MUSE-2023. День первый, часть первая

22.09.2023 16:10

20 сентября в подмосковном пансионате "Лесные дали" стартовал форум операторов связи и вещателей MUSE. На конференции собралось порядка 580 человек. 

Нулевой день мероприятия традиционно стал временем сбора гостей, угощений от партнеров форума, конкурсов и развлечений. 

21 сентября с круглого стола "Что делать после принятия недискриминационного доступа в дома?" началась деловая программа форума. Перспективы принятия закона и алгоритмы действий в случае вступления его в силу обсудили Олег Грищенко, президент Ассоциации "Ростелесеть", Михаил Силин, вице-президент АКТР, Ирина Шлёнкина, заместитель директора "Уфанет", Ольга Шахметова, директор по правовым вопросам "Инсис", Екатеринбург и Алексей Стуров, президент Ассоциации компаний связи. 

Олег Грищенко напомнил, что изначально существовало три законопроекта о недискриминационном доступе в МКД, один из них (проект Хинштейна) пошел в работу, другие были отклонены. Сейчас идет работа с одним законопроектом. Будет ли в итоге принят этот законопроект, сегодня сказать сложно, заявил Михаил Силин. По его словам, недавно казалось, что все решено - были парламентские слушания, распоряжение Президента. Но вопрос опять умер. Видимо, существует серьезное противодействие этому закону. Михаил Силин считает, что надо объединяться и выходить с общей позицией непосредственно к председателям ТСЖ. 

Ольга Шахметова согласилась, что вначале года было ощущение, что закон примут сразу. Он был одобрен в первом чтении, но затем его продвигать уже не стали. А сейчас, в осеннюю сессию, депутаты заняты уже другими вопросами, например, законопроектом о повышении пошлины за услуги связи. Тем не менее директор по правовым вопросам "Инсис" уверена, что закон о недискриминационном доступе рано или поздно будет принят: "количество операторов уменьшат и тех, кто остался, нужно будет поддерживать". Причем торопить процесс принятия закона не надо, иначе он будет одобрен не в той редакции, которая нужна операторам, там будут подводные камни. 

Алексей Стуров согласился с Ольгой Шахметовой, что закон будет одобрен, поскольку его продвигает Ростелеком и крупные игроки. Решение принято уже на высшем уровне, против только комитет ГД по ЖКХ. Сейчас же процесс буксует из-за лета и большого количества новых законопроектов.

Если закон будет принят, Михаил Силин считает, что операторам нужно расторгать контракты с управляющими компаниями (УК). Операторам нужно будет теперь налаживать отношения с собственниками, а не с УК, и не допустить сговора ТСЖ и управляющих компаний. 

Ирина Шлёнкина парировала, что бизнес должен быть более гибким и рассматривать каждую ситуацию с УК индивидуально – нужно ли разрывать отношения. "Уфанет" дождется третьего чтения и подготовит письма в УК о пересмотре условий существующих договоров.

Ольга Шахметова согласилась, что оператор, который разошлет письма о расторжении, будет неправ. Потому что в каждом городе у него есть конкуренты, которые будут действовать хитрее. "Инсис" в каждом случае посчитает, сколько компания тратит и сколько зарабатывает с том или ином районе. Если прибыль есть, то портить отношения с УК не имеет смысла, стоит просто пересмотреть условия договора. "Можно пять лет воевать за бесплатный доступ, а потом придется пять лет восстанавливать отношения". А вот если район нерентабельный, компания легко разорвет отношения, если представители УК откажутся договариваться. Алексей Стуров рассказал, что когда в правительстве Москвы ассоциации подтвердили, что доступ в дома в ЮВАО теперь бесплатный, ни один из операторов не пошел расторгать договор с УК. Поэтому спикер считает, что когда будет принят закон, нужно будет жестко отстаивать свою позицию и не платить деньги. Олег Грищенко резюмировал, что с УК тоже можно дружить и быть ей полезным, но и свои права надо отстаивать.

После обсуждения недискриминационного доступа начался круглый стол "Существует ли кадровый голод? Что меняется в мотивации сотрудников? Корпоративной культуры в новых реалиях", в котором приняли участие Елена Потапова, рекрутинговое агентство Intella, Санкт-Петербург, Виталий Круковский, директор департамента по управлению продуктами "Севстар", Ирина Семенова, ответственная за работу с персоналом в Powernet, Волжский, Алексей Малев, коммерческий директор "Ситилинк", Петрозаводск и Искандар Бахтияров, генеральный директор "Уфанет"

Искандар Бахтияров начал дискуссию с заявления, что кадровый голод в стране есть. Он обусловлен низкой рождаемостью, оттоком людей из-за СВО, а также тем, что в страну стало приезжать меньше мигрантов из Средней Азии. 

