Часть II. Операторы кабельного ТВ, проснитесь!

Тимур Имаев 06.05.2014

Последнее время кабельным операторам достается. Про них пишут, что они теряют абонентскую базу. Особенно в США, в Канаде, Западной Европе, понемногу в России. И это действительно так. А что они могут предложить?
0,5А и все на этом?

Конечно, есть еще HD и Ultra HD. Но эти технологии появились не по желанию зрителей. Скорее пожелания зрителей "притягивались за уши" к появлению этих технологий (думаю, здесь многие захотят со мной поспорить). Но давайте, вначале разберемся, какую роль в общей картине поля боя играют продукты HD и Ultra HD.
 
Сначала зададимся вопросом, кому проще обеспечить поток видео в этих форматах, традиционным операторам или ОТТ-операторам по "чужому" интернет-кабелю? Конечно, ответ очевиден. Поэтому HD и UHD превращаются в конкурентные преимущества "старичков" рынка. Это возможность операторов традиционного ТВ предложить зрителю то, что пока сложно обеспечить ОТТ. Мы можем назвать их воинами, вызванными встать на защиту территорий традиционных операторов.
 
С другой стороны, ОТТ приобретает все новых союзников. Из наиболее ярких – развивающиеся сети 3G, 4G и Google Chromecast. Чтобы оценить всю картину боевых действий на рынке платного ТВ в России, необходимо осознать одну вещь: Ни один продукт не появляется на рынке случайно. Новый продукт всегда кому-нибудь нужен, и, как правило, сразу целой группировке компаний со схожими интересами.

А что кроме HD и Ultra HD?

Неужели операторы кабельного ТВ сдались? По моим ощущениям, они даже еще не начинали бороться. Попытки создавать гибридные боксы кабель+IP мне не кажутся оригинальным ходом, в действительности спасающим ситуацию. Они вновь требовательны к сетям оператора и не предлагают абоненту больше, чем 2,5А. 
 
И сейчас мы подбираемся к самому главному. Рынок очень сильно накренился в сторону ОТТ. И многочисленные статьи и аналитические исследования склоняют нас к этому. Чересчур сильно. А кто у нас больше всего заинтересован в продвижении ОТТ в мире? Задумайтесь. Нет-нет. Пока не надо конкретики. Подумайте с самых общих позиций…
 
Первыми в списке идут совсем не Netflix или Hulu. Первыми идут Google, Amazon, Apple, различные социальные сети. На чем создали свои империи эти компании? Конечно, на интернете. В чем они эксперты? – конечно, в продвижении своих услуг через интернет и через СМИ. А теперь, внимание, вопрос: кто скорее сумеет продвинуть свои идеи на глобальном мировом рынке – тот, кто уже эксперт в этом (эксперт в раскрутке своих идей через интернет) или компании, ставшие экспертами в прокладывании сетей связи?
 
Вы улавливаете, к чему я клоню? Понимаете, почему ОТТ так планомерно и поэтапно внедряют в наши головы? Почему кабельным операторам все тяжелее? Идет неравная борьба на поле, где фавориты заранее определены. И, на мой взгляд, многие операторы не видят до конца истинной борьбы. И особенно не замечают, что их втянули в битву в той плоскости, где они заведомо обречены. Сейчас необходимо думать о том, как сменить саму плоскость боя, нежели думать об очень раздуваемых проблемах вроде "ОТТ против традиционных операторов". Последние слова просто уводят операторов от осознания истинной проблемы. Ловко придумано, не так ли?

Немного о будущем DVB-T2 в России

Поговорив обо всех сегментах платного ТВ, мы не можем обойти стороной бесплатное эфирное ТВ. Что ожидает этот интересный сегмент?
 
Здесь я уверен в двух вещах. Во-первых, проект такого масштаба, как DVB-T2 в России (сколько вложенных средств!) обязательно превратится в инструмент для зарабатывания денег. В том смысле, что не только рекламных денег. В какой это произойдет форме, пока сказать трудно. Возможно, это будет что-то наподобие HbbTV. Или к 2018 году придумают что-то новенькое. 
 
Во-вторых, после того, как появятся новые способы зарабатывания на этом сегменте рынка, DVB-T2 столкнется точь-в-точь с теми же трудностями, что и операторы традиционного платного ТВ. И задачи РТРС придется решать те же самые, что и кабельным операторам. Тут вновь потребуется смена плоскости ведения боя.

