Александр Косарим: "Для развития любого бизнеса нужна конкуренция"

08.02.2019 09:31

Сегодня мы продолжаем разговор о глобализации в российском медийном пространстве, и герой сегодняшней публикации – человек, находящийся в последние два года буквально в сердце M&A-событий, самым непосредственным образом участвующий в формировании контентного предложения крупнейшего в стране оператора связи, а недавно получившего не меньшее влияние и на контентный рынок, как таковой. Итак, сегодня в рубрике "Интервью по пятницам" Александр Косарим, руководитель контентного направления компании Ростелеком и гендиректор СП этого оператора и Национальной медиа группы, компании "Медиа Телеком", и разговор о кухонных болтунах, интригах и недоотчетности, о партнерствах с Fox и UFC, о контентной политике Ростелекома и рекордном числе подключенных к его пакетам каналов. Ну, и о планах немножко.

Яна Бельская: Александр, на рынке сейчас проходит отчетливые и понятные процессы укрупнения компаний – некоторые называют их монополизацией, другие глобализацией, в зависимости от отношения к происходящему. И, когда об этом говорят (как первую, так и вторую), чаще всего упоминают две крупнейшие медиакомпании на рынке – Ростелеком и Национальную Медиа Группу. И так уж получилось, что вы имеете непосредственное отношение к обеим, потому первый вопрос: ваше отношение к процессу и его последствиям для медиарынка, к чему эти изменения приведут рынок в конечном итоге?

Александр Косарим: Партнерство медиа и телеком-компаний – это общемировой тренд, который позволяет создавать уникальные стратегические преимущества для обеих сторон. Доступ к уникальным экспертизе и контенту для телеком-операторов и доступ к технологиям и абонентам, в свою очередь, для медиа-игроков. Увеличение доли современных цифровых продуктов и сервисов, способность предоставить умные цифровые решения конечному клиенту – это основа конкурентоспособности медиа- и телеком-компаний в сегменте платного ТВ и видеоконтента в наше время.

Я. Бельская: Действительно, Александр, тема щекотливая, никак не желающая выходить за пределы кухонных разговоров. Я пыталась, и неоднократно – играют бровями, закатывают глаза, "ну ты же все понимаешь". Но это то, что касается опасений участников рынка по поводу стремительного укрупнения и без того крупных игроков. Однако можно посмотреть на вопрос нейтрально, а возможно даже положительно. Рынок трансформировался. У нас было множество небольших медиахолдингов, и даже вполне больших, но сейчас они собрались под крылом НМГ, которая создала еще и совместное предприятие с Ростелекомом, которое вы возглавили. Это достаточно большая структура, которая действует на рынке весьма эффективно, и вполне может сама по себе стать темой разговора.

А. Косарим: Да, мы действительно создали летом 2018 года совместное предприятие НМГ и Ростелекома, получившее название "Медиа Телеком". СП создано на паритетной основе, без превалирующего контроля с какой бы то ни было стороны. Ростелеком – провайдер цифровых сервисов. Дистрибуция – это одно из значимых направлений деятельности компании, и, безусловно, крайне важное для нашего стратегического партнера НМГ. У нас в этом секторе есть и другие партнеры. Холдинг ВГТРК в свое время также создал СП с Ростелекомом в области дистрибуции тематического ТВ, получившее название "Цифровое телевидение". Я убежден, что это верный путь развития. Технологические компании вынуждены все больше становиться медийными компаниями. В этой связи для нас критически важна экспертиза НМГ в области контента. Ключ успеха таких совместных предприятий, на мой взгляд, заключается именно в союзе телеком-операторов, которые выступают в роли инфраструктурного партнера и сильных контентных игроков. На этом поле мы должны играть вместе, чтобы быть привлекательными для конечного потребителя и иметь доступ к огромной аудитории.

Я. Бельская: Могу предположить, что вам, как руководителю контентного направления Ростелекома, стало проще и легче работать с единой крупной структурой, пусть даже от разных частей этой структуры к вам на переговоры приходят разные люди. Но не усложнилась ли одновременно с этим жизнь телеканалов, не вошедших в Национальную Медиа Группу? Не упали ли их шансы попасть в пакет Ростелекома?

