«Новая эра» российского медиарынка: наблюдения по итогам КРОС-2022

Григорий Кузин 07.06.2022
После 24 февраля 2022 года российский медиа- и телеком рынок вступил в эпоху новой реальности. События последних месяцев заставили его участников пересмотреть свои планы и приоритеты развития.
 
Наступление "новой эры" стало сквозной темой ежегодной конференции телеком- и медиаотрасли КРОС-2022. Все доклады и дискуссии так или иначе затрагивали вопросы влияния, которое оказывает на бизнес уход зарубежных компаний из России, необходимость и возможность импортозамещения в различных секторах деятельности.
 
В этом материале я расскажу о своих наблюдениях и выводах, касающихся ситуации в медиаотрасли. И здесь я выделил для себя две основные тенденции: необходимость пересмотра отношения к информационной безопасности со стороны отечественных телеканалов и аудиовизуальных сервисов, а также изменения, продиктованные уходом из страны некоторых иностранных вещателей.
 
Новая грань безопасности
"Новая эра" заставила медиакомпании по-новому взглянуть на подход к обеспечению безопасности контента. С февраля некоторые российские телеканалы и аудиовизуальные сервисы неоднократно подвергались кибератакам. Поэтому, если раньше основное внимание уделялось защите от пиратства, то сейчас на первый план вышла необходимость оградить себя от хакерских атак.
 
В мае произошел нашумевший случай взлома сервиса Rutube, в результате которого он был недоступен в течение нескольких дней. Представитель компании Сергей Киселев заверил, что сейчас платформа работает в полнофункциональном режиме, а на ее восстановление ушло не так много времени благодаря тому, что практически все сервисы построены на виртуальной инфраструктуре. Из-за этого атака затронула только верхний уровень.
 
При этом надо отметить, что все случаи взломов были зафиксированы на оборудовании, имеющем подключение к интернету. Это говорит о том, что доставка сигнала через открытый интернет в нынешних реалиях стала небезопасна и однозначно проигрывает закрытым оптоволоконным сетям, степень защищенности которых несоизмеримо выше.
 
 
Вообще же, как пояснил эксперт "Лаборатории Касперского" Максим Каминский, каких-то специфических киберугроз созданных именно для медиакомпаний не существует. Просто в нынешнее время информация ценится не меньше денег, поэтому хакеры и обратили свое внимание на СМИ, чтобы иметь возможность доступа к инфопотокам. Сами же методы взлома не отличаются от уже известных ранее. Но ситуация специфична из-за того, что нет необходимости атаковать каждый телеканал в отдельности, в качестве цели выбирается поставщик сервиса, обслуживающий сразу много телеканалов или ОТТ-сервисов. Это хорошо видно на примере взлома EPG. В этом смысле медиаиндустрия оказалась достаточно уязвима, потому что угрозы возможны не только прямые, но и через технических партнеров. Безусловно всем участникам цепочки телевизионного вещания и доставки необходимо применить дополнительные меры информационной безопасности на своей стороне, а также важно выбирать доверенных поставщиков услуг.
 
Отмечу, что на платформе "Медиалогистика", работающей на базе защищенной инфраструктуры компании MSK-IX, не было зафиксировано ни одного случая взлома, в отличие от сервисов доставки телесигнала через публичный интернет.
 
Сдержанный оптимизм
За последние месяцы российский рынок покинуло более 30 зарубежных телеканалов. Наибольший "вклад" в этот отток внесли крупные дистрибуторы — Discovery Network и Paramount-Viacom, которым принадлежит сразу несколько популярных тематических каналов, включая Eurosport и MTV. Также работу в России приостановили такие вещатели как Love Nature 4K и NHK.
 