Кое-что о предпочтениях телезрителей

Эта глава – кульминация
 
Существует много исследований предпочтений абонентов. Но, как я уже писал ранее, многие из них "притягиваются за уши". Да зрители начали смотреть видео через интернет. Да, особенно более молодые зрители. Но чем старше мы становимся, тем нам больше лень выбирать и искать контент. Кому нужен мультискрин? Неужели зрителям? Увольте! Как еще продавать такое большое количество экранов людям? И так ли уж обязательно смотреть видео где-то по дороге на работу или с работы? Кому выгодно такое нагнетание последних модных трендов мы уже говорили. Окно Овертона работает.
 
Теперь постараемся ответить на один из самых сложных и извечных вопросов: что делать? Неблагодарное это дело, и в меня полетит много камней. Но сказав "А", надо говорить и "Б"… Итак:
 
Что делать операторам? Как изменить плоскость ведения боя и оказаться в конце не просто трубой для глобальных компаний? Мыслим глобально. Интернет предлагает все и вся. Это склад, как нужных, так и ненужных нам вещей. Вам хочется в этом возиться? Думаю, никому по-настоящему не хотелось бы. Поэтому ответ на поверхности. Операторам следует перейти от идеи качественного доведения всего и вся (оставим это на долю Google, Amazon, Apple) к качественному доведению только "переваренного"контента. Операторам необходимо научиться работать с контентом. Стать его строгим оценщиком. Образ оператора должен ассоциироваться со спецификой предоставляемого им готового контента, который не нужно идти "искать на складе". Объясню на примере.
 
У меня есть маленький братик. Он ходит в детский садик. Ему нравятся мультики, и ему все равно, где их смотреть. Но стоит посадить его за компьютер/планшет/смартфон, как он всегда случайно найдет там видеоролики с руганью или еще что-то не самое для него подходящее. Был бы я рад, если бы кто-то позаботился о нем? Конечно. Простым запретом сайтов тут не поможешь.
 
Когда мой братик включает телевизор и смотрит там детские каналы, а по ним крутят "вредные" мультики, где главные герои хоть и не ругаются, но берут кредиты и совершают поступки, которые уже с малого возраста закладывают неверные стереотипы поведения. Или его пытаются научить английскому языку с экрана, когда он еще не научился толком читать по-русски. 
 
А теперь представим себе, что есть оператор, который ассоциируется с проработанной программой детских телеканалов в зависимости от возраста с четким разделением по возрастам и защитой от новомодных "вредных" влияний. Ничего больше не потребуется. Среди всех операторов такой участник рынка сможет забрать всю аудиторию молодых семей. А если вдобавок будет проведена рекламная кампания с поддержкой учителей, воспитателей детских садиков – профессионалов в области развития, вы представляете, какую аудиторию заберет такой оператор? И нужен ли тут будет "склад" от Google или любой другой склад ОТТ?
 
Или вы возразите: "появятся соответствующие ОТТ под детскую аудиторию". Но мы-то с вами понимаем, что изначально цель интернета и интернет-компаний – глобализация, свобода и т.д. Это другой тренд. А вот запреты и сужение – это должно стать нишей операторов. Оператор – строгий оценщик узкоспециализированного контента, имеющий образ в голове зрителя, связанный с определенной тематикой. У такого оператора, на мой взгляд, есть будущее. У других – это труба. 

Заключение

Сейчас тренд нагнетания рынка по темам, выгодным для глобальных корпораций, уже занял прочные позиции. Поэтому такие услуги, как multiscreen, интерактивные функции и другие услуги, удовлетворяющие "выявляемые потребности" будут приходить. Операторам следует использовать стратегию отборного контента в связке с multiscreen-возможностями, частично используя тем самым данный тренд. Но вот чего, на мой взгляд, делать категорически нельзя, так это двигаться в интерактивные функции. Логика: хотите заботливо отобранный и проработанный контент – это к нам, хотите склад всего и самостоятельно выбирать – есть интернет. 
 
 
P.S. Спасибо главному редактору "Кабельщика" Яне Бельской за высокую оценку, данную моим статьям. Отчасти благодаря ее поддержке мне удалось выложить на бумагу основные мысли. И, конечно, спасибо за выкладку статей, благодаря чему у меня появилась возможность обсудить свои соображения с экспертами рынка. 

Об авторе

Тимур Имаев
начальник отдела маркетинга ОАО Уфимский завод "Промсвязь"