Витринные дела наши тяжкие

Ирина Левова 16.10.2019

Появившийся недавно на телекабельном горизонте законопроект о едином распространителе телеканалов первого и второго мультиплекса в интернете – коммерческой компании Витрина ТВ – стал поводом для весьма жарких дискуссий на всех отраслевых конференциях и рабочих группах. Сообщество при этом разделилось на небольшую группу грамотных и весьма жестких критиков документа и еще меньшую группу бенефициаров или лоббистов закона, помалкивающих в стиле "Васька слушает да ест". А инертное кабельное большинство замерло в ожидании, что из всего этого получится. Возможно, они не верят в успех протестов, но есть основания полагать, что они просто недооценивают проблему для себя лично и своего бизнеса.

Поэтому мы пригласили к микрофону самого жесткого критика этого законопроекта – Ирину Левову.

Рисковый законопроект

Главное, что надо понимать – с помощью этого закона коммерческая компания "Витрина ТВ" монополизирует онлайн-вещание всех федеральных каналов первого и второго мультиплекса. При этом операторы должны будут фактически оплачивать "Витрине" доставку сигнала (расходы на CDN) своим собственным абонентам. Причем эта компания еще и получает право вводить санкции против компаний, которые не заключили с ней договор. Подчеркиваю – коммерческая компания.

Замечу, что мы совершенно не знаем, какие будут тарифы на предоставление услуг этой коммерческой компании, которая получит монополию, если этот федеральный закон будет принят. Кроме того, это может создать опасный прецедент, потому что никто не мешает вслед за федеральными каналами первого и второго мультиплексов распространить такие же полномочия на иные сферы.

В случае если законопроект будет принят, практически все остальные операторы потеряют контроль над значительной частью своих сервисов. Плеер, который они смогут использовать – это один плеер, который будет предоставлен "Витриной", и никакой другой плеер не будет допущен к использованию.

Кроме того, операторы практически потеряют контроль над пользователями, поскольку обязаны будут передать бесплатно "Витрине" все данные пользователей. Они просто не смогут зарабатывать на этих данных.

При этом важно понимать, что "Витрина" не несет никакой ответственности за качество вещания и полноту вещания – и блек-аут никуда не уходит. Понятно, что все те проблемы, которые будут возникать с вещанием у абонентов, все они лягут на плечи самих операторов последней мили – отнюдь не "Витрины". Зрители просто будут воспринимать это как проблемы операторов, а стало быть, существенно увеличится число жалоб от абонентов на качество сервисов.

Кому это нужно?

Этот законопроект лоббирует стоящий за "Витриной" крупнейший медиахолдинг Национальная медиа группа. Де факто – законопроект преследует коммерческие интересы четко определенной группы лиц, которая имеет административный ресурс и возможность продвинуть такую инициативу на самом "верху".

Против законопроекта выступают все распространители телеканалов в интернете (операторы), все общественные операторские организации, операторы связи и Первый канал. Кроме того, резко против законопроекта выступают Федеральная антимонопольная служба и Министерство юстиции – они видят все риски и категорически не согласны с законопроектом, о чем написано уже немало писем.

 

Полный текст отзыва на законопроект Федеральной антимонопольной службы

Полный текст отзыва на законопроект Министерства юстиции РФ

Этот законопроект явно противоречит множеству действующих в нашей стране законов, начиная Конституцией РФ, заканчивая антимонопольным законодательством. Это правовой нонсенс, который чрезвычайно вреден для отрасли, он будет препятствовать развитию всех форм вещания в интернете.

Вся эта история очень напоминает историю с Российским авторским обществом и с концепцией глобальной лицензии. Это фактически попытка ввести дополнительный сбор со всех компаний, вещающих каналы первого и второго мультиплекса в пользу коммерческой структуры – это очень странно, нелогично и антиконституционно.

Обеспечение граждан федеральными телеканалами (в основе своей пропагандистскими) – это, очевидно, задача государства. Да, они востребованы, но это прогосударственные каналы, и эта задача должна исполняться явно не за счет бизнеса. И уж точно без влезания в этот бизнес карманной бизнес-структуры.

Все это коснется не только провайдеров

Важно понимать, что этот законопроект вреден решительно всем – всей отрасли платного телевидения. Да, сегодня законопроект вроде как не касается аналоговых и цифровых сетей, или касается их в небольшой степени. Но он совершенно точно их коснется в очень скором будущем, поскольку вся отрасль трансформируется и уходит в интернет – даже самые аналоговые операторы не могут этого не видеть. А это значит, что такое "регулирование" распространения контента в интернете рано или поздно коснется всех и каждого.

Можно сейчас остаться в стороне и надеяться, что все это касается кого-то другого, кто самостоятельно решит эту проблему. Но по факту следующими пострадавшими от этого законопроекта станут и те, кого сегодня этот законопроект вроде как не касается. Это неизбежно. Отсидеться не удастся.

Что делать?

Бороться.

Бороться с этим законопроектом можно и нужно. Прежде всего, написанием соответствующих писем во все инстанции и созданием максимально возможного шума в прессе – как федеральной, так и региональной.  По всем фронтам. Необходимо донести до всех уровней принятия законопроекта информацию о рисках отрасли, связанных с этим законопроектом.

Об авторе

Ирина Левова
Директор по стратегическим проектам Института исследования интернета