Как самоизоляция повлияла на российские онлайн-кинотеатры

Недавно сервис "Работа.ру" провел опрос, в ходе которого выяснилось, что около 20% россиян на самоизоляции смотрели в онлайне фильмы и сериалы. О росте затрат россиян на платный контент сообщают и российские онлайн-кинотеатры. О резком росте популярности киносериального контента на фоне пандемии говорят и зарубежные коллеги - мы чуть ли не ежедневно публикуем такую аналитику в последние месяцы. Буквально только что крупный европейский провайдер Netgem TV провел исследование в Великобритании и Ирландии и утверждает, что 73% респондентов проводили этой весной досуг за просмотром телесериалов. А в исследовании Wanta Group говорится, что пик интереса к просмотру сериалов в интернете был зафиксирован в апреле 2020 года, тогда доля людей, которые планировали делать это, составляла 78%.

Словом, как и следовало ожидать, население стремится оторваться от пугающей действительности в чарующем мире кино и сериалов, и главным бенефициаром этого стремления становятся провайдеры и онлайн-кинотеатры.

Российское издание Forbes на днях расспросило онлайн-кинотеатры, как на их бизнес в целом повлияла пандемия и массовая самоизоляция. Среди опрошенных были такие крупные игроки, как ivi, Start, Premier и "Кинопоиск HD". Мы немного удивились такому составу списка опрошенных - если уж давать обзор по рынку, то стоит включить в него всех крупнейших игроков. Поэтому мы предложили рассказать о достижениях во время локдауна и другим видеосервисам. На наше предложение откликнулись Okko, Amediateka, TVzavr и Megogoчьи комментарии мы публикуем ниже

Premier

Как рассказала первый заместитель генерального директора "Газпром-Медиа" Светлана Баланова, суммарное количество визитов на сайт Premier со стационарных компьютеров и мобильных устройств выросло на 136% по отношению к цифрам с начала года до 15 марта, количество сессий в мобильном приложении увеличилось на 153%, среднесуточный охват активной аудитории — на 170%.

Просмотры контента суммарно за тот же период достигли почти 240 миллионов, а количество новых регистраций увеличилось более чем в 3,2 раза. По данным Mediascope, среднемесячный охват сервиса в марте-апреле вырос в два раза. За март и апрель Premier показал самый большой рост на десктопе среди топ-30 видеоресурсов в России.

Сейчас платформа экспериментирует с кросс-медийными рекламными форматами. Речь идет о проекте Premier.Live, который включает в себя рекламу на ТВ, радио и платформе Premier.One во время живых концертов звезд.

"Для нас очевидно, что текущее увеличение "бюджета времени" на медиа после отмены карантинных мер приведет к откату до уровней, близких к докризисным. Возможно, за счет новых привычек в потреблении видео и освоения новых каналов разными сегментами аудитории мы все же увидим некоторый рост к "допандемическим" показателям. Мы в своей стратегии продолжим делать ставку на собственное производство, на постоянные релизы хитов, которые работают на привлечение аудитории к нашим каналам и сервисам", — отмечает Светлана Баланова.

Напомним, что Premier первым открыл бесплатный доступ к своему контенту в связи с коронавирусом в середине марта. 

"Кинопоиск HD"

Ольга Филипук, директор по контенту медиасервисов "Яндекса", рассказала, что онлайн-кинотеатр также предоставил зрителям бесплатную подписку с середины марта до конца апреля. Результатом стало увеличение абонентской базы на несколько сотен тысяч.

"По итогам марта мы зафиксировали 1,5 млн смотрящих подписчиков — еще в январе был миллион. Месячная аудитория портала КиноПоиск в апреле достигла рекордного уровня — 60 млн пользователей", — комментирует Ольга Филипук.

Сколько новых подписчиков будут смотреть контент онлайн-кинотеатра после самоизоляции, можно будет понять к концу июня. 

