Об инфляции, конкуренции и исчерпании рынка

В России стагнация экономики. С одной стороны понятно – цена на нефть не растет, соответственно не растет и экономика. Но в нашей области, в коммуникациях тоже стало трудновато расти. Мы, провайдеры интернета и кабельного телевидения привыкли за последние 5-10 лет к постоянному росту – и вот должны привыкать к застою. Абоненты все подключены, злые конкуренты роняют цены. С другой стороны затраты растут – инфляция, – значит нужно повышать зарплату. Растут запросы и аппетиты различных городских и государственных служб, повышают ставки управляющие компании. Доходы остановились в росте, а расходы продолжают расти.
 
Что делать и кто виноват?
 
Об инфляции
Раньше, во времена бурного роста провайдеры компенсировали рост затрат за счет ускоренного роста абонентской базы. И темпы роста абонентской базы превышали темпы роста затрат. Сейчас это в прошлом, и, видимо, рост цен на услуги неизбежен. Чудес не бывает. Деньги нужно откуда-то получить, прежде чем кому-то отдать. Необходимо только отказаться от вредных детских привычек. Для отрасли наступила зрелость – рост замедлился и даже повернул вспять.
 
И все операторы России находятся в одинаковом положении. А конкуренция с китайцами нам не грозит – рынку услуг повезло, в отличие от товарных рынков.
 
О конкуренции и исчерпании рынка
Рост цен – это только сохранение существующего финансового положения, которое, к тому же, будет ухудшаться из-за ужесточения конкуренции. Как обеспечить рост абонентской базы в условиях ее исчерпания? Все квартиры подключены, иногда даже несколько раз. Выхода, как всегда, минимум два: отобрать клиента у конкурента или добавить старому клиенту новых услуг.
 
Первое сложно, тем более что конкурент занимается тем же самым. Значит нужно искать новые рынки и новые услуги. Тут все просто, и креативность нам поможет. А клиент будет нам благодарен за все новое и полезное – и отдаст за них сердце и кошелек. Но креативность – не простое занятие. И хотя ее-то в России хоть отбавляй, но, тем не менее, у нас она как-то мир не завоевывает. Давайте разберемся, почему.
 
Есть интересные маленькие компании с творческими личностями во главе. Они что-то изобретают и придумывают, как в прошлом наши славные соотечественники Кулибин, Ползунов и Черепанов. С тем же экономическим результатом – т.е. нулевым.
 
В чем причина?
 
На мой взгляд, чтобы достичь заметного успеха, нужно достичь определенного уровня сознания – суммы из разных областей знания и навыков. У нас, россиян, просто нет некоторых элементарных рыночных знаний, которые есть, например, у американцев. Не потому что мы глупые, а потому что капитализм у нас очень молод. Нет элементарного опыта. Как его не было у наполеоновских и гитлеровских солдат – опыта выживания в условиях русской зимы. Вот мы имеем опыт выживания в условиях русской зимы, но про капитализм многого не знаем. Не жил в нем наш народ. Причем нет такого опыта не у одного человека, а всей совокупности людей.
 
Мы сняли целый фильм на эту тему – про крокодилий капитализм. У нас в России крокодилий капитализм. А какой другой мог сложиться в 90-е годы? По уровню – это где то конец 19-го века в США, эпоха до появления теории научного управления Тейлора. И нынешний застой российской экономики – это остановка перед необходимостью взятия культурного барьера. К слову, внедрение системы Тейлора повысило производительность труда в США в 10 раз, и этим предотвратило пролетарскую революцию. Всем стало хорошо, в том числе самому пролетариату.
 
Контрольный вопрос: "В чем суть системы Тейлора?" То, что пишут об этой системе в наших учебниках бывшие советские экономисты, не объясняет такой рост производительности труда.
 
Я выступал на конференции Multiservice-2014 о крокодильем капитализме. Кто-то меня понял, кто-то совершенно нет. Кто-то, наверное, подумал "жизнь и так сложна, зачем ее усложнять еще больше?" Но речь (и наш фильм) всего лишь о том, что капитализм в России совсем недавно, и мы еще очень мало знаем в этой области - просто надо учиться.
 
Конечно, пройдет смена поколений, и новое поколение деловых людей легко все это освоит. Но это не наше время. Да и жалко предприятия и сотрудников, которые вынуждены прозябать, просто потому что их руководители хотят иметь упрощенную картину современного делового мира.
 
Стив Джобс недавно на наших глазах создал новую отрасль и осчастливил миллионы потребителей. Счастливый потребитель принес кучу денег и корпорациям Apple, Samsung и многим другим.
Почему мы не можем сделать так же?
Пусть в более скромных размерах нашего Урюпинска?
Он сделал одно, но большое.
Ладно – мы сделаем маленькое, но много.
Нам чего-то не хватает, и это точно не деньги.
Нам не хватает сотрудничества между нами.
Нам не хватает творческих людей.
Не хватает благоприятной деловой среды.
Но это все создаем мы сами.
 
Изменения неизбежны, а опыт дело наживное. Но хочется ускорить этот процесс. Чем быстрее мы научимся, тем скорее Россия выйдет из застоя, а тот, кто сможет первым накопить необходимые навыки и знания – тот сможет "оседлать волну" и получить свою награду.
 
Как говорил профессор Преображенский, "разруха и (застой) – не в клозетах, а в головах". Капиталистическое общество накопило огромное количество знаний, а нам Владимир Ильич завещал "учиться, учиться и учиться". Увы, тогдашние комсомольцы не очень рвались выполнять этот завет.
Как и нынешние бизнесмены….


А этот фильм "Крокодилий капитализм", который Вы на MUSE показывали и на который есть ссылки в этой статье, он есть где-то в свободном доступе?

Да, автор обещал прислать ссылку.