Хайпы Международного конгресса НАТ

11.11.2019 13:50

Состоявшийся на прошлой неделе в рамках выставки NATEXPO Международный конгресс НАТ, как обычно, порадовал массой емких докладов и интереснейших заявлений топ-менеджеров вещательной отрасли и чиновников. В частности, слова Эрнста о ФЦП цифровизации, наверное, войдут в историю, как наиболее резкое высказывание самого "высоко сидящего" телевизионного начальника. Но, конечно, не только этой репликой Константина Львовича запомнится конгресс, поэтому мы решили собрать важнейшие темы и самые интересные высказывания в одну живую публикацию.

Итак, по пунктам…

"Что такое современное телевидение и новые требования к современному телевизионному контенту"

Ярчайшим событием первого дня конгресса стала дискуссионная панель "Что такое современное телевидение и новые требования к современному телевизионному контенту". В ней приняли участие президент НАТ Эдуард Сагалаев, генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст, генеральный директор телекомпании "НТВ" Алексей Земский, генеральный директор "СТС Медиа", заместитель генерального директора по развлекательному вещанию Национальной медиагруппы Вячеслав Муругов, президент Академии российского телевидения Александр Акопов, вице-президент по развитию медиабизнеса компании "МТС" Игорь Мишин. В конце незапланированно выступил Руслан Тагиев – генеральный директор службы измерений Mediascope.

Открывая дискуссию, Константин Эрнст подверг критике технологию цифровых мультиплексов, назвав их введение трагической ошибкой. "Обычно России всегда везет, у нас не хватает денег, чтобы участвовать во всех технических фазах западного мира. Мы пропускаем какие-то фазы и удачно вписываемся в базовые. В нулевые годы были деньги, и мы решили поучаствовать во всех, в том числе и в тупиковых проектах. Ну и в данном случае мультиплексы, на данный момент, – этофаза, которую можно было бы пропустить… Но мы получили систему, которая даже не может показывать сигналы в высоком качестве HD, а это уже устаревший формат. Тем временем, нужно переходить уже на новый уровень качества, но существующие мультиплексы это не позволяют", – заявил он.

А также выразил мнение, что лучше было бы сразу переходить к развитию технологии 5G как менее уязвимой и более перспективной системы.

  
На фото (слева направо): модератор Сусанна Альперина, Константин Эрнст, Эдуард Сагалаев, Вячеслав Муругов, Алексей Земский, Игорь Мишин, Александр Акопов

  

Помимо этого, Константин Эрнст впервые рассказал о планах "Первого канала" по производству специального контента для интернета. По словам Эрнста, предполагается, что телеканал будет создавать контент трех видов – только для ТВ, для ТВ и интернета, только для интернета. Для телевидения – более консервативный контент, который гендиректор "Первого канала" охарактеризовал так: "Телевидение будет телевидением. Да, наверное, со стареющей аудиторией... Менее толерантная, более пожилая, более спокойная аудитория будет смотреть классическое телевидение, и контент будет выстраиваться под них".

К контенту и для ТВ, и для Сети будет относиться более откровенный контент для "более толерантной аудитории", "иногда с насилием и более откровенным сексом", при этом для показа на телевидении будет монтироваться отдельная версия.

О контенте для интернета Эрнст сообщил: "Версия "Первого канала" для интернета не будет потоковой в прямом смысле вещания. Но это будет ежедневно возобновляемая система программ".

Появления специального контента для интернета следует ожидать через год-два, так как его производство требует денег.

Также Эрнст дал прогноз по рынку ТВ-рекламы, предсказав, что в ближайшие два года большая часть ее вернется на телевидение: "Интернет отнял у телевидения значительную часть рекламы. В течение двух лет она вернется. Для контекстной рекламы, безусловно, интернет – лучший носитель, но для очень многих других ее типов интернет бессмысленен".

А подытожил свою позицию по будущему телевидения Константин Эрнст так: "Нам пофиг каким транспортом пользоваться, чтобы доставлять контент аудитории, главное, что у нас была, есть и будет команда, которая умеет в огромном количестве делать качественный продукт!"