А. Косарим: Давайте смотреть на сухие факты. На данный момент Ростелеком - единственный оператор на российском рынке с таким мощным контентным предложением. Не считая региональных телеканалов, у нас в сетке более 250 наименований. И большая часть телеканалов не имеет отношения ни к НМГ, ни к ВГТРК – это другие поставщики контента. Если сравнить количество тестируемых нами в этом году каналов с другими операторами, будет видно, что количество телеканалов, которые вошли в наши пакеты (или которые находятся на тесте, включая региональные каналы), сильно превышает количество у соизмеримых с нами операторов связи. 2018 год по подключению каналов у нас был вообще рекордным. Резюмируя могу сказать, что шансы попасть в сеть Ростелекома есть у всех, кто понимает для кого они создают канал, формируют его индивидуальность и уникальность, наполняют его качественным контентом.

Я. Бельская: Хотелось бы вернуться к теме СП "Медиа Телеком", и спросить о недавнем переходе к ней на дистрибуцию группы каналов Fox, а также планах работы с новыми телеканалами. Рынок, знаете ли, с нетерпением ждет, кто будет следующим…

А. Косарим: С Fox все просто. Это хорошая группа каналов с отличным портфолио. Из тех компаний, которые сейчас на рынке еще свободны и не входят в какие-то крупные кооперации, группа Fox представляла стратегический коммерческий интерес. Мы вошли с ними в плотное сотрудничество, которое позволило получить контроль над дистрибуцией в России. Начало работы с Fox - абсолютно логичный и стратегически важный для нас шаг.

Я. Бельская: Сколько времени велись переговоры по этой сделке?

А. Косарим: Переговоры шли несколько месяцев. С иностранными компаниями в принципе не бывает быстрых переговоров. В этой связи в переговорах с Fox очень пригодился опыт коллег из Национальной Медиа Группы в создании международных партнерств. Могу сказать, что это серьезное решение, которое долго обсуждалось, рассматривались возможные варианты коллаборации. Это были сложные долгие переговоры.

Я. Бельская: Тот дистрибутор, который до сих пор работал с компанией Fox – компания "Телко Медиа" – получила письмо о расторжении дистрибуционного договора буквально накануне Нового года, за день до публикации релиза, и она сохранит свои полномочия до 1 июля 2019 года, не так ли? Каким образом будет происходить передача дел, передача существующих контрактов от них к вам? Есть ли уже разработанная схема и договоренности по этому поводу?

А. Косарим: Пока я не готов давать комментарии, так как сделка еще на стадии закрытия. Могу сказать только одно: для тех партнеров, которые на данный момент есть у каналов Fox, никаких революционных изменений не произойдет. Будет плавный переход и смена контролирующей стороны. Ситуация будет аналогичной и для операторов, которым предыдущий дистрибутор оказывал соответствующие услуги. Для них мы постараемся сделать этот переход максимально комфортным, незаметным, с минимальным количеством административно-технической работы. Наша схема позволит сделать это максимально плавно.

Я. Бельская: Расскажите немного об официальном плане развития и о том, каковы будут полномочия этого СП – все, что можно озвучить.

А. Косарим: Можно назвать три основных направления бизнеса "Медиа Телекома".
Первое – это дистрибуция зарубежных и российских телеканалов. Первое крупное партнерство – это семейство телеканалов Fox. Также СП получило права на дистрибуцию нового российского телеканала СТС Kids. Конечно же, будут и другие партнерства с международными и российскими телеканалами.
Второе – монетизация совместно приобретенных прав в различных средах распространения. Здесь первая интересная сделка – это партнерство с UFC. Мы запустим специальный телеканал, полностью посвященный смешанным единоборствам. А также будем заниматься продвижением контента в интернет-среде. Ожидаются и другие партнерства, в этом направлении мы видим потенциал роста.
Третье направление – это специальные проекты. Пока подержим интригу – подробности буду готов раскрыть позже.

Я. Бельская: Вы, конечно же, будете сами выбирать, с кем из телеканалов будете работать?

А. Косарим: Как любая коммерческая компания мы руководствуемся бизнес-логикой. Если мы понимаем, что у того канала, который к нам приходит, есть некий дистрибуционный потенциал, мы рассматриваем любые предложения. И если у канала есть потенциал, то мы с большей степенью вероятности договоримся. Модель принятия решения абсолютно прозрачная. Мы руководствуемся только бизнес-интересами. Более того, некоторые каналы к нам сами приходят с просьбой рассмотреть партнерство с ними, предлагая ряд условий – и мы их рассматриваем. Я думаю, что скоро мы объявим еще о каких-то партнерствах с независимыми каналами, которые, как нам кажется, имеют хороший дистрибуционный потенциал в России, и не только.