С одной стороны, ситуация с оттоком зарубежных игроков не выглядит критичной. На примере каталога платформы "Медиалогистика" который содержит более 600 телеканалов видно, что доля ушедших вещателей составляет лишь 7%. Таким образом на рынке остается достаточное количество тематических проектов для того, чтобы каждый оператор или аудиовизуальный сервис мог сформировать полноценный ТВ-пакет с разнообразным контентом. Например, в нише, которую занимал MTV работают сразу четыре телеканала схожей тематики: "ТНТ Music", RU.TV, Bridge TV и Music Box Russia.
 
 
Позитивным фактором стало появление новых телеканалов российского производства, например, KinoLiving и "Супергерои". Есть информация о подготовке к запуску и других новинок.
 
Положительно ситуация повлияла и на вещателей, которые уже давно работают на рынке. Так после ухода Discovery и Love Nature 4K в группе компаний "Уфанет" заметили значительное повышение интереса к их телеканалам со стороны операторов и зрителей. Руководитель отдела экспорта и дистрибуции ГК "Уфанет" Ирина Шленкина рассказала, что многие операторы с легкостью поставили на место зарубежных вещателей каналы "Глазами туриста", "Живая природа и Home 4K. Это объясняется не только необходимостью заполнения опустевшей ниши, но и в существенной разницей в стоимости каналов. А обратная связь от телезрителей показывает, что им такая замена также пришлась по душе, так как в нынешней ситуации повышенной тревожности у них появилась возможность получить российский контент антистресс-направленности.
 
Еще один плюс, который отмечают вещатели — освобождение у операторов частот, которые раньше были заняты зарубежными каналами. Исполнительный директор "Восьмого канала" Мария Губанова рассказала о том, что еще недавно получить у операторов необходимую для вещания частоту было практически нереально, но сейчас из-за освобождения частотного ресурса заходить в новые сети стало гораздо проще.
К сожалению, нельзя не отметить и некоторые отрицательные моменты, которые принесла новая реальность.
 
Руководитель отдела продаж телеканалов операторам телекомпании "Первый ТВЧ" Елена Савельева совершенно справедливо отметила, что для успешного импортозамещения телеканалов необходимо, чтобы оно работало во всех сферах. По факту же многие операторы сейчас озабочены тем, как достать новое оборудование. Поэтому, несмотря на то, что сейчас они охотно берут отечественные каналы на освободившиеся частоты, есть вероятность, что дефицит "железа" может вновь спровоцировать отключения из-за невозможности развития инфраструктуры.
 
Еще один неоднозначный момент связан с качеством контента. Как бы мы сейчас не относились к таким вещателям как Discovery и MTV, очевидно, что они тратили на создание контента бюджеты несопоставимо большие, чем российские производители. Поэтому и уровень качества у них является эталонным в своем жанре. Несмотря на то, что отечественные каналы стремятся постоянно повышать качество своего продукта, в силу объективных финансовых причин, уровень технической реализации у них пока еще ниже.
 
В связи с уходом многих зарубежных компаний, а также растущей экономической неопределенностью возникают проблемы в рекламном секторе. Даже те рекламодатели, которые остались на рынке и запланировавшие ранее бюджеты на продвижение в медиа, не спешат их тратить, понимая, что покупательская способность населения снижается. Все это сказывается и на рекламных доходах вещателей.
Изменился и профиль потребления контента зрителями. Согласно данным MediaHills, после ухода канала Discovery только 63% его аудитории перешли на другие телеканалы схожей тематики, еще 21% стали отдавать предпочтение новостному контенту, а 16% сократили телесмотрение.
 
 
Время возможностей
В целом участники конференции КРОС чаще отмечали, что при всей стрессовости сложившейся ситуации, новая эра открывает и новое окно возможностей для компаний медиа- и телеком-рынка. Но воспользоваться ими можно только сообща. Участникам отрасли необходимо сотрудничать, коллаборировать и общаться друг с другом, делясь опытом, вырабатывая новые стратегии и оказывая взаимную поддержку. К чему я всех и призываю.

Об авторе

Григорий Кузин
директор проекта "Медиалогистика" компании MSK-IX