Okko

Пресс-служба онлайн-кинотеатра рассказала, что в апреле смотрение в Okko выросло на 90%, а количество посетителей сервиса увеличилось примерно на 40% по сравнению с мартом. Текущая аудитория Okko – 17 млн пользователей, в то время как среднемесячная аудитория сервиса в 2019 году насчитывала 2,7 млн. База платных подписчиков выросла в пределах 300% по сравнению с 2019 годом. Число платных пользователей продолжает расти.

"В период самоизоляции мы совместно со Сбербанком также представили собственный проект "Шоу ON!", в рамках которого транслировались выступления россйиских музыкантов, в том числе "Би-2", Леонида Агутина, Григория Лепса, Егора Крида и многих других артистов. Всего концерты собрали более 46 млн просмотров".

Также онлайн-кинотеатр запустил проект "Искусство онлайн", призванный открыть россиянам доступ к спектаклям ведущих театров, а также экскурсиям главных музеев России. Контент из области культуры на Okko получил более 8 млн просмотров. 

В Okko отмечают, что видят "невероятный отклик аудитории". Например, к экскурсии "Третьяковка со Шнуром", которую Okko Studios создали совместно со Сбербанком специально для проекта "Искусство онлайн", за сутки присоединились 17 тысяч пользователей, что в 4 раза больше, чем средняя дневная посещаемость музея.

Start

Весной 2020 года количество платящих пользователей выросло на 200% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако компания наблюдала рост и до карантина. Фактор самоизоляции тоже имеет место быть, но в большей степени повлиял курс видеосервиса на создание и премьерный показ оригинальных проектов, уверена генеральный директор видеосервиса Юлия Миндубаева.

"Если анализировать три карантинных месяца, то Start, несомненно, почувствовал рост и позитивное влияние по всем показателям. В апреле мы наблюдали пик и по просмотрам, и по новым подписчикам. Так, по отношению к марту в апреле приток новых подписчиков увеличился на 60%, просмотры — на 30%. В мае очевидное влияние карантина закончилось: мы видим это и по активности текущих пользователей, и по притоку новых. В мае, по сравнению с пиковым апрельским ростом, обусловленным в том числе карантином, мы увидели небольшое снижение активности, впрочем, оно традиционно для празднично-теплого мая и происходит ежегодно. То, что в этом году тенденция сохранилась, показывает реалистичную картину “карантина” и “самоизоляции”", — отмечает Юлия Миндубаева. 

В Start отмечают, что не отменяли плату за подписку и не увеличивали пробный период, как это сделали многие онлайн-кинотеатры, а сфокусировались на работе с традиционной целевой аудиторией:

"Показатели конверсии из пробного периода в подписку и оттока у нас остались на уровне докарантинных месяцев". Сейчас у сервиса 1 млн платящих абонентов.

Megogo

Генеральный директор Megogo Россия Виктор Чеканов рассказал, что за последние три месяца число подписчиков сервиса, как и длительность смотрения на одного пользователя, значительно увеличились. 

"Что касается подписок и новых пользователей, то мы отмечали среднесуточный рост подключений от 25 до 40 % к среднему показателю за сутки в прошедшие три месяца. Мы максимально расширили библиотеку нашего бесплатного контента", — рассказывает Виктор Чеканов. 

Также гендиректор сервиса отмечает, что большинство контента на Megogo имеет сурдоперевод и тифлокомментарии для пользователей с нарушениями слуха или зрения. Всего же на Megogo больше 10 тысяч единиц бесплатного контента, из них более 4,5 тысяч фильмов и 1,5 тысяч мультфильмов.

Говоря о динамике и долгосрочной перспективе, Виктор Чеканов отметил, что все зависит от глубины кризиса и платёжеспособности населения. Кризис ожидаемо влечёт за собой спад во многих областях — пока сложно спрогнозировать, насколько долго это продлится: "Одной из главных проблем этого кризиса, вызванного пандемией, является неопределённость и соответственно сокращение горизонтов планирования. Из-за всех этих событий может сложиться впечатление, что даже после окончания пандемии сохранится предпочтение зрителей в выборе домашнего контента. Но мы все вернёмся к своим старым привычкам, как только увидим, что всё безопасно. Люди захотят посетить мероприятия, матчи, концерты, кинотеатры, но при этом имея всегда под рукой возможность получить контент онлайн и будут предъявлять к нему другие требования". 

ivi

Руководитель контентного направления онлайн-кинотеатра Мария Гречишникова рассказала, что аудитория растет, однако ivi связывает это не только с карантином, но и с качественным продуктовым предложением.

