Следующая номинация – "Лучший ИИ"

Григорий Кузин 28.02.2025

Американская Академия кинематографических искусств и наук (AMPAS) всерьез рассматривает возможность введения обязательного дисклеймера для фильмов, использующих ИИ. Однако, на мой взгляд, вместо того чтобы пытаться ограничить или зарегулировать применение новых технологий, необходимо признать новую реальность и пойти дальше – учредить отдельную номинацию за лучшее использование ИИ.

ИИ покоряет медиарынок

Искусственный интеллект – это уже неотъемлемая часть современного кинематографа. Примеры использования ИИ есть среди номинантов на "Оскар" этого года. Например, создатели картины "Бруталист" – фаворита в номинации "Лучший фильм" – использовали технологии компании Respeecher, занимающейся разработками в области искусственного интеллекта, которые позволили сделать речь главных героев более естественной, когда они говорят на венгерском языке и по-английски с венгерским акцентом. ИИ также использовался в фильме Netflix "Эмилия Перес" – еще одном номинанте на "Лучший фильм", чтобы расширить диапазон вокального регистра актрисы Карлы Софии Гаскон. В картине "Дюна: Часть 2", также претендующей на американскую кинонаграду, нейросеть, обученная на кадрах из первого фильма, применяла алгоритм, который мог автоматически распознавать и окрашивать глаза персонажей фрименов в голубой цвет.

Мы видим все больше примеров использования нейросетей и помимо претендентов на "Оскар 2025": от реалистичных "омоложений" в "Мандалорце" до оживления Кэрри Фишер и Питера Кушинга в "Звездных войнах". Алгоритмы машинного обучения анализируют сценарные ходы, предлагают варианты монтажа и помогают продюсерам с маркетинговыми прогнозами. 

Телевидение тоже не остается в стороне: виртуальные телеведущие и цифровые аватары уже активно "работают" в разных странах, включая Китай, Россию, Казахстан и другие. Сценаристы даже шутят, что в скором времени искусственный интеллект будет не только ассистировать при написании текстов, но и давать интервью сам себе. Зрителям ИИ тоже уже помогает, например, МТС использует ИИ в своем рекомендательном сервисе для подбора максимально релевантного контента индивидуально для каждого пользователя.

 Запреты – путь в никуда

Попытки запретить или жестко ограничить использование ИИ в кино и медиа – это попытка повернуть время вспять. Технологии неизбежно станут неотъемлемой частью кинопроизводства, как когда-то стала компьютерная графика или нелинейный монтаж. Вместо того чтобы бороться с неизбежным, стоит признать значимость искусственного интеллекта и поощрять тех, кто использует его наиболее креативно и эффективно.

Почему запреты на использование ИИ в кино – это контрпродуктивно? Такие ограничения могут затормозить развитие всей киноиндустрии. Искусственный интеллект – это мощный инструмент, который может помочь кинематографистам создавать более качественные и интересные фильмы. Запрет на использование лишит кинематографистов возможности применять этот инструмент в полной мере, что в конечном итоге негативно скажется на развитии всего киноискусства.

Новая номинация – признание и стимул

Каждая технологическая революция в индустрии развлечений – звук, цвет, компьютерная графика, 3D – в свое время казалась чем-то радикальным и вызывала массу сомнений. Но в конечном итоге эти новшества обогащали киноискусство, открывая для авторов новые горизонты. Искусственный интеллект может стать следующим таким шагом, способным поднять производство видеоконтента для кино и телевидения на еще более высокий уровень.

Нам стоит признать значимость искусственного интеллекта и поощрять на конкурсах видеоконтента тех, кто использует его наиболее креативно и эффективно. В том числе учредить новую номинацию на премию "Оскар" – "Лучшее использование ИИ". Такая номинация станет символическим признанием новой реальности и одновременно мощным стимулом для дальнейшего развития технологий в киноискусстве. Она позволит честно оценивать вклад искусственного интеллекта в создание кинопроизведений, отмечая не только художественную ценность фильма, но и инновационность и эффективность применения ИИ. Это ответит на вопрос о понимании "вклада художника", но в позитивном ключе, подчеркивая, что новые технологии не заменяют, а расширяют возможности человеческого творчества.

Кроме того, введение такой номинации позволит оценивать вклад ИИ в создание фильма наравне с другими аспектами производства видеоконтента, такими как режиссура, актерская игра, операторская работа и другие. Это будет способствовать более объективной и всесторонней оценке фильмов, в создании которых использовались технологии искусственного интеллекта.

Вполне вероятно, что уже в ближайшее время ведущие кинематографические сообщества, в том числе Американская киноакадемия, увенчают усилия инженеров и продюсеров, введя ИИ-номинацию, а может и не одну. Это позволит официально признать вклад нейросетей в создание современных фильмов и сериалов.

Российский опыт 

В России также появляются интересные проекты. Разработчики создают технологии для реставрации фильмов, автоматизированного дубляжа и даже синтеза цифровых копий знаменитостей. В отечественных стриминговых сервисах уже тестируют алгоритмы, способные генерировать целые сюжетные линии или рекомендовать точечные правки в сценарии. 

Так, в последние годы активно развиваются компании, занимающиеся цифровыми технологиями для видеопроизводства, и все чаще они предлагают решения на базе нейросетей. Это касается не только спецэффектов, но и аналитики зрительских предпочтений, а также предсказания успеха фильма на основе данных о трендах и реакции аудитории.

Есть примеры отечественных проектов, использующих ИИ. Одним из них может служить фильм "Последний богатырь: Корень зла", для создания которого был разработан конструктор графических локаций и объектов на основе ИИ. Он позволил автоматизировать процесс создания сказочного города и детализировать каждый объект – от домиков до роскошного дворца, без повторений. Также ИИ помог создать огромного сказочного персонажа – Чудо-юдо рыбу кита длиной 160 м.

Отечественные онлайн-платформы используют ИИ для автоматического создания субтитров, перевода и озвучивания видеоконтента, что позволяет значительно расширить аудиторию и сделать контент доступнее для зрителей из разных стран. В рекламном производстве ИИ помогает создавать персонализированную видеорекламу, более эффективно донося сообщение до каждого конкретного пользователя. 

Даже в малобюджетном кино и веб-сериалах искусственный интеллект может найти применение для создания спецэффектов и визуализации, позволяя авторам реализовывать творческие замыслы при ограниченном бюджете. Не случайно, что в рамках Национальной премии в области веб-контента есть такие номинации, как: "Лучший аудиовизуальный контент с участием ИИ", "Лучший мультиформатный проект, созданный с участием ИИ" и "Лучшее музыкальное видео с участием ИИ". Думаю, что скоро подобные номинации появятся и в рамках российских фестивалей контента для кино и телевидения. Например, организаторы Московском международного кинофестиваля, "Золотого орла", "Ники", ТЭФИ, Открытого российского фестиваля анимационного кино, фестиваля дебютного кино "Короче" и многих других вполне могут ввести в программу категории вроде "Лучшая ИИ-анимация" или "Самый реалистичный нейродубляж", признавая растущую роль искусственного интеллекта в отечественной индустрии развлечений.

Создание новой номинации "Лучший ИИ…" на крупных кино и видео конкурсах позволит индустрии двигаться вперед более органично.

Возможно, скоро мы будем поздравлять не только актеров, режиссеров и сценаристов, но также айтишников, получающих заветные статуэтки за вклад в развитие кино- и видеоискусства.

Об авторе

Григорий Кузин
директор проекта "Медиалогистика" компании MSK-IX