Информационные технологии на ТВ

23.12.2015 11:50
Примерно пять лет назад я подключил у своего интернет-провайдера цифровое ТВ. Заманчивый пакет из 150 каналов за 600 рублей в месяц казался выгодной и полезной покупкой. Всего каких-то 600 рублей — и целых 150 каналов! Но что же будем смотреть? Эфирные каналы у меня и до этого были, причем бесплатно. Я подключил себе платное ТВ явно для чего-то большего. Итак, пульт в руках, поехали. Не то, не то, не то. Вот что-то интересное. А еще что-то есть? Опять щелкать?.. Нет, оставлю, пусть работает для фона. О, да тут все по кругу. Нет, что-то не то....
 
У меня же 150 каналов! Почему я смотрю только один или два? Ведь я уверен — именно сейчас для меня в этой куче что-то найдётся, но как найти? А что если записывать передачи, которые мне нравятся? Попробуем. Поставил на запись выбранную передачу, и теперь у меня куча записей — все с одинаковым видео. В EPG не указаны серии. Мало того, еще и передачи записываются не с начала. Ладно, если запись началась до начала передачи (хотя, конечно, раздражает постоянно "мотать"), а вот когда после, хочется застрелить того, кто это придумал. В общем, по кругу передачи смотреть мне надоело, записать нормально не получилось, итог — вернусь на эфирный канал. Там хотя бы повторов нет. 
 
Но вот подходит время очередного платежа. Так, стоп! А за что я тогда плачу? 600 рублей в месяц — это 7200 рублей в год. Дороговато для шумового фона в квартире, лучше потратить на покупку подарка для себя любимого, так что отключаю и пусть бесплатно вещает с голубого экрана эфирный новостной поток.
 
Описанное выше поведение типично для большинства пользователей платного телевидения, у которых есть выбор. В чем же основная проблема потребления современного телевидения? Зрителя оставили без привычных ему средств работы с информацией. Как ему, бедному, ориентироваться в сотне каналов? Все современные телегиды предлагают навигацию исключительно по каналам. Но зритель хочет видеть не канал, а контент, отвечающий его интересам в данный момент времени. Это главная причина того, что телевидение не смотрят, а слушают, просто находясь в одной комнате с телевизором. Молодежь, привыкшую быстро удовлетворять свои запросы, также не привлекает поток информации, которым нет возможности управлять. Современное телевидение — это книга без оглавления, интернет без поисковика. 
 
Каким может быть решение? Первое, что нужно сделать, и это уже сделано нами — собрать метаданные. А именно, собрать максимум информации по ТВ-контенту, для того чтобы соотнести его с интересами зрителя и между собой для определения подобных. Категория, жанр, тема, год, страна, производство, актёр, режиссёр, ведущий, автор, вид спорта, чемпионат, спортивная команда, спортсмен, признаки прямого эфира, премьеры и прочее — все это метаданные для контента, по которым можно строить динамические меню, фильтрацию, поиск и системы рекомендаций. В общем, все то, что так привычно используется зрителями в web.
 
 
Метаданные — это основа для навигации, построенной на интересах зрителя, его предпочтениях, которая позволит превратить пассивный просмотр в активный. Поисковая строка по определенным разделам метаданных позволит зрителю более тесно взаимодействовать с системой, выражая свои мысли в свободной и привычной форме. Причем, систему можно построить так, что она будет удобна как ленивому, так и активному зрителю. Приведу пример. В своей базе данных по ТВ-контенту мы ввели такой вид метаданных как "тема". Это значит, что для каждой передачи мы указываем ее тематическую особенность. Примеры тем: авиация, финансы, медицина, народные танцы, для мужчин, Новый год и Рождество.
 
