим!

Я. Бельская: Спасибо большое!

Т. Чудутов: Спасибо, прекрасное интервью, как раз час, больше уже смотреть человек не может. Отлично поговорили!

А. Черкашин: Спасибо!