Гендиректор НТВ Алексей Земский, оперируя расчетами, обратил внимание на тот факт, что из затрат аудитории на телесмотрение до федеральных телеканалов не доходит ничего. "Ни копейки денег абонента не приходит на каналы первого и второго мультиплексов, которые являются драйверами телесмотрения", – рассказал он.

Позднее, в прямом эфире NATEXPO TV [который, кстати, вела в этот день главред Кабельщика], Алексей Земский развил эту мысль, заявив, что принятие закона о едином поставщике федеральных телеканалов в Сети позволит вещателям вернуться к договорным отношениям с операторами платного телевидения и начать получать с них деньги за услуги time-shift и "отложенный просмотр".

Участники дискуссии обсудили экономический и содержательный аспект производства контента, а также специфику создания контента для ОТТ-сервисов. В частности, отметили, что на стриминговых платформах решения по контенту принимают маркетологи, не обладающие экспертностью в области производства контента.

Руководитель СТС Медиа Вячеслав Муругов отметил: "Сейчас – эпоха счастья для продюсеров: в рынок контента вваливаются огромные деньги". Это, по словам Муругова, уже обернулось ростом цен на контент для телеканалов в 2 раза, однако сам качественный контент найти не так просто, и цены на него высоки.

Игорь Мишин, недавно возглавивший медианаправление в МТС, выразил другое мнение о положении дел в отрасли: "Объем инвестиций ОТТ-сервисов в собственное производство не может быть подкреплен творческим потенциалом рынка: сегодня нет столько сценаристов, креативных продюсеров в стране, которые могли бы генерировать достаточное количество идей, чтобы с высокой скоростью эти продукты размещались на платформах".

При этом Мишин отметил, что в ближайшие 5 лет отрасль ожидает примерно та же степень свободы, какая была на телевидении в 90-е годы XX века, однако все процессы буду идти с в разы большей скоростью. А также дал свой прогноз на наиболее перспективные направления развития видеоконтента: "Точно будут развиваться короткие формы, формы с вертикальной разверткой кадра, интерактивные проекты скрипт-производства. И вот тут не важно откуда команда – экспертиза во всех новых форматах одинаково невысока в целом на рынке".

  
На фото (слева направо): Вячеслав Муругов, Алексей Земский, Игорь Мишин

  

Руководитель Mediascope Руслан Тагиев рассказал о том, как развивается система измерений Mediascope для подсчета просмотров на телевидении и в интернете, а также для ее прозрачности.

Модератор дискуссии обозреватель "Российской газеты" Сусанна Альперина на своей странице в Facebook по итогам секции написала: "Сегодня, уже прямо во время дискуссионной панели НАТ "Что такое современное телевидение и новые требования к современному телевизионному контенту", стало понятно, что она – историческая".

Пожалуй, согласимся.

Премия имени Владимира Зворыкина

Еще одним, безусловно, ярким событием первого дня конгресса стала седьмая церемония вручения Премии имени Владимира Зворыкина за выдающиеся заслуги в области развития технологий и инженерных решений в сфере телевещания. Торжественное награждение Премии Зворыкина ежегодно проходит в рамках Международной выставки NATEXPO.

Премия вручалась в четырех номинациях. Всего на соискание Премии было подано 18 заявок.

"За достижения в области телекоммуникационных технологий и связи" награжден "Системный дом Деловые партнеры" – за оборудование Emerlink ADS.

"За создание и/или усовершенствование оборудования/технологии в области телерадиопроизводства" – ВГТРК, за глобальную модернизацию производственно-технической базы телевизионных и радиовещательных аппаратно-студийных комплексов 82 региональных филиалов.

Кроме того, компании "Тракт" вручена Премия Зворыкина за создание полнофункциональной системы автоматизации радио Digispot II и технологии, позволившей перевести государственное радиовещание России на отечественное программное обеспечение и решения на его основе.

"За достижения в системной интеграции с использованием новейших технологий в области телерадиовещания" награжден РТРС, завершивший переход с аналогового на цифровое эфирное телевидение в соответствии с ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы".

Приз в этой номинации вручен также торговому дому "Связь инжиниринг" за создание сети вещания 2-го мультиплекса.

В номинации "За личный вклад в развитие телевидения, радиовещания и связанных с ними технологий" обладателем премии стала Марина Сальман – технический консультант Производственно-технологического департамента ВГТРК.

