Конгресс НАТ 2022. Часть 1: новые вызовы современных медиа и регуляторика

16, 17, 18 ноября в Москве на ВДНХ прошла выставка NATExpo. Мероприятие включало в себя не только экспозицию, но также вручение Премии им.Владимира Зворыкина, XXVI Международный конгресс НАТ и Техническую конференцию. "Кабельщик" рассказывает о знаковых моментах деловой программы. 
 
Перед открытием Конгресса были объявлены победители X премии имени Владимира Зворыкина. Лауреатами стали телевизионный технический центр (ТТЦ) "Останкино" в номинации "За создание и/или усовершенствование оборудования/технологии в сфере телерадиопроизводства"; МТРК "Краснодар" в номинации "За разработку и/или внедрение новых технологий в условиях пандемии"; "Синтерра Медиа" в номинации "За лучший проект в области импортозамещения" за строительство и ввод в эксплуатацию вещательного телевизионного комплекса, построенного полностью на отечественных технологических решениях"; ВГТРК в номинации "За лучший системный проект в области телерадиовещания". Александр Митрошенков, президент компании AVM Media, председатель совета директоров телекомпании "Класс", вице-президент Академии российского телевидения, стал лауреатом в номинации "За личный вклад в развитие телевидения, радиовещания и связанных с ними технологий".
 

Новые вызовы современных медиа

Деловая программа конгресса открылась с пленарного заседания "Новые вызовы современных медиа", в котором приняли участие Александр Акопов, директор Института кино НИУ ВШЭ, председатель совета директоров компании "А Сериал" (а с 23 ноября еще и заместитель генерального директора НМГ по развлекательному вещанию и генеральный директор телеканала СТС), Алексей Земский, генеральный директор телекомпании НТВ, Игорь Мишин, генеральный директор "МТС Медиа"/Kion, вице-президент МТС по медиабизнесу, Александр Нечаев, заместитель генерального директора ВГТРК. 
 
 
Модератор секции Сусанна Альперина справедливо заметила в начале сессии, что "вызовы каждый год все сложнее и сложнее". Александр Нечаев, который открывал пленарку, ответил, что вызовы, стоящие перед отраслью, являются также и возможностями. Нечаев рассказал, что сегодняшние вызовы связаны с творческими возможностями, с аудиторными изменениями и с конвергенцией разных сред потребления контента. "Творческие вызовы связаны с желанием людей прославиться. Теперь прославиться можно не только через телевидение. Монополия телевидения на это утрачена и это хорошо. Мир лучше работает в конкурентной среде", — поделился он. С кадровыми вызовами у ВГТРК проблем не было никогда, объяснил спикер, в компании хорошо работают социальные лифты и реализуются творческие возможности по поиску интересных людей, а что касается конвергенции, то "надо предлагать контент для каждого сегмента аудитории на той платформе, где ей удобно его потреблять". Также Александр успокоил присутствующих (если у кого-то было беспокойство на этот счет), сказав, что новогоднее настроение ВГТРК обязательно будет создавать, правда, пока не сообщил, в каком формате.
 
Алексей Земский, говоря о конкуренции ТВ и онлайн-платформ, сказал, что "телевидение придумали как передачу движущихся картинок на расстоянии. Каким способом они передаются — через спутник, через цифровой передатчик, через интернет — не важно, это все телевидение". Алексей рассказал историю с опросом студентов, которые на вопрос — смотрят ли они телевизор или телевидение, отвечают практически отрицательно (единицы отвечают, что смотрят). Но когда их просили напомнить название криминального сериала про детективов, который давно идет на ТВ, сразу вспоминают название сериала — "След". 
 
"Надо создавать индустриальные платформы, на которых удобно досматривать то, что не успел посмотреть по телевизору", — отметил Земский. По словам спикера, у него нет сомнений, что победит телевидение, поэтому нужно обсуждать, каким оно будет, говорить о технологиях. "Мы должны конкурировать и делать продукцию с расширенным звуковым и видео диапазоном. ТВ должно быть интерактивным. Интерактивность может быть разной — зум в спортивных трансляциях, участие в онлайн-играх, влияние на контент. Надо включать зрителя в интерактив"
 
У Игоря Мишина на судьбу телевидения был другой взгляд — по его мнению, дискуссия о будущем телевидения носит схоластический характер, и телевидение как технология умрет. Спикер назвал ошибкой принятие программы по развитию цифровых эфирных мультиплексов. Технология, по которой распространяют федеральные каналы, устарела к тому моменту, как дошли до ее реализации. "Если бы те 300 миллиардов, что потратили на федеральную программу, были вложены в развитие интернета, 20 каналов мультиплексов имели бы сегодня совершенно другой уровень развития и влияние на аудиторию".
 