Я. Бельская: Те малые и средние операторы, которые сейчас активно себя ведут на информационном поле, и принимают участие во многих мероприятиях, они видят в Ростелекоме главного конкурента и всячески стараются с ним "биться" в своих регионах. И естественным образом эти операторы, общаясь между собой говорят существенных отличиях тарифов для них и для Ростелекома. Как бы вы сформулировали возражения им по поводу того, что крупнейший медиа-холдинг и группа субмедиа-холдингов, которые в него входят, имеют совершенно однозначные и широко известные взаимоотношения с крупнейшим оператором Ростелеком? Что бы Вы им ответили?

А. Косарим: Первое: у Ростелекома нет индивидуальных "супер" условий. Действительно, за 2018 год мы совершили шаги, которые позволили сделать нашу структуру затрат более эффективной. Но подчеркну, мы работаем на рыночных условиях в соответствии с возможностями нашей абонентской базы и качеством контентного пакета. Наши платежи привязаны к охвату. Если смотреть на денежное измерение, то объем наших выплат за контент "в рынок" просто беспрецедентный. Никто на рынке не платит правообладателям столько, сколько платим мы. С учетом нашей доли на рынке, платежи, приходящиеся на Ростелеком, являются самыми крупными в доле по отношению к правообладателям.
Тезис номер два: абонентская база Ростелекома, с точки зрения ее чистоты и отчетов по ней, наверное, самая прозрачная на рынке. Это могут подтвердить отраслевые эксперты.

Я. Бельская: Речь о совокупных платежах или стоимости с одного абонента (CPS)?

А. Косарим: Дело не в принципе подсчета. Главная проблема Pay TV индустрии в России – это серые базы абонентов. Причем речь идет не о том, что база занижена в 2-3 раза, – занижают в десятки раз! Поэтому, когда мы с вами рассуждаем категориями CРS, то мы должны понимать простую вещь: оператор должен нести юридическую ответственность за прозрачность своей абонентской базы. В такой системе координат – искажение данных по базе – это уже сознательный выбор оператора и его правовые риски, которые он готов нести.

Я. Бельская: Есть мнение, что единственный способ справиться с этим явлением – опубликовать тарифы телеканалов с какой-то сеткой скидок в зависимости от объема абонбазы.

А. Косарим: Повторю, проблема в искажении баз и отчетности, а не в тарифах. Ну, опубликовали бы тарифы – и что бы это дало? Было бы правильнее публиковать именно абонентские базы. Это является источником "пиратства" региональных и даже ряда больших игроков.

Я. Бельская: Некоторые операторы считают это единственным способом противостоять такому титану. Однако есть и другие, которые не стали обижаться на Ростелеком за тарифы, а научились отстраиваться от него, делать какие-то собственные сервисы очень хорошего качества – вот не хуже вас, честно.

А. Косарим: Отлично! Ростелеком, как крупная компания, с уважением относится к нашим конкурентам. Мы ко всем - большим, малым и средним операторам - относимся с пиететом, так как они являются нашими клиентами и партнерами – либо уже существующими, либо потенциальными.
Единственные игроки, к которым мы относимся не с такой высокой терпимостью – те, кто пытается "наклонить" рынок и играет на нем нечестно: в разы занижает свои абонентские базы в отчетах каналам, пытается манипулировать тарифами, играет в изменение цен. Они готовы все бесплатно отдать, потому что им кажется, что это хороший способ удерживать абонентскую базу, особенно в тех регионах, где ARPU достаточно высокий и есть ощущение, что можно встраиваться в этот поток. Даже там, где люди привыкли платить какие-то нормальные деньги за потребляемые услуги, они по каким-то резонам пытаются этот рынок обвалить. Причем таким образом они сами не зарабатывают, но пытаются убить и наш бизнес тоже. Вот для них у нас нулевая терпимость. Мы ориентированы на ведение открытого легального бизнеса в России и выбираем партнеров по такому же принципу. Это сознательная позиция и философия компании - платить официальные зарплаты, платить правообладателям, вести бизнес в официальном поле.
Перед нами не стоит задача убить всех операторов вокруг, остаться в одиночестве и просто любоваться собою. Для любого развития бизнеса нужна конкуренция. Ее отсутствие ведет в тупик, и, как показывает практика, обычно ничем хорошим не заканчивается.

Я. Бельская: Эта ваша фраза – идеальное окончание интервью…