Физики-лирики: каких компетенций требует от людей телеком-рынок?

Григорий Кузин 14.09.2020

Практически во всех публикациях о состоянии и общих тенденциях развития телекома и вещания рефреном проходит и повторяется идея слияния телекома, медиа и IT. Эти ручейки, до недавнего жившие отдельно, начинают составлять нечто большое, медиакоммуникационное – и даже отраслевое министерство переименовалось, назвавшись Минцифрой, поскольку именно цифра объединяет все это.

Естественно, новые реалии требуют нового уровня подготовки профессионалов. И от нас в том числе – мы ведь тоже определяем для себя основным родом занятий три сферы – телеком, IT и медиа 

Где взять сотрудников с таким широким диапазоном компетенций?

Прежде всего, надо признать: таких суперспециалистов на рынке почти нет. Или вообще нет. Возможно всех, кто был, мы уже нашли. Но, тем не менее…

4 года назад я собеседовал огромное количество кандидатов, но отбирали мы очень немногих из них. Иногда это просто уникальные профессионалы, которые могут одновременно помочь клиенту и в технологических вопросах (например, организовать кодирование из 3G-SDI в HEVC), и в вопросах контента (скажем, помочь сформировать пакет только спортивных телеканалов).

Но секрет в том, что мы не ставили целью подобрать людей, которые уже сразу во всем этом разбираются – я искал в кандидатах предпосылки к обучению, способности к развитию в смежной области. Например, если кандидат опытный пресейл-инженер, то есть, я вижу у него нормальный уровень технической компетенции, однако при этом у него нет медийного опыта, но есть способности и горят глаза развиваться в телевизионном направлении, то это наш кандидат. И через 4 года это уже, действительно, уникальный специалист широкой компетенции.

Еще одна важная вещь – способность развиваться. Скорость, с которой меняется рынок – огромная, еще 4 года назад то, что мы делаем, было совершенно новым и очень инновационным. Для новых сотрудников этого направления не было методичек "как это работает". Я сам участвовал в разработке регламентов с нуля. Там, где раньше шли наощупь, теперь есть выстроенные процедуры и инструкции к ним, поэтому сегодня новым сотрудникам адаптироваться стало намного проще. Стало проще с подбором людей, да и проект наш вышел на другой уровень – стало больше сотрудников, и мы можем распределить требующиеся компетенции между более узкими специалистами. 

Зато появляются новые "экспериментальные" направления прогресса – это постоянный процесс, требующий постоянной подпитки и развития.

Физики-лирики и гуманитарии

Мы, конечно, живем в толерантное время, у нас нет гендерных и прочих ограничений, но тем не менее есть один критерий, по которому кандидат не пройдет с 99% вероятностью. Это гуманитарное образование. Лично я люблю гуманитариев, у меня, пожалуй, большинство знакомых как раз гуманитарии. Но опыт показал, что они не очень подходят для работы в инновационных компаниях. В том числе у нас, поэтому, как правило, мы берем людей с техническим образованием.

Одна из причин в том, что технологии развиваются более стремительно, чем контент. Да, наша отрасль работает на стыке технологий и контента, и у нас на платформе есть куча разнообразного контента, телеканалов, но это скорее количественное развитие. А вот в том, что касается технологий – там развитие не только количественное, но и качественное, постоянно появляются какие-то принципиально новые услуги.

Вся кабельная отрасль (да и мы тоже) когда-то просто доставляли телеканалы, но сейчас нормальная телеком-компания – это многофункциональная платформа с массой услуг. Поэтому все более требуется от сотрудников именно техническая компетенция в областях IT и телекома, но с возможностью развиваться и в гуманитарной части.

Таков уж наш рынок.

Об авторе

Григорий Кузин
директор проекта "Медиалогистика" компании MSK-IX