Земский возразил, что эфирное ТВ необходимо для малообеспеченных слоев населения, где ничего, кроме цифрового эфирного вещания, реализовать было невозможно. На это Мишин парировал, что за потраченные деньги можно было бы довести интернет до тех самых малообеспеченных слоев населения. Что касается судьбы отрасли, Мишин считает, что Россия пойдет по азиатскому пути развития, где балом правят экосистемы: "Когда платформа имеет среди своих инвесторов и учредителей ИТ — происходит конвергенция творческих талантов и технологических продуктов. Если посмотреть на зарубежные рынки, то там есть тренд к тому, что ИТ-компании покупают студии, телеканалы".
 
Александр Нечаев настаивал, что во главу угла все-таки нужно ставить не технологии, а контент: "Телевизионный сигнал не портится от количества подключений, с интернет-сигналом такая проблема есть. Но человеку все равно, какие образом до него долетел сигнал. Его интересует контент. И угадать, какой контент будет интересен, это задача как платформ, так и телеканалов". Алексей Земский возразил, приведя в пример смартфон: "Почему телефон не принимает эфирное вещание? Если бы смартфоны принимали эфирное ТВ, то трафик мобильных операторов упал бы на 25%. Технологии влияют на то, что мы смотрим".
 
Александр Акопов в своем выступлении затронул наболевшую тему медиаизмерений: "Мы до сих пор говорим о ТВ и интернете как о разных пространствах, так как у нас нет единой метрики. Мы не знаем, как соединить просмотры и пункты рейтинга. Если мы не узнаем, кто и что смотрит, мы не поймем куда и сколько денег вкладывать, мы не сможем обучать молодое поколение". Главная проблема, считает Акопов, в том, что ТВ и интернет — не единое поле с точки зрения бизнеса и невозможно корректно сравнить эти две аудитории. Когда Сусанна Альперина заметила, что у "Кинопоиска" появилась новая метрика популярности сериалов, Акопов возразил: "Неважно, что искали в интернете, важно, сколько времени люди проводят с этим продуктом. Но серьезный бизнес на этом не построить. Серьезные рейтинги здесь не сделать".
 
Алексей Земский обратил внимание на важность рекомендаций в современных телевизорах и на онлайн-платформах: "Я дома смотрю только цифровое эфирное вещание. Но в гостиной у меня есть телевизор, который оказался очень умным. Через 4 года после эксплуатации при включении выдал мне надпись — "Обычно в это время вы смотрите. В 2018 году появилась ещё одна иконка — "Сейчас больше всего смотрят". Вот так нас считают и так нами манипулируют". При этом Алексей заметил, что умные системы, несмотря на то, что они умные, пока никак не исследуют "почерк телесмотрения". Поэтому, считает спикер, системы рекомендации в текущем виде не работают эффективно. "Если вы посмотрели триллер, онлайн-кинотеатр затем завалит вас триллерами. А я люблю посмотреть после триллера комедию или мультик с внучкой", — говорит Земский.
 
Финальную точку первой панельной сессии поставил Александр Нечаев. Он отметил, что важно пристальней изучать зрителей. Кто они, что они, как заполняют свое время. И уже на основе этих данных предлагать им контент. "Что важно для ТВ — это объединяющая функция. Для зрителя важно ощущение общности и сопричастности к происходящему у них на глазах".
 

Индустрия, регулятор, законы и инициативы

В секции "Индустрия, регулятор, законы и инициативы" приняли участие: Тигран Акопян, председатель Национальной комиссии по телевидению и радио Армении, Ван Бинь, директор Евразийского бюро Медиакорпорации Китая, Максим Виноградов, заместитель начальника Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Екатерина Ларина, директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Рифат Сабитов, председатель Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ, председатель Общественного совета Минцифры России, Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России, Жанна Толстикова, генеральный директор международной сети TV BRICS. 
 
