О роли человеческой лени в техническом прогрессе

Александр Ковальский 13.08.2013
Уже достаточно давно у всех перед глазами крутится пазл, который никак не собирается: есть экран большой, но тупой, и есть экран маленький, но умный. На первый удобно смотреть, но неудобно работать с ним. А со вторым удобно работать, но неудобно смотреть.
 
Как можно было догадаться, речь идет о телевизоре (во всех его проявлениях) и о компьютере (во всех его инкарнациях). До поры до времени эти два персонажа жили в параллельных мирах и особо не подозревали о существовании друг друга. Однако, компьютер “заматерел” и теперь это далеко не электронно-вычислительная машина — гордость умных инженеров, а скорее мобильно-развлекательный девайс, торчащий из каждого кармана горожанина. Когда компьютеры начинали отображать первую анимацию в виде псевдографики, тогда никто и подумать не мог, что буквально через десяток лет gif-ки и простенькие 16-цветные игры превратятся в полноформатные анимационные ролики, 3D-фильмы, видео-файлы с разными разрешениями, видео-потоки, отснятые домашней камерой и полноценные онлайн-телеканалы. В общем, компьютер вышел на оперативный простор территории телевизора и начал громить тылы противника.
 
Что же происходит в стане телевизора? Осознав (достаточно поздно) — что к чему, телевизор начал обзаводиться соответствующим вооружением, чтобы хотя бы отстоять собственную территорию. Получается не ахти. Например, все “мало-мальски компьютеры” могут показывать видео (даже убогий китайский планшет за $50), а функции компьютера поддерживают только дорогие телевизоры — те, что дороже своих обычных собратьев в 1,5 — 2 раза.
 
Казалось бы, телевизорам приходит конец, он уже вот-вот наступает, но...! В игру вмешивается человеческая лень: ну, не любят люди смотреть в мааааааленькие экраны! Также как они не любят (особенно перешагнув 27-летний рубеж) сидеть и клацать по 30 раз “мышкой”, чтобы выбрать и посмотреть какой-то фильм. 
 
Телевизор же с его большим экраном и одной главной кнопкой на пульте — хорош, но ему не хватает чего-то такого же интересного, как на компьютере (вниманию энтузиастов и кул-хакеров, работающих в сфере ТВ: вы не являетесь типичным ленивым телезрителем и ваш опыт “а у меня дома файл сервер с торрент-клиентом и wi-fi-сетка с выделенным приоритетом видео” не сочетается шаблоном массового абонента, как не легла теория просвещенного коммунизма на люмпен Российской империи).
 
Этот недостаток пытаются устранить вендоры телевизоров, инвестируя громадные средства в разработку уникальных дизайнов своих смарт-ТВ, отрабатывая средства управления ими и также попутно декларируя, что наконец-то компьютеры могут позавидовать телевизору (у нас такая реклама есть).
 
И все бы хорошо, начинается большая и жестокая война за покупателя: вендоры ТВ против всего остального мира Home Entertainment. Но как всегда появляются умники (а их же не любят — все, наверное, это знают) и говорят: ребята, не надо городить огород, не надо изобретать колесо и искать точку опоры для переворота мира, просто вставьте воооооот эту штучку (а под “штучкой” я подразумеваю Google Chromecast) в ваш стаааааренький телевизор с HDMI-портом и — о, чудо! — КАЖДЫЙ ваш телевизор станет компьютером. Или смарт-ТВ, как пожелаете.
 
Соответственно уже сейчас всевозможное видео с YouTube можно смотреть на большом экране с минимальными усилиями (на установку устройства требуется всего 5 минут). А через год вы сможете получить доступ к большинству ОТТ-платформ, и всё это за каких-то $35, а заодно и с поддержкой одной из самых больших IT-компаний в мире. Добавьте к этому громадное сообщество разработчиков, которое реализуют любые требования рынка и google’низацию всей страны. Это почти как на улице на глазах у родителей подойти к их дочери-красавице, поцеловать ее взасос и предложить “родокам” холодного квасу. Не то, чтобы в Google изобрели колесо — всевозможные HMDI-STB (или проще “свисток”) уже почти год гуляют по рынку в виде чудо-изобретений китайцев. Но Google вывел это колесо с уровня игрушки-юлы в Центральноамериканской доколумбовой цивилизации на уровень главного изобретения человечества на пути из пещер в космос, сделанного на просторах Евразии.
 
И результат не заставил себя ждать. Сразу после объявления о новинке спрос на Chromecast опустошил склады и заказы теперь принимаются с отсрочкой доставки около 3 месяцев. Устройство пока доступно только на американском рынке, но скоро появится и в Европе.
 
И что же теперь получается? Теоретически вендоры ТВ могут не тратить сумасшедшие деньги на внедрение смарт-функций в свои телевизоры и избавиться от ночного кошмара технической поддержки “сырых” продуктов. Теперь им будет достаточно делать то, с чего они начинали — производить телевизоры. Простые, 3D, большие, маленькие, красивые и не очень, громкие и тихие. Но не смарт.
 
Теоретически ОТТ-операторы могут радоваться, что им достаточно будет интегрироваться только с одним Chromecast, для того, чтобы покрыть громадную аудиторию, а абоненты — что они получат наконец-то долгожданную свободу с удобством смотреть что, где и когда им хочется. Ведь Chromecast можно увезти с собой и смотреть персональное ТВ, к примеру, на даче, у друзей или в отпуске. Также теоретически операторы традиционного линейного ТВ должны начать очень сильно волноваться, поскольку один из самых лимитирующих факторов — доступность желаемого контента на предпочитаемом экране в свободно выбираемой точке пространства — пропадает.
 
На практике же вряд ли вендоры ТВ захотят отказываться от перспективного рынка домашних развлечений. Они потратили сумасшедшие средства на борьбу как с коллегами по цеху, так и с компьютерными оппонентами. Без “умных” технологий пропадает разница между вендорами из разных эшелонов — дешевый телевизор от малоизвестного китайского производителя становится таким же умным, как и Samsung с помощью Chromecast. Тут также стоит принимать во внимание собственные магазины контента, которые крупнейшие ТВ-вендоры встраивают в каждый телевизор и через которые уже пошел денежный поток.
 
На рынке США и Европы сильны альянсы производителей оборудования и владельцев контента. Вполне вероятно, что для Chromecast не будет доступен тот же контент, что и для Apple TV. А это означает, что ОТТ-оператор не сможет предоставить через Chromecast все, что захочет абонент. Также операторы линейного ТВ, которые сейчас в основном формируют портрет рынка платного ТВ, наверняка придумают ответные ходы для защиты своей “священной коровы”.
 
Получается, что Chromecast может стать долгожданным нежеланным гостем — востребованный аудиторией, но отвергаемый бизнес-сообществом. Каков будет исход, как всегда покажет время.

Об авторе

Александр Ковальский
Директор компании LSky