Закон об ОТТ: почему?

Кирилл Филиппов 11.02.2015
В последнее время широко обсуждается вопрос о необходимости регламентирования OTT в рамках российского законодательства. Однако законотворческая избыточность может стать той самой палкой в колесе, которая будет препятствовать поддержанию отечественных цифровых технологий на общемировом уровне, и повлиять на настроения активной части интернет-аудитории, составляющей больше 61% от общего населения страны.
 
Почему в странах, где рынок услуг, предоставляемых по интернет-каналам, наиболее развит, деятельность в сфере OTT специальными законными актами по сути не регламентируется?
 
Вспомним недавнюю дискуссию о нейтральности интернета как коммуникационной среды, в которую включились даже правительственные структуры некоторых западных стран. Регламентации подлежит то, на что распространяются права собственности — государственной либо частной. В отличие от эфирных частот или мобильных сетей, интернет, каналами которого пользуются OTT сервисы, не принадлежит никому.
 
Это не значит, что всемирная сеть предполагает полную анархию. Однако правовых норм, применимых к деятельности в любой среде, сегодня вполне достаточно. Например, закон "О защите интеллектуальных прав в интернете", принятый в июне 2013 года, помог расставить точки над i в борьбе с пиратством.
 
Да, пиратство продолжает существовать, причем подчеркнем — во всем мире. Но это проблема не законодательства как такового, а его соблюдения. Точно так же достаточно закона о СМИ или "О противодействии экстремистской деятельности". Не лучше ли совершенствовать и соблюдать то, что уже имеется?
 
Другое дело, что расплывчатость самого определения OTT и связанных с ним понятий может вызывать вопросы юридического характера. Именно таких определений (которые, кстати, могут по-разному формулироваться с учетом специфики стран) не хватает сегодня рынку. Но для их введения в обиход достаточно подзаконного акта — инструкции Минкомсвязи России.
 
Если в результате регламентирования интернет-аудитория лишится свободного доступа к YouTube, Skype и другим реалиям и инструментам современной жизни, она скорее всего не оценит благие намерения. Ну а новый рынок — перспективный, как показывают мировые тренды, — зачахнет на корню. Так стоит ли отрывать себя от общего мирового инфопространства?

Об авторе

Кирилл Филиппов
сооснователь и генеральный директор компании SPB TV