3G-сети добили DVB-H

01.02.2012 11:56

О том, что «Вымпелком» вышел из уставного капитала ООО «Доминанта» (оказывало услуги мобильного ТВ по стандарту DVB-H) стало известно 18 января. Напомним, «Доминанта» запустила эту услугу в тестовую эксплуатацию в декабре 2009 года в Москве под брендом «Билайн». Инвестиции в проект составили от $10 млн до $12 млн. Однако в коммерческую эксплуатацию он запущен так и не был.

В комментариях представители оператора «большой тройки» недвусмысленно дали понять, что технология больше интереса не представляет. Услуги мобильного телевидения можно оказывать и в 3G-сетях, как это делает, например, МТС. Забавно, что в свое время именно «Вымпелком» перехватил проект мобильного ТВ DVB-H у АФК «Система», но толком развить его не сумел.
«Если говорить упрощенно, то в отличие от DVB-H, 3G-сети обеспечивают передачу данных практически любого формата, включая телевещание. Причем двухстороннюю (на мобильное устройство и обратно), что открывает хорошие перспективы интерактивному ТВ. DVB-H создавался, прежде всего, под эфирную трансляцию телеканалов как некая спецификация DVB-T. „Клон“ эфирного телевидения для мобильников не стал массово востребован нигде в мире», рассказывает директор по развитию группы компаний TelCo Group Геннадий Авдеев.
 
Если посмотреть данные маркетинговых исследований о предпочтениях аудитории мобильного ТВ, то ответ на вопрос «Почему?» почти возникает сам собой. Пользователи просто хотели иной контент, которого на эфирных каналах явно не хватало: музыкальные клипы, оперативные и короткие выпуски новостей, «highlights» спортивных трансляций и т. д. И еще лучше, если он был бы доступен на интерактивных сервисах, подобных тем, что предлагали мобильные игры или популярные мелодии на звонок.
 
Никаких других технологических преимуществ, кроме устойчивого приема эфирных цифровых каналов, у DVB-H перед 3G не было. Зато сотовым телефонам для приема и обработки сигнала требовались отдельные антенны и чипы. А это и тяжелее, и дороже, и меньше время работы батарей. Модели с поддержкой DVB-H своим разнообразием на рынке тоже не радовали.
Когда в России АФК «Система» и «Вымпелком» только развернули борьбу за частоты и абонентов DVB-H, уже было понятно, что даже двум игрокам на этой «поляне» делать нечего, вспоминает Геннадий Авдеев. Не говоря уже о «МегаФоне», тогда еще готовом ввязаться в борьбу. На всех не хватило бы ни частот, ни, что еще важнее, абонентской базы. Накопившийся европейский опыт продвижения DVB-H, особенно в Италии, все оптимистические прогнозы о емкости рынка опровергал. АФК «Система» смонтировала базовую станцию этого стандарта первой в России (причем одну из лучших в мире) и начала создавать сети в регионах. Однако частоты раньше сумел получить «Вымпелком». Компания развернула сеть вещания на базе сотовых станций в Москве, и «Система» быстро свернула проект. Как стало ясно сейчас, объема рынка не хватило даже одному игроку.
 
Формально государство еще считает стандарт DVB-H перспективным. Во всяком случае, об этом свидетельствует «План использования полос радиочастот в рамках развития перспективных радиотехнологий», принятый почти ровно год назад. Независимые специалисты высказывают другие точки зрения. «Стандарт умирает. развертывание сетей 3G и 4G, а также недостаточный спрос на услугу окончательно добило DVB-H. Некоторые производители (например, LUCENT) пытались продвигать модернизированную технологию DVB-S/H и даже запустили в Европе и США тестовые зоны вещания. Hо о коммерческой эксплуатации мы так и не услышали», — отмечает г-н Авдеев.
 
Технологически частоты, закрепленные за DVB-H, вполне можно использовать для конструирования сетей нового поколения LTE, считает один из экспертов. Однако, не стоит забывать и о серьезных сдерживающих факторах. Во-первых, диапазон под DVB-H выделен далеко не во всех регионах России. Во-вторых, переназначение частот как таковое требует серьезных дополнительных испытаний, стоимость которых может доходить до десятков миллионов долларов. Во всяком случает, об этом свидетельствует подобный опыт для сетей 3G. А в-третьих, эти частоты просто может забрать себе Минобороны.

Об авторе

Михаил Найден
редактор «Кабельщика»