Ирина Семенова не согласилась, что проблема кадрового голода стоит так остро, по ее словам, компании Powernet кадры нужны не потому, что не хватает людей, а потому что компания растет. Алексей Малев считает, что кадровый голод есть, существует проблема с техническим и управленческим персоналом, ИТ-специалистами. Так же есть проблема с персоналом начального звена, поскольку появились новые рынки, например, доставка, куда люди идет охотнее, чем в колл-центры. 

Виталий Круковский рассказал, что у них этот вопрос стоит не так остро, на управленческие позиции в компанию набирают сотрудников с опытом работы в федеральных компаниях-операторах, многие работают на удаленке, плюс в компании отличный HR-менеджер, собеседования проходят постоянно. 

По словам Елены Потаповой, спрашивать про кадровый голод это все равно, что у каждого человека спрашивать, голоден ли он. Зависит от того, когда человек ел. "Кадровый голод - эта та ситуация, в который мы живем. Надо только адаптироваться. Мы будем голодны всегда". 

Чтобы сотрудники не уходили, Искандар Бахтияров предлагает соблюдать корпоративную культуру и платить зарплату выше рынка (сервис-инженеры "Уфанет" получают 100 тыс. руб.). При этом, по словам спикера, кадровый голод будет увеличиваться, поэтому надо наращивать производительность труда. Виталий Круковский предложил делать больший акцент на нематериальную мотивацию. Так, в "Севстар" проводится большое количество дополнительных мероприятий – семейных и корпоративных. Алексей Малев считает, что сотрудники должны понимать, что они в этой компании надолго. Этому способствует и зарплата, и корпоративный клуб, и возможность горизонтального перехода, и карьерный рост. 

По словам Елены Потаповой, нужно обращать внимание на бесшовную адаптацию, поскольку более 60% кадров уходят в период испытательного срока, а также уделять внимание неденежным факторам, наставничеству, например. 

Ирина Семенова рассказала про горизонтальное управление в компании. Когда сотрудник работает хорошо на постоянной основе, он может сам назначить себе оклад, если он что-то сделал хорошо единожды – он может выписать себе премию. И вновь приходящие стремятся за теми, кто продуктивно работает. С приходом самоуправления у сотрудника пришла возможность самому двигать процесс. Нет необходимости все согласовывать, нужно только привлечь на свою сторону других сотрудников, которые согласятся участвовать в проекте.

Елена Потапова отметила, что зарплата не всегда стоит на первом месте у соискателей. Проблема не найти человека, а сделать так, чтобы он остался. Важна корпоративная культура, которая отвечает за адаптацию и понимание процессов. Ставку надо делать на нее.

Также в первой части форума Алексей Малев и Максим Станкевич, "Ситилинк" рассказали об опыте покупки операторов связи. За 5 лет компания купила 7 компаний с абонбазами примерно по 6000 абонентов. Это операторы, предоставляющие услуги кабельного телевидения, и интернет-провайдеры. В основном причиной продажи компании является отъезд из страны или ситуация, когда собственники уже хотят выйти на пенсию, а дети не готовы заниматься этим бизнесом. Средняя стоимость приобретения 1-1,5 выручки. Операторы, у которых есть проблемы с сетью, для покупки не рассматриваются. Что касается сотрудников, то после покупки офисный персонал практически никогда не остается, не удается интегрировать колл-центры – люди не могут работать с интенсивностью новых владельцев. Поэтому компании проще набрать новых людей. Из технического персонала остается примерно половина. "Ситилинк" не останавливается на достигнутом, представители компании ведут активную работу, поддерживают контакты с интересующими операторами, подогревая их к сделке.

Финальным выступлением перед первой части конференции стал доклад Ирины Шлёнкиной, "Уфанет" о телеком-рынке Саудовской Аравии. Вот несколько тезисов: 

– В стране 5 операторов связи.

– Доступ к интернету есть у 93% населения.

– Цена за 1 Гб ШПД составляет от 10 000 до 26 000 руб. 

– Весь внешний трафик находится в распоряжении госкомпании. От нее идет к инфраструктурному оператору. А дальше к "большой четверке"

– За каждого подключенного абонента государство дает 1000 долларов. 

– Везде стоят 5G-вышки. Все развито хорошо, но расти есть куда.

Подробно о первом дне форума, а также репортаж в реальном времени со второго дня читайне в телеграм-канале "Кабельщик на выезде"

Темы