Специальным призом в этой номинации посмертно, в преддверии 100-летнего юбилея, был отмечен основоположник отечественной школы телевизионного операторского искусства Александр Аронов

Александр Григорьевич Аронов (1919–1994) — главный телеоператор Московского телевизионного центра и ЦТ. Почти за 50 лет работы на телевидении Александр Аронов воспитал множество высококвалифицированных телеоператоров. Его по праву считают одним из основателей школы телеоператорского искусства.

  
Внучки знаменитого телеоператора Лариса Петухова и Светлана Кустарова на торжественном вручении премии Зворыкина
 
 

  

Тон второму дню конгресса задала тема будущего региональных и муниципальных телеканалов, в частности, телеканалов "21-й кнопки" и "22-й кнопки".

Позиция регулятора по дальнейшему развитию цифрового ТВ в России

Позицию регулятора по дальнейшему развитию цифрового ТВ в России озвучил замглавы Минкомсвязи РФ Алексей Волин в ходе часового (включая время ответов на вопросы зала) выступления перед представителями отрасли регионального телевидения и экспертами.

На фото (слева направо): Алексей Волин и Эдуард Сагалаев

  

Волин прокомментировал высказывание генерального директора "Первого канала" Константина Эрнста об ошибочности создания цифровых мультиплексов так: "Если бы мы подождали следующего поезда, то что бы случилось с теми 50 млн граждан Российской Федерации, у которых 10 лет тому назад было 2-3 телевизионных канала, а сегодня уже 20. Я не считаю, что у нас было право, как у государства, попросить 50 миллионов человек подождать следующего технологического этапа. Вот ради этих 50 миллионов точно нужно было идти и делать цифровое телевидение, потому что у них в семь раз улучшилось медиапотребление".

Также Алексей Волин затронул вопрос увеличения конкуренции в связи с переходом на цифровое вещание, отметив, что это нехорошо для региональных телеканалов, которые раньше были лидерами в своих регионах, однако хорошо для зрителей, так как от конкуренции выигрывает потребитель. А перспектива роста конкуренции, по словам Волина, была ясна еще 10 лет назад.

Относительно форматов HD и 4K и того, почему они не были выбраны для запуска цифрового вещания, Волин отметил, что HD в 3 раза дороже, чем SD на каждый канал.

"Пять лет тому назад компания РТРС в пяти городах Российской Федерации, в конкурсных городах, а во многих с населением свыше 1 млн человек, разработала частотный диапазон и закупила передатчики, даже и установила, которые позволяли показывать в HD три телевизионных канала. И мы предложили федеральным телевизионным каналам, включая "Первый", начать там вещание в HD. Нам сказали "дорого", "экономически нецелесообразно", поэтому разговоры о том, что надо переходить сразу же на HD возникают и упираются в один очень серьезный вопрос – а кто за это заплатит? И мы не видим готовности со стороны наших телевизионных каналов, федеральных, за это в настоящий момент заплатить, поэтому та модель, на которую мы перешли, это модель абсолютно экономически выверенная. По крайней мере, имеющая право на существование", –пояснил Волин.

Говоря о перспективах региональных телеканалов, Алексей Волин напомнил, что в двух пилотных регионах РФ – Омске и Калининграде – телеканалы "21-й кнопки" уже начали вещание в формате врезок в ОТР.

По словам Волина, только половина телеканалов "21-й кнопки" заявили, что готовы обеспечить собственным вещанием отведенные 5 часов.

"Вся остальная половина – 2 часа, 3 часа, несколько – 4 часа, есть те, которые 1 час. Более того, что для меня явилось крайне удивительной вещью, целый ряд телевизионных каналов сказали, что они не готовы обеспечивать своим эфиром субботу и воскресенье. В принципе, такие достаточно шоколадные дни для итоговых передач за неделю", – рассказал замминистра.

До конца ноября 2019 года все каналы, которые имеют право на "21-ю кнопку" и получат одобрение наблюдательного совета ОТР, должны будут начать вещание в эфире ОТР, подчеркнул Волин. Шаг вещания – один час, то есть, если телеканал не набирает контента на 5 часов, то может показывать 4 часа, если не набирает на 4 часа, то три и так далее, но не менее одного часа.