 
Чем это может быть полезно? Давайте рассмотрим:
 
1) появляется возможность построить многоуровневое динамическое меню. Зритель выбирает категорию передачи, жанр и конкретную тему. Например: познавательное/наука/космос;
2) такие сведения будут очень полезны для рекомендательных систем, так как метаданные позволят выявить интересы пользователя и предложить ему максимально подходящий контент;
3) зритель может просто выбрать в поле поиска интересующую его тему. Кстати, такие запросы пользователей подтверждены исследованиями. Более того, зрители уже ждут от нас этого функционала;
4) множество других применений работы с контентом, включая и возможности фильтрации для самого оператора. Например, отобрать все фильмы на тему "Новый год и Рождество" для каких-либо акций. 
 
Другой пример. Один из самых востребованных видов контента на ТВ - это спорт. В своей работе, при разметке данных, мы используем такие метаданные, как "вид спорта", "чемпионат", "спортивная команда" или "спортсмен". Причем каждый объект имеет свой уникальный код и команды, поскольку "Динамо" по футболу и "Динамо" по хоккею — это совершенно разные команды, а Чемпионат мира по горным лыжам отличается от Чемпионата мира по футболу.
 
 
Как эти данные можно использовать? Опять же, в динамическом меню. Пользователь в два клика может посмотреть все спортивные события по конкретному виду спорта, чемпионату и даже по конкретной команде. Но и это еще не все. Уверяю вас, что мы получим от абонента большую порцию лояльности, если пришлем ему напоминание, что сегодня в прямом эфире играет его любимая спортивная команда! Пример для контента в категории новости: "Хочу смотреть новости в прямом эфире без повторов на спортивную или экономическую тему". Пожалуйста! "Показывать только детские передачи". Без проблем! "Отобрать только премьерный показ". Не вопрос! Ну и наконец, для самых ленивых телезрителей мы можем организовать собственный канал. Это канал с автоматической подборкой телепередач согласно интересам зрителя. При этом зритель избавлен от мучений выбора. Он ничего не выбирает. Система сама предлагает ему наиболее релевантный контент. Тематические каналы — вот где ваше счастье! :) 
 
 
 
Для того чтобы продавать услуги телевидения, мы должны осознать, что наша основная задача — это конечный продукт, который увидит и будет потреблять наш клиент. Над продуктом нужно работать. Сейчас каждый занимается своими проблемами. Канал думает, как продавать дороже рекламу или себя оператору. Оператор — как дешевле купить побольше каналов и подороже продать их абоненту. Не хватает совместной работы над проблемой потребления телевидения в целом. Как сделать это потребление удобным? Как облегчить поиск или выбор подходящего контента? Как определить и подстраиваться под интересы конкретного телезрителя? Это общая задача. Задача операторов, телеканалов, вендоров и агрегаторов программы телепередач. И важно, чтобы мы над ней работали сообща.
 
Я часто спрашиваю у операторов, знают ли они о существовании данной проблемы? Говорят — да. А почему не решаете? Отвечают, что нет технических предложений от вендоров. Спрашиваю у вендров. Те говорят, что нет запроса от операторов. На выставке, наверно, нужно взять обоих за руку и познакомить ... :) У вендоров и операторов есть прекрасная возможность сделать уникальное торговое предложение. Не будем же мы ждать, когда к нам придут из Европы или Запада с готовым решением? Если некоторые телеканалы думают, что они тут ни при чем, то глубоко заблуждаются. От качества программной сетки телеканалов очень многое зависит. Максимально полная и точная телепрограмма, а также оперативные сведения об изменениях в сетке напрямую влияют на лояльность зрителя. Приведу пример того, как канал может терять свою аудиторию. На канале "Россия 24" приходится часто наблюдать расхождение телепрограммы с эфиром. А ведь на канале есть постоянные передачи, на которые зритель время от времени случайно попадает. Зритель не сможет узнать ни когда выйдет очередной выпуск, ни получить напоминание о выходе, ни поставить на запись очередной выпуск любимой передачи. В итоге, попав случайно на эфир программы, у зрителя нет возможности и, как следствие, необходимости возвращаться к просмотру данного канала/передачи. В худшем случае зритель просто не будет ничего предпринимать. Это более вероятно. В лучшем — он пойдет в интернет искать записи передачи и не факт, что это будет легальный ресурс. К вопросу о пиратстве, кстати, получатся, что виноват сам канал. Рыба ищет где глубже, а зритель там, где есть сервис. 
 
