Почему Минкомсвязи так добр к Роскомнадзору?

Алексей Амелькин 10.07.2019

В конце июня территориальные управления Роскомнадзора начали рассылать операторам связи письма с требованием предоставить информацию по точкам обмена трафиком. Информацию требовали предоставить не позднее 9 июля. Президент Ассоциации операторов кабельного телевидения "Макател" Алексей Амелькин задался вопросом, на каком основании РКН стал требовать с операторов подобные сведения.

Территориальные управления РКН в июне массово запросили от операторов информацию для реализации федерального закона № 90 от 1 мая 2019 г. "О безопасном интернете". То, что закон ещё не действует, а норма, позволяющая делать подобные запросы, пока находится только в самом законе, и тоже ещё не вступила в действие, их совершенно не смутило. Среди операторов появились предложения отказать РКН в ответе по этой самой причине, но в ответ, по крайней мере уже одному из операторов, прилетел повторный запрос, теперь уже на основании Положения о территориальном управлении РКН, позволяющего делать любые запросы.

Беглый анализ норм права дал такой результат:

Формально Роскомнадзор согласно закону о связи имеет право делать запросы только в рамках назначенной проверки (п. 8 ст. 27). Оператор связи при этом обязан также отвечать на запросы федерального органа исполнительной власти в области связи, то есть Минкомсвязи (п. 1 ст. 46). Такие полномочия Минкомсвязи частично передала Россвязи (в плане сбора информации о сетях), но не Роскомнадзору.

Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 №228 (ред. от 28.02.2019) "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" не расширяло полномочия РКН в области запросов от операторов связи и других лиц, а вот Минкомсвязи в своем приказе от 02.06.2015 №193 (ред. от 05.03.2019) "Об утверждении Типового положения о территориальном управлении…" полномочия РКН безосновательно расширило. А именно, не передало собственные полномочия по сбору информации в порядке ст. 46 ЗоСа, а дало право Роскомнадзора делать запросы фактически по собственному усмотрению.

При этом, как указано выше, в законе "о безопасном интернете" этот момент учли и ввели специальную норму о запросах, необходимых для реализации закона.

В общем, косяк на косяке в законодательстве: чем больше в лес, тем больше палок. А уж о точности исполнения норм права государственными органами и говорить не стоит.

Об авторе

Алексей Амелькин
Президент Ассоциации операторов кабельного телевидения "Макател"