 
Екатерине Лариной, как и спикерам предыдущей сессии, нравится слово "вызовы", потому что в любой проблеме можно найти новые возможности, считает она. Ларина сообщила, что отрасль пережила уход глобальных брендов и импортозамещение в рекламе состоялось. Она рассказала о совместном проекте Минцифры и Минпромтогра по поддержке отечественных производителей — субсидировании размещения рекламы на ТВ-каналах. "Посмотрев на первые результата, мы решим, насколько это нужно продолжать". Спикер также отметила, что предложение по параллельному импорту в отношении авторских прав на иностранный контент не нашло поддержки в отрасли: "Возможность воспользоваться западным контентом на особых условиях не нужна, поскольку вырос интерес к отечественному контенту"
 
Екатерина Ларина также упомянула закон о маркировке рекламы в интернете: "Цель Закона об учете рекламы — сделать рынок более прозрачным и понятным для всех его участников". По ее словам, сейчас непонятно, кто на чем зарабатывает. Эту ситуацию надо исправлять. Ответственность за неисполнение пока не предусмотрена, хотя поправки и вступили в силу: "Мы только наблюдаем, как это будет работать. Минсвязи, РКН и ФАС открыты для вопросов и рекомендаций".
 
Рифат Сабитов рассказал о телемарафоне "Национальных характер", который на платформе "Смотрим" собрал более 40 млн просмотров: "Зрителю интересен продукт, который рассказывает о нашей жизни. Мы хотим рассказать о культурном коде каждого субъекта РФ. Интерес к отечественному контенту проявляется".
 
Владимир Соловьев отметил, необходимо, чтобы журналистская общественность принимала участие в обсуждении законодательных инициатив, касаемых медиа. Во время карантина Союз журналистов изучил ситуацию в отрасли, собрал все проблемы, после чего более 30 тыс. СМИ стали получать помощь правительства. 
 
Максим Виноградов, Роскомнадзор
 
Максим Виноградов рассказал о выборе каналов на 22 кнопку. Сегодня телеканалы выбраны в 132 муниципальных образованиях. Виноградов рекомендовал каналам, в чьих городах конкурс еще не проводился, проанализировать, какие каналы не побеждают и когда решение не было принято, чтобы понять, как готовиться. "Иногда бывает такое качество контента, что выбирать не из кого". По словам спикера, в скором времени будут рассматриваться и неконкурсные города. Но еще в 96 конкурсных городах не была выбрана 22 кнопка, в трех регионах не выбрана 21 кнопка. "Бессмысленно инициировать конкурс, если нет кабельных сетей". Также спикер отметил, что соответствие критериям, по которым каналы были допущены к конкурсу, будет проверяться и в дальнейшем, при несоблюдении статус могут и забрать. 
 
Также Максим Виноградов анонсировал на Конгрессе НАТ старт проверок Роскомнадзором аудиовизуальных сервисов на предмет установки плеера "Витрины" и вещания обязательных общедоступных каналов. 
 

Директор Евразийского бюро Медиакорпорации Китая Ван Бинь поделился информацией о мощностях корпорации и производимом контенте. Ну а мы понимаем, что когда речь идет о Китае, там все очень масштабно. Перечисление было подробным и долгим, упомянули даже о программе, в которой снимали Владимира Путина, поэтому предлагаем просто посмотреть коротенький ролик с перечислением ряда проектов Медиакорпорации Китая.
 
 
Жанна Толстикова рассказала о работе международной сети TV BRICS, которую она возглавляет. Компания делаюет фокус на развитие телеканалов в медиасети стран-членов BRICS. Тигран Акопян пожаловался на проблемы телевидения Армении.
 
 
В частности, в стране государственные телеканалы ограничены регулированием больше, чем кабельные, что мешает зарабатывать и развиваться. В то время как в отношении кабельных телеканалов многие вопросы регулирования не решены.
 
 
Напоминаем, что с полным репортажем с Конгресса НАТ вы можете ознакомиться в нашем специальном телеграмм-канале "Кабельщик на выезде". И вообще, там публикуется много интересных материалов с выставок, форумов, индивидуальных мероприятий телеканалов и оперторов.