Спутник, оптика, интернет: триединство доставки ТВ-сигналов

Одним из главных вопросов, которые поднимались на Конференции кабельной и медиа индустрии, организованной АКТР, стал: выживут ли линейные телеканалы в новых реалиях рынка? Ему даже была посвящена сессия в первый день конференции. Я отвечу на этот вопрос с позиции платформы доставки ТВ-сигналов. 

Начну с того, что наглядным ответом на вопрос: выживет ли линейное телевидение, является тот факт, что только за лето к нашей платформе подключилось более десятка новых телеканалов. А это явно указывает на то, что линейное телевидение продолжает развиваться и пользуется спросом у потребителей. Ведь, "если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно". 

Но есть и еще один фактор, который позволяет вещателям с легкостью запускать новые телеканалы – за последние годы существенно снизилась стоимость, а также появились новые – более простые – способы их доставки до абонентов. Еще 10 лет назад при запуске телеканала вещателю было понятно, что потребуется потратить около $20 тыс. только на его подъем на спутник. Теперь же есть возможность снизить начальные затраты практически на порядок. 

Если совсем недавно на рынке обсуждали плюсы и минусы спутниковой и наземной доставки телесигналов, то сейчас к ним добавился еще и третий способ – доставка через публичный интернет. Сразу же уточню, что под наземной доставкой понимается передача сигнала по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС) и выделенным каналам связи. Интернет же нельзя отнести к наземной технологии доставки, так как помимо кабельного доступа существуют и активно развиваются мобильный и спутниковый ШПД. 

Если проводить сравнение между этими тремя способами доставки, можно сказать, что ни один из них не является идеальным. Они могут применяться как самостоятельно, так и органично дополнять друг друга. Выбор, по какой технологии доставлять ТВ-сигналы, зависит от конкретного кейса. Для наглядности можно привести простой пример. Стоит задача – доставить телесигнал со стадиона до студии российского вещателя. В одном случае это будет трансляция NHL, во втором – КХЛ, а в третьем – ФНЛ. Принять сигнал из Северной Америки с трансляцией NHL в большинстве случаев будет проще через спутник, транслировать матчи КХЛ проще по оптике, так как все арены лиги к ней подключены, а вот на стадионы в некоторых городах, где проходят матчи ФНЛ, оптические каналы не проведены, поэтому тут на помощь придет публичный интернет. 

Есть и примеры кейсов, в которых все три способа доставки прекрасно сочетаются. Допустим, корреспондент снимает репортаж на мобильный телефон и отправляет его вещателю через интернет, вещатель передает сигнал по оптике спутниковому оператору, а тот уже раздает телеканал абонентам. 

Если проводить прямое сравнение, то спутник остается самым дорогим способом дистрибуции сигнала, хотя благодаря конкуренции с наземными способами доставки, его стоимость в последнее время снижается. Самым бюджетным способом доставки является публичный интернет, но качество и защита контента от пиратства тут будет самыми низкими. Доставка по оптике является оптимальной с точки зрения соотношения цены и качества. 

Сама по себе возможность доставки телеканалов через интернет существовала и ранее, но именно сейчас стало возможным рассматривать этот способ наравне со спутником и оптикой. Это произошло благодаря появлению нового протокола SRT, который позволяет создать профессиональное решение для дистрибуции ТВ-сигналов. Теперь она стала более надежной и качественной, а сигнал проходит с меньшими задержками. 

При этом я не устаю напоминать, что каким бы замечательным не был протокол, публичный интернет остается общедоступной средой передачи данных, качество доставки телесигнала в которой невозможно гарантировать. 

Наилучшим образом вещателям может подойти гибридный вариант, при котором, отдавая сигнал платформе дистрибуции, им не нужно будет самостоятельно заботиться о том, какой способ его получения будет более удобен тому или иному оператору. Специалисты платформы совместно с каждым конкретным оператором определят, какой способ доставки является оптимальным в каждом конкретном случае. 

Например, "Медиалогистика" запустила новую услугу TV lightway, которая позволяет организовать доставку телесигнала через публичный интернет в случаях, когда организовать подключение по оптике очень сложно или совсем невозможно. Это решение отлично подходит для региональных телеканалов, которым необходимо доставить сигнал в Москву или даже зарубежному оператору. Например, если вещатель из России продал права на свой телеканал условному оператору в Аргентине, можно организовать для него точечную доставку. 

Современные возможности по доставке телесигналов конечно же не являются единственным фактором, который подвигает вещателей создавать новые телеканалы. Во главе угла всегда будут зрители и их желание потреблять линейный ТВ-контент. И, как мы видим, желание это у людей есть. Но технологические компании, вносят свою лепту, чтобы упростить задачу по удовлетворению зрительского спроса телекомпаниям и операторам, хотя бы в части доставки контента.