Отключить нельзя терпеть

Юлия Шахманова 10.07.2020

В последние годы на отраслевых конференциях много говорится о необходимости консолидации рынка. Дескать, общими силами мы и инфраструктуру подтянем, и контент качественный начнем создавать, и инновации внедрять сможем. Но вот грянул коронавирус, и выяснилось, что телеканалы, производители контента и операторы не слились по-брежневски в братском поцелуе, а очень даже наоборот.

Да, сейчас тяжело – потребление товаров и услуг в стране сократилось, в разы упали рекламные доходы. При этом цифры телесмотрения в России растут, значит, доходы от абонентов как минимум должны оставаться на прежнем уровне. Не секрет, что пакеты операторов – история долгосрочная, на год, полгода или квартал. Все участники рынка должны по-прежнему получать ощутимый стабильный доход, но отчего-то где-то что-то пошло не так. 

Замечу в скобках, что онлайн-кинотеатры и ОТТ-платформы также рапортуют об уменьшении профита, но вот что странно: игровые сервисы при этом не уменьшают, а увеличивают (!) стоимость своих услуг. И только телеканалы вместе с DTH-операторами снижают тарифы, а то и вовсе отдают контент бесплатно. 

Это, кстати, лично для меня – наименее понятная часть истории. Если вы снижаете тарифы, то должны компенсировать выпадающий доход другими путями, или, на худой конец, заранее посчитать бюджет подобной "благотворительности": хватит ли оставшегося профита для полноценного функционирования компании. И если не хватит, зачем соглашаться на сомнительные предложения DTH-операторов и отдавать им сигнал практически или совершенно бесплатно?!

Телевидение, наряду с хлебом и водкой – то, от чего российский человек откажется в последнюю очередь. Эту нехитрую мудрость телекоммерсанты за двадцать лет работы на рынке платного ТВ усвоить почему-то не сумели. И вместо того, чтобы в кризис увеличить доходы от продажи продукта первой необходимости – не менее востребованного за пределами МКАД, чем медицинские маски, – телеканалы рассказывают, что денег нет, а держатся они из самых последних сил. 

И что же они делают, чтобы остаться на плаву? Не пытаются получить от DTH-провайдера деньги по контракту, нет. Они идут к производителям контента и просят отдать его со значительным дисконтом. Те, разумеется, реагируют жестко: ребята, мы не хотим оплачивать издержки вашего бизнеса, нам свой персонал кормить. Так что приходите потом. Когда деньги будут. Телеканалы идут к операторам связи (не к DTH, которым контент уже отдали за копейки или вовсе бесплатно, а к DTO!): сделайте скидку, доставляйте наш сигнал пока бесплатно, не отключайте трансляции – нам тяжело. И вещатель должен решить: "похоронить" телеканал или транслировать его сигнал за свой счет. А деньги получить потом. Когда они будут у телеканала. Вернее, если. 

И ладно еще, когда так себя ведут региональные телеканалы, нелюбимые чада местных властей, для которых канал – чемодан без ручки. Но когда "плач Ярославны" раздается от тематических каналов, становится странновато. Они – сугубо коммерческие предприятия, и если менеджмент не в состоянии построить устойчивую бизнес-модель, наверное, лучше отключить их насовсем, чтобы не мучились. Хотя, конечно, хочется верить в лучшее – что маркетинговые департаменты таких телеканалов в стрессовой ситуации научатся продавать свой продукт и приложат максимум усилий, чтобы в дальнейшем слезть с "рекламной иглы".

Справедливости ради, есть отдельные телеканалы и холдинги, которые придерживаются коммерческой бизнес-модели, и в текущей ситуации не дрогнули. Да и насколько искренни остальные – большой вопрос: ни для кого не секрет, что все используют амортизирующийся или амортизированный контент, который был закуплен ещё до вируса. При этом есть живой пример Netflix, который вообще плевать хотел на ограничения, и увеличивает количество абонентов и кэшфлоу. Воистину, кто хочет что-то сделать, ищет возможности, кто не хочет делать – ищет оправдания.

Производство контента прозрачно, как слеза Эрнста, читающего "Медузу": потратились на права, съемки, зарплаты и пр. – продали продукт. То же с вещателями DTO: оплатили ёмкости (причем – по текущему диковатому курсу доллара), наладили инфраструктуру, заплатили работникам – транслируем телеканалы. И только сами каналы пытаются переложить издержки на кого-то ещё, в то время как DTH-операторы застенчиво улыбаются из-за их спин.

Как-то не по-братски получается, коллеги.

Не консолидированно.

И главное, это не работает – даже в России.

Об авторе

Юлия Шахманова
генеральный директор STV