EPG глазами телезрителя

Константин Дьяков 19.06.2013
Так получилось, что телевизора в моей жизни много. В качестве фона, досуга, источника новостей и рабочего инструмента. Причем именно платного телевидения, от спутниковых и кабельных операторов. При этом уже лет семь, как в нашей семье не пользуются бумажными телепрограммами. Не в силу экономии или каких-то особых сектантских соображений (все мы выросли на газетных программах передач). И даже не из-за появления интернет-телепрограмм. Исключительно потому, что привыкли пользоваться EPG.
 
Зачем человеку в здравом уме бегать по немногочисленным газетным киоскам, судорожно проверять почтовый ящик, своевременно выкидывать программу на прошлую неделю, если вся нужная информация может появляться на экране при помощи нажатия нескольких кнопок. Удобнейшая опция, неотъемлемая часть современного телевизионного уровня. Но, увы, в большинстве случаев не дотягивающая содержательно даже до своих предшественников — печатных телегидов.
 
Совершенно не исключаю, что есть на наших необъятных просторах операторы, предлагающие абоненту технически и содержательно безупречный электронный телегид. Но мне пока такие не попадались, знаю лишь о тех маргиналах, которые не предлагают его вообще. Техническая сторона сильно зависит от возможностей ресивера, и надеюсь, про это напишут люди более компетентные. Я говорю исключительно об информационном наполнении и оформлении текстов. 
 
Например, главное жанровое определение: документальный фильм, художественный, телесериал и т.п. То оно есть, то его нет. И не сразу догадаешься, «Загадка старого кладбища» — это познавательная передача, триллер или новый форматный сериал из жизни приведений. Могут возразить, что на «сериальных» каналах излишне помещать такую маркировку. А вы уверены, что зритель, листающий EPG, сразу чётко опознает сериальный канал? Еще выдвигали мне такой аргумент: для кого писать про «Любовь и голуби», что это художественный фильм? Кто этого не знает? Да мало ли кто не знает! Опросите 16-летних зрителей, треть скажет, что это название шоу знакомств. И не аргумент это вовсе — в таком деле или писать везде, или не писать вовсе. Пусть сами догадываются, «Берегись автомобиля» — это Рязанов или совместный проект ГИБДД и телеканала «Тормоза».
 
И совершенно обратная ситуация с тематическим определением фильма: комедия, драма, мелодрама, триллер и т.п. Тут как раз нет смысла каждый раз напрягаться. Более-менее ясно с комедиями, детективами-боевиками и фильмами ужасов. Но фантазия редакторов не знает границ. Положим, с определением «детективный сериал «Преступление и наказание» я лично согласен, но некоторые поклонники Достоевского могут и расстроиться. Но маркировка «мелодрама» у пронзительного фильма «Кукушка» расстроила уже меня. На эти маркировки конечно можно и не смотреть. Главное — описание передачи или фильма, интересен год выхода, немаловажен режиссер и исполнители главных ролей. Год выхода фильма обычно указывают, часто неправильно. Но бывает и не указывают, а почему — неясно. Режиссёра могут написать, если это Феллини или Гайдай, с актерами еще сложнее — выборка логике вообще не поддается. Развлекательные передачи описаны, как правило, по тому же не выявляемому принципу. Про «Поле Чудес» можно каждую неделю видеть подпись «неувядающая передача», а премьера телевизионного шоу обходится определением «новый телепроект», без пояснений.
 
Про подробные описания я даже примеров приводить не буду, чтобы не превращать эту заметку в юмористический сериал. В том же Фейсбуке фотографии с идиотскими текстами из EPG могут уверенно конкурировать с котиками. А собственно к чему это я, просто побрюзжать? Ясно, что информацию для EPG передают каналы, возможности редакторские и копирайтерские у них разные, количество ответственного персонала у «монстров» и «начинающих» несоизмеримо. Но ведь в хороший печатный телегид информация тоже поступает не из космоса. Может быть, при передаче этих немаловажных данных от канала к телезрителю пропускается какое-то очень полезное звено?
 
Приходилось мне слышать о том, что скоро EPG скоро умрет, все телевизоры будут самостоятельно выходить в интернет, и предлагать зрителям уникальные возможности по глубокому изучению телепрограммы. Верю. Но наше отечественное «скоро» трудно соотносится с каким-то конкретным сроком. Да и странно так уверенно смотреть в будущие технологии, толком не отточив нынешние.

Об авторе

Константин Дьяков
обозреватель "Кабельщика"