Объем рынка отечественной анимации достигнет 38,8 млрд рублей к 2030 году

23.05.2023 16:45

В 2022 году объем рынка отечественной анимации составил 18,1 млрд рублей, а к 2030 году он достигнет 38,8 млрд рублей. Отмечается, что рынок отечественной анимации по темпам роста опережает глобальный. За 2020-2022 годы российский рос в среднем на 15% в год, в то время как мировой — на 13%. Такие данные приводит "Газпром-Медиа Холдинг" в исследовании российского рынка детской анимации.

Более 9 тыс. минут оригинального контента было произведено в 2022 году. Так, в России выпустили 19 сериалов и 13 полнометражных фильмов. Согласно исследованию, несмотря на то, что старшие возрастные группы 7-9 и 10-12 лет отдают предпочтение телесериалам, на мультсериалы и мультфильмы все равно приходится значительная доля смотрения телевизора — 32% и 29% соответственно. 

С 2018 года на треть увеличилось число студий. При этом, доходы 10 крупнейших анимационных производств в течение последних пяти лет составляют около 60% доходов всех студий в стране. За пять лет на них приходится 83 из 150 новых проектов (за исключением короткометражных мультфильмов, образовательного контента и без учета релиза новых сезонов ранее запущенных проектов). 

Отечественная анимация транслировалась на 30 телеканалах в 2022 году вдвое дольше, чем в 2020-м.  Общее эфирное время мультипликации увеличилось с 0,77 млн до 1,61 млн минут. При этом зарубежные картины перестали быть основой анимационного телевещания. Более того, прошлый год стал рекордным по количеству российских полнометражных анимационных премьер в кинотеатрах (13 релизов). 

Доля отечественных мультипликационных картин в прокате впервые превысила половину и составила 53%. 30% из них — новые полнометражные фильмы, остальные — спецпроекты (сборники сериалов) и перевыпуски. Так, отмечается, что сейчас студии стали активно производить сиквелы и спин-оффы, а также продолжили переходить в VoD-сервисы и социальные сети. 

Отдельно выделяется тенденция — сегментация анимации. Выпускаются проекты, ориентированные на определенный пол, отдельные интересы. Например, растет популярность образовательного контента, который направлен на формирование эмоционального интеллекта у детей через развитие гибкости и социальных навыков. Также сохраняется спрос на персонажей с суперспособностями.     

Сюжеты российских мультфильмов, как отмечают аналитики, стали совмещать реальный и сказочный миры: переставая разделять героев на плохих и хороших, они демонстрируют неоднозначность зла. Кроме того, анимация стала затрагивать острые вопросы современного общества, например угрозы изменения климата, инклюзивности и прочее. Сами герои придерживаются ценностей современного поколения — самореализации, свободы и независимости. 
    
Как отмечают аналитики, новые технологии позволяют оптимизировать производство контента. Так, использование игровых движков помогает сократить время на разработку продукта. Тем временем, синтез 2D и 3D, технологии расширенной реальности (AR, VR), совмещение CGI и съемки улучшают визуальную составляющую.

"Прекрасные советские анимационные сказки большинство нынешних детей вряд ли сможет посмотреть дольше пяти минут. Такое повествование для них слишком медленное, краски блекловатые. Современный зритель привык к быстрой смене событий на экране, динамичной режиссуре, яркой картинке", — подчеркивает генеральный директор, генеральный продюсер анимационной компании "Ярко" Альбина Мухаметзянова.

В целом, в период с 2018 по 2022 год рынок российской анимации рос за счет мер господдержки, необходимости замещения зарубежного контента, развития экспорта и увеличения числа анимационных студий. С 2018 года Министерство культуры и Фонд кино выделили более 4 млрд рублей, из которых более 3 млрд — на безвозвратной основе. 

В дальнейшем для достижения максимальных результатов развития индустрии требуется расширение направлений государственного субсидирования, как на производство контента, так и на развитие маркетинга, дистрибуции и лицензирования, а также привлечение частных инвестиций. 

К последующим драйверам роста аналитики относят переход студий к бизнес-модели экосистем, развитие собственного инструментария, повышение доступности квалифицированных кадров для обеспечения полного цикла серийного производства. На развитие в будущем также может повлиять наращивание библиотеки литературных сценариев и оптимизация воронки отбора на основе глубокой интеграции аналитики потребительских предпочтений.