По "22-й кнопке" Волин сообщил, что сейчас завершается разработка подзаконных актов с учетом замечаний отрасли. В том числе и с учетом возможности доставки контента через интернет.

По словам Волина, намечены конкурсы в 180 городах, ориентировочно, они все пройдут в 2020 году, или, по крайней мере, в наиболее крупных городах.

Несколько вещателей приехали на конгресс НАТ специально, чтобы обсудить вещание на языках народов России – с началом врезок в ОТР эти вещатели вынуждены будут отказаться от аудиодорожек на удмуртском, татарском, башкирском языках.

По проблеме вещания на национальных языках Волин отметил, что в формате врезок в ОТР это невозможно по целому ряду причин, в частности: противоречит условиям лицензии на вещание ОТР, во многих регионах на национальных языках не говорит более половины населения, в связи с чем нецелесообразно оплачивать вещание на национальных языках из федерального бюджета. Кроме того, Волин напомнил, что было полностью сохранено аналоговое вещание для региональных каналов.

Увы и ах, зрителям из Удмуртии, Татарстана и Башкортостана придется отвыкать от программ на родном языке – бюджет на аудиодорожки на национальных языках не выделен.

Появлению третьего цифрового мультиплекса должен предшествовать новый план частотно-территориального распределения на территории всей Российской Федерации, так как сделать мультиплекс отдельно в границах региона невозможно.

"В ближайший год этого точно не будет, но надежда, она не умирает, еще раз говорю", – подытожил Волин. А также рекомендовал представителям отрасли биться за свои интересы.

По вопросу трудностей пересогласования в ФКК [Федеральной конкурсной комиссии], которые возникли у тех региональных телеканалов, которые ранее работали в партнерстве с федеральными телеканалами, Волин заявил: "Еще раз. У нас ФКК не зависит от регулятора". А также напомнил, что на форуме в Сочи по этому вопросу высказался глава Роскомнадзора Александр Жаров, который сообщил, что нет однозначной позиции, кому пересогласовывать, а кому нет, ФКК рассматривает каждый индивидуальный случай. Волин подчеркнул, что повлиять на ФКК регулятор не может, а также что сам он не является членом ФКК.

Комментируя слова представителя Роскомнадзора Татьяны Денискиной, о том, что будет некое компромиссное решение, Волин заметил, что это противоречит позиции главы Роскомнадзора Александра Жарова, таким образом, представителям регулятора необходимо договориться о единой позиции.

В ответ на настойчивые просьбы пояснить, какова позиция Минкомсвязи и что после Нового года следует делать каналам, которым ФКК так и не согласует изменение концепции в ближайшие два месяца, Волин ответил: "Продолжать вещание", чем вызвал в зале бурную реакцию, поскольку продолжение вещания в таком случае является нарушением договора с правообладателем.

После этого Алексей Волин обратился к гендиректору НАТ Александру Широких с поручением подготовить таблицу со следующими сведениями: телеканал, сетевой партнер, отказ сетевого партнера, отказ в согласовании концепции, чтобы у ведомства была соответствующая информация.

Александр Широких напомнил, что ранее письмо об этой проблеме направлялось главе Роскомнадзора Александру Жарову. Волин отметил, что лично ему нужны данные таблицы, чтобы оценить "размер бедствия". Было решено, что телеканалы, столкнувшиеся с этой проблемой, направят сведения в НАТ.

В этой связи исполнительная дирекция НАТ обратилась сегодня с просьбой ко всем вещателям в "аналоге", имеющим проблемы по дальнейшей работе с сетевым партнером отправить на адрес электронной почты nat@nat.ru c темой письма "ФКК" до конца текущей недели (15.11.2019) следующую информацию:

1. Лицензиат (юр.лицо, номер лицензии на вещание, город, ТВК);

2. Название СМИ сетевого партнёра (из лицензии);

3. Дата отказа сетевого партнёра от сотрудничества (основание: письмо, расторжение сетевого договора и т.п.);

4. Дата обращения в ФКК (дата отказа, предлагавшиеся изменения программной концепции вещания).

В ответ на вопрос представителя регионального телеканала из Санкт-Петербурга, Волин подчеркнул, что в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области решено оставить федеральную версию телеканала ОТР. При этом РТРС везде модернизирует сеть так, чтобы врезки были технически возможны.

По теме помощи местных властей региональным телеканалам Волин сказал следующее: "Нельзя строить стратегию канала исключительно в надежде получить деньги от губернатора. Бывает по-разному". А также напомнил, что местный канал – это бизнес, а эфир можно монетизировать и без рекламы.

Помимо этого, Волин рассказал, что пока случаев смены телеканала на "21-й кнопке" не было, но их необходимо предусмотреть, и отметил, что по "22-й кнопке" механизм прописан в документации и такую модель было бы логично распространить на "21-ю кнопку". Причиной для смены могут быть: отзыв или приостановление лицензии, изменение конкурсных условий (доля контента, тематика). Замена через конкурс.

Эксперт НАТ Роман Климас уточнил, что проект процедуры смены телеканала "21-й кнопки" уже размещен на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения, с теми же критериями, что и по "22-й кнопке".

Решение о продлении аналогового вещания региональных телеканалов после 2020 года будет приниматься Минкомсвязи на основании обращений телеканалов, желающих продлить свое вещание, заявил Волин.

Комментируя существование неофициальных мультиплексов в 4 регионах Российской Федерации, Алексей Волин сообщил, что с 2020 года они все прекратят свою работу.

Планов по изменению структуры двух существующих мультиплексов в настоящее время нет. Вещание телеканалов второго мультиплекса в малых населенных пунктах планируется дотировать, так как оно экономически не выгодно, но социально необходимо.

Отвечая на вопрос о развитии цифрового радио, Волин отметил, что Минкомсвязи является категорическим противником идеи цифрового радио. "Если мы говорим про цифровое радио, мы имеем в виду переход радио на новый цифровой формат, который позволит кратно увеличить количество действующих радиостанций. Ничего более эффективного для убийства рынка радио придумать нельзя", – пояснил свою позицию замминистра.

В то же время в рамках первого мультиплекса существует техническая возможность слушать три радиоканала через телевизор, но это, подчеркнул Волин, не то же самое, что цифровое радио. При этом радиопотребление больше идет в Fm и через интернет-плееры, чем через ТВ.

22-я кнопка. Все о муниципальном обязательном общедоступном телеканале

Тему муниципальных обязательных общедоступных телеканалов продолжила сессия "22-я кнопка. Все о муниципальном обязательном общедоступном телеканале", где выступали три спикера: Степан Парфенов, руководитель проекта "22-я кнопка" в НАТ; Роман Климас, эксперт НАТ; Михаил Ротко, директор по развитию компании Vidau Systems.

Степан Парфенов рассказал о специфике организации работы муниципального обязательного общедоступного телеканала (МООТ). Ключевая особенность МООТ – заключение договора с кабельным оператором на вещание. Это отличительный момент, так как для участия в конкурсе лицензия на вещание должна быть подтверждена вещанием. Подходит любая действующая лицензия на вещание.

4 программные концепции МООТ:

1. 100% собственного вещания (особенностью этого варианта является обилие повторов);

2. Покупка контента (горизонтальный обмен между муниципальными телеканалами по формуле "минута в минуту");

3. Сетевое партнерство (спорная ситуация, так как замглавы Минкомсвязи Алексей Волин ранее оценил этот вариант негативно, но отметил, что использовать его можно, если основной канал не федеральный);

4. Объединение нескольких муниципальных каналов (должно приходиться не менее 20% контента на муниципалитет, то есть максимально можно объединить 5 муниципалитетов).

Необходимый объем вещания – 168 часов в неделю, то есть почти 5 часов в день. При этом возможны повторы, они входят в 20%.

Перспективный контент для муниципальных телеканалов:

- новости;

- программы под конкретную аудиторию, даже небольшую.

Отдельно Парфенов отметил сложность организации прямых трансляций местных событий в муниципалитетах, поскольку уровень связи, достаточный для их организации хотя бы через интернет, есть только в областных центрах, но не во всех (данные по результатам экспериментов).

События из других регионов, где принимают участие местные жители, один из источников контента, причем отмечается, что в настоящее время есть практика, когда на крупных федеральных событиях организуется единый вещатель, который бесплатно предоставляет сигнал. Это дает возможность взять контент для показа в прямом эфире бесплатно.