"Помимо наших постоянных лояльных пользователей, есть большое число людей, которые в период самоизоляции либо вернулись к нам, либо только начали пользоваться сервисом".

С середины марта в видеосервисе выросла смотрящая аудитория как в подписке, так и в рекламной модели. Если к концу 2019 года абонентская база насчитывала 2,2 млн пользователей, то сейчас — 3 млн. Одновременно с ростом аудитории выросло и ее вовлечение в смотрение: компания наблюдает большой рост глубины смотрения, сильно выросло дневное смотрение.

Amediateka

Татьяна Калита, генеральный директор Amedia TV (онлайн-сервис Amediateka и телеканалы Amedia Premium, Amedia Hit, А1 и А2), отмечает, что с 1 марта по 31 мая число зарегистрированных пользователей сервиса выросло на 72%. В период самоизоляции онлайн-кинотеатр не предлагал бесплатный доступ к сервису, однако Amediateka сделала специальное предложение для новых подписчиков — скидку в 50% на долгосрочные подписки. Тем не менее, основной рост абонентской базы произошел за счет тех, кто оплачивал подписки по полной цене. 

"Динамика просмотров контента Amediateka с марта по май 2020 вполне соответствует росту базы подписчиков: за 3 месяца количество просмотров контента увеличилось более чем на 50%. Определенную роль в этом могла сыграть самоизоляция. Однако, согласно исследованию, проведенному нами в мае, у 90% подписчиков Amediateka есть постоянная работа, поэтому маловероятно, что у нашей аудитории резко увеличилось количество свободного времени", — отмечает Татьяна Калита.

Также компания наблюдает рост и других показателей, в частности, количество посещения сайта выросло на 30%, увеличилось и время сессий. "Все эти данные подтверждают, что контентное предложение Amediateka востребовано зрителями. Сейчас мы проводим масштабное исследование аудитории, чтобы сделать наш сервис еще более привлекательным".

TVzavr

Директор по развитию и маркетингу видеосервиса TVZavr Даниил Саверский рассказал, что, начиная с 27 марта, когда официально был объявлен режим обязательного карантина, продажи в онлайн-кинотеатре начали активно расти, опережая показатели за тот же период 2019 года в несколько раз. Так, например, продажи за март 2020-го по сравнению с мартом 2019-го увеличились почти в 3 раза, а в апреле – еще на 20% по сравнению с мартом 2020-го и в 4.5 раза по сравнению с апрелем 2019 года. 

"Хочу вам честно признаться, что таких показателей по продажам в tvzavr не было никогда за все 11 лет его существования. Кроме того, за период карантина сильно выросла и аудитория сервиса – примерно на 60% по сравнению с таким же периодом 2019 года. Это говорит о том, что во время пандемии мы отъели кусок большого пирога у пиратов, что, конечно, также не может не радовать".

По словам Даниила Саверского, большую роль в привлечении новой аудитории сыграли акции рекламные кампании, после которых пользователи, познакомившись с сервисом, предпочли остаться на нем и не возвращаться к пиратам – по подсчетам компании, это примерно 40%. При этом, порядка 80% от всех покупок фильмов было совершено на платформе Smart TV. 

Что касается майских показателей, то продажи немного упали по сравнению с мартовскими и апрельскими цифрами, но это не так критично, потому что это сезонный отток, который ежегодно начинается с установлением теплой погоды и отъездом людей на дачи.

 

В заключение напомним о недавнем исследовании Фонда кино и Wanta Group, согласно которому две трети подписчиков, познакомившихся с онлайн-кинотеатрами во время лок-дауна, намерены сохранить подписку в будущем. 

И, хотя потребление киносериального контента после спада пандемии немного снизилось, в целом отрасль выходит из кризиса с неплохим профитом.