 
Сами каналы в ответ на данные замечания ссылаются на оперативные изменения в сетке. Мол, нет возможности сделать её достоверной, т.к. она постоянно меняется. Используя наш сервис и компетенции, мы можем доставлять правки операторам за считанные минуты. Актуальность данных — это очень важно в наш век информационных технологий. Другой пример. Практически все каналы, судя по тем расписаниям, которое мы от них получаем, даже не предполагают, что во многих системах EPG есть два варианта описаний передач разной длины: краткое и расширенное. Краткое рассчитано на то, чтобы зацепить внимание зрителя. Более подробный анонс создает интригу и стремится пробудить интерес зрителя к просмотру. Мы, конечно, по мере своих сил и возможностей стараемся раздобыть и добавить оба варианта анонсов, по сути, выполняя работу за телеканал. Но хотелось бы, чтобы каналы имели в виду эти технические требования систем EPG. Ведь программная сетка канала — это инструмент маркетинга. Способ прямого взаимодействия с аудиторией. Это канал продаж, если хотите. У меня есть полное ощущение, что многие каналы явно недооценивают значимость телепрограммы для продвижения своего контента. Иначе, как объяснить, к примеру, программу передач канала "Матч ТВ" такого содержания: 18:40 Документальный цикл "1+1″. Что за цикл, о чем, какая серия? Какую информацию хотел донести телеканал до зрителя и как на него этой информацией повлиять? Непонятно...
 
Внимание вендоров хотелось бы обратить на инструменты управления приставками и ТВ. ТВ управлять нужно со смартфона и только так. Это решит проблему персонализации. То есть определения того, кто именно сейчас активно пользуется телевизором. Создание и обновление таких систем для ОТТ и IPTV не вызывает никаких технических трудностей. Операторы DVB могут использовать мобильные приложения с телегидом.
 
Только консолидировав наши усилия и внедряя современные информационные технологии, можно увеличить интерес к телевидению и к тематическим каналам в частности. Причем каждому каналу автоматически достанется по лояльному зрителю. Стоит только заполнить метаданные по передачам, и зритель либо получит рекомендацию на контент канала, либо выйдет на него через меню по своим интересам. Внимание зрителя можно получить, отправив ему напоминание о появлении в эфире спортивного события с его любимой спортивной командой или фильма с любимым актёром. Как следствие, зритель будет заинтересован в подключении дополнительных пакетов, он будет понимать — для чего подключил себе платное телевидение и как им пользоваться. Очевидная польза для всех участников рынка. Зритель привык к сервису. Так дайте ему сервис, и он будет им пользоваться и платить, что уже доказано на многих площадках. К сожалению, кроме ТВ-платформ, где сервис минимальный.
 
 
Уверен, что для нашего клиента вопрос цены стоит не на первом месте. Главное для него — это качество и потребительские свойства продукта. Что толку, что у него 100-150 каналов, если он не в состоянии их потреблять. У него есть чувство, что он платит за то, чем не пользуется, или за то, что можно получить бесплатно при том же сервисе. Именно подобным сервисом и должно отличаться платное телевидение от бесплатного.
 
Я верю, что за синергией телевидения и современных информационных технологий будущее. Телевидение без этих технологий не выдержит конкуренции с интернетом. Мы уже и так стремительно теряем молодую аудиторию. Пора это изменить!
 
 
Материал подготовлен и опубликован по заказу компании EPG-Sevice на правах рекламы.
Темы

Об авторе

Виталий Васильев
Генеральный директор компании EPG-Service