Также перспективными могут оказаться спортивные трансляции, вещание на национальных языках, если это актуально для региона.

Варианты структуры МООТ:

1. Один муниципалитет – одна редакция (оптимальный вариант для "22-й кнопки");

2. Телеканал, имеющий редакции в муниципалитетах, одна лицензия (один канал на несколько муниципалитетов, не более пяти);

3. Сетевое партнерство с более крупным головным телеканалом, у каждого собственная вещательная лицензия, где прописано два СМИ.

Варианты структуры редакции, удобные для МООТ:

- главный редактор + стрингеры (стрингер совмещает функции корреспондента и оператора, работает дистанционно) + режиссер видеомонтажа;

- редакция с корреспондентами, которые сидят на местах (не ездит на съемки, а только обрабатывает материал, выступая видеомонтажером), при этом операторы сами берут интервью.

Роман Климас сделал обзор документации по "22-й кнопке". При этом он подчеркнул, что единственный в настоящее время действующий документ – закон о "22-й кнопке", подзаконные акты (два постановления правительства и один приказ Минкомсвязи) еще не приняты.

Отвечая на сильно беспокоящий представителей отрасли вопрос, потеряет ли телеканал позицию "22-й кнопки", если прекратит эфирное вещание Климас дал однозначный ответ: "Нет, не потеряет. Никаких взаимосвязей у "21-й" и "22-й кнопки" с наличием или отсутствием эфирной лицензии нет. Вы можете быть исключительно кабельным каналом, вы можете иметь эфирную лицензию, вы можете иметь универсальную лицензию. Но формально законы о "21-й" и "22-й кнопке" касаются только кабельной среды вещания".

На 2020 год намечено 184 конкурса на "22-ю кнопку" по городам 100+, список конкурсных городов есть на сайте Роскомнадзора. Одно из обязательных условий для допуска к конкурсу – у Роскомнадзора должны быть сведения, что телеканал уже вещает на территории этого муниципального образования, при этом интернет-вещание не подходит.

Время подачи заявок – 30 дней с момента объявления конкурса, конкурс объявляется не позднее чем за 60 дней до его проведения.

Телеканал обязан начать вещание в кабельных сетях в течение 6 месяцев после получения статуса телеканала "22-й кнопки", прописаны случаи, когда телеканал может быть лишен статуса.

Предположительно, конкурсы будут проводиться не марафоном, а вторым вопросом на заседаниях по радиочастотам, то есть раз в месяц, а за год – 10 конкурсов, так как в июле и августе Федеральная конкурсная комиссия, как правило, не работает.

Скачать презентацию к докладу Романа Климаса можно тут.

Михаил Ротко, директор по развитию компании Vidau Systems, рассказал о расчете средств, необходимых для развития муниципального канала. Эксперт рекомендовал привлекать технический аудит, для точной оценки необходимых затрат.

При этом Ротко подчеркнул, что технический аудит не ограничивается проверкой состояния оборудования, но также учитывает требования всех сторон, участвующих в проекте, влияние показателей развития телеканала на требования сторон, текущую конкурентную позицию канала. Исходя из всего этого разрабатывается стратегия.

Также учитывается социально-экономический эффект (финансовые вливания, усилия по продвижению), социальный эффект, общественная оценка деятельности телеканала (реакция руководителей региона и активных пользователей).

Отмечены широкие возможности продвижения в интернете, в том числе в виде приложений. В настоящее время есть возможность создать сетевой мультиплекс – комплект приложений различной направленности. Кроме того, в приложении возможно размещение рекламы, кроме алкоголя и табака.

_______________________________

Разумеется, мы рассказали далеко не обо всех секциях Международного конгресса НАТ, прошедшего в рамках выставки NATEXPO, но мы и не ставили перед собой такой задачи. Как обычно в таких случаях скажем: "Товарищи кабельщики, если хотите увидеть и услышать все актуальное, о чем говорят на важнейших отраслевых мероприятиях (тем более, если хотите, чтобы увидели и услышали вас) – берите билеты и приезжайте".

 

P.S. Отдельно хочется сказать большое спасибо организаторам прямых эфиров NATEXPO TV и лично гендиректору НАТ Алексндру Широких за этот замечательный проект!

Об авторе

Татьяна Иванова
редактор Кабельщика