Игорь Гусев: мы уверены, что в ближайшие пару лет люди "распробуют" скорости более 100 Мбит/с

09.10.2025 14:00
Игорь Гусев

Компания "Осколнэт", один из старейших телекоммуникационных провайдеров Старого Оскола, начала свою деятельность в 1991 году (как ЗАО "РТВ") с кабельной сети. Сегодня она предоставляет широкий спектр услуг связи, включая высокоскоростной интернет, Pay TV и умную домофонию, а также обслуживает более 20 тысяч абонентов в свыше 500 многоквартирных домов, и активно осваивает частный сектор. Как компания развивалась, пройдя путь от Dial-Up до гигабитных скоростей, с какими вызовами сталкивается в Белгородском регионе, и какие планы строит на будущее, "Кабельщик" поговорил с Игорем Гусевым, директором "Осколнэт".

"Кабельщик": Расскажите об истории создания компании "Осколнэт". Какие вызовы стояли перед вами на старте?

Игорь Гусев: Исторически так сложилось, что в нашей телекоммуникационной группе компаний два юридических лица и два разных бренда — это ЗАО "Осколнэт" и ЗАО РТВ. В 1991 году была зарегистрирована компания РТВ, аббревиатура означает "радио, телевидение, видео". "Осколнэт" появился на шесть лет позже — в 1997 году. Так что в следующем году мы будем отмечать 35-летие!

Все начиналось с единственного телеканала, через который вещали программы собственного производства и суперпопулярный на то время контент — кинофильмы с видеокассет. Это была первая в городе кабельная телевизионная сеть. Постепенно территориальный охват и количество телеканалов увеличивались. Через некоторое время были запущены услуги телефонии и доступа в интернет, который предлагался через телефонные линии (Dial-Up) и по коаксиальным сетям кабельного телевидения (DOCSIS).

Позже на смену этим технологиям пришла "Оптика в дом". Причем если на старте предоставления услуги доступа в интернет "Осколнэт" использовал кабельные сети РТВ, то с появлением ВОЛС начался обратный процесс — перевод коаксиального сегмента кабельных сетей РТВ на оптоволокно, прокладкой которого занимался "Осколнэт". Это благотворно сказалось на качестве и стабильности услуг обеих компаний. Вместе с оптикой пришли высокие скорости, безлимитные тарифы.

Далее была масштабная замена подъездных коммутаторов на управляемые с несколькими гигабитными портами. Сейчас мы в процессе очередного витка модернизации — устанавливаем оборудование, в котором каждый абонентский порт гигабитный. Это позволяет любому желающему подключать тариф до 1 Гбит/с. Сейчас у нас самым популярным тарифом является 100 Мбит/с, но мы уверены, что в ближайшие пару лет такая скорость станет базовым минимумом и люди "распробуют" скорости более 100 Мбит/с. И мы будем готовы их предоставить. Уже сейчас в пуле вновь подключающихся абонентов количество таких тарифов 15-20%.

В этом и состоит наша стратегия — удовлетворять потребности абонентов "здесь и сейчас", а также предугадывать что будет востребовано в краткосрочной, среднесрочной и даже долгосрочной перспективах. Для этого мы следим за тенденциями отрасли, обмениваемся опытом с коллегами из других городов и стран и, конечно же, постоянно расширяем и совершенствуем перечень услуг, модернизируем сети и оборудование. Следуем принципу из небезызвестной сказки "Алиса в стране чудес" — "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее".

— С какой услуги вы начинали, и как эволюционировал ваш продуктовый портфель?

— Первой услугой нашей группы компаний, как я сказал ранее, было кабельное телевидение. Эта услуга так и осталась ключевой для компании РТВ. Кроме того у нас имеется два СМИ — это радиоканал "С-Радио" и собственный телеканал "Рекламный Оскол". Наши медиаактивы включают вещание радиостанции "Европа Плюс" и, что примечательно для частного оператора, длительную эфирную трансляцию телеканала "5 канал — Петербург" в Старом Осколе. Редкий случай, когда это делает не РТРС, а местная компания.

В 2019 году мы начали изучать платформы умной домофонии, собирали стенды на столе, тестировали. Остановились на тот момент на решении, которое предлагала компания "Росдомофон", а позже перешли на "Уфанет". Но как раз в это время случилась пандемия. Для того, чтобы зайти с этой услугой в тот или иной дом, должно было состояться общие собрание собственников, а массовые мероприятия были под запретом. Полноценно запустить ее нам удалось после снятия ограничений в 2021 году. Сейчас у нас на обслуживании уже порядка 400 подъездов. Кроме того, обслуживаем шлагбаумы, в подземной парковке нового ЖК установлена наша система считывания автономеров для открытия ворот. По запросу организовываем видеонаблюдение.

Компания "Осколнэт" сосредоточена на оказании услуги доступа в интернет. Одной из последних точек роста стал заход в 2023 году в частный сектор. До этого мы обслуживали только многоквартирные дома и офисно-торговые здания. Территории ИЖС к тому времени уже были насыщены операторами связи. Мы заходили где-то вторыми, а где-то и третьими и прекрасно понимали риски. Но практика показала, что даже в таких условиях можно получить свою долю рынка. Возможно, свою роль сыграла репутация компании, возможно — правильный маркетинг.

Для абонентов в сегменте ИЖС мы внедрили возможность подключения классического кабельного телевидения, что стало нашим отличительным преимуществом. Реализация данного решения требовала больших технических усилий по сравнению с предоставлением только интернет-доступа по GPON, но позволила расширить спектр наших услуг. В городе такого больше никто не делает.

— Насколько "Осколнэт" вырос за эти почти 20 лет работы?

— На текущий момент компания "Осколнэт" обслуживает внушительную абонентскую базу в более чем 20 тысяч клиентов, предоставляя услуги в свыше 500 многоквартирных домах. Абонентам доступно обширное телевизионное предложение, включающее 175 цифровых и 55 аналоговых каналов.

— Какие стратегии вы используете для дальнейшего расширения абонентской базы? Какие решения оказались наиболее эффективными для привлечения новых пользователей в вашем регионе?

— Работаем как над привлечением новых абонентов, так и над удержанием действующей базы. Наше главное преимущество перед федеральными игроками — близость к абонентам. К нам приходят с разными вопросами и запросами и мы каждый из них рассматриваем в индивидуальном порядке.

Тщательно следим за качеством предоставляемых нами услуг. Каждое утро начинается с селекторного совещания, на котором озвучиваем и обсуждаем цифры предыдущего дня — сколько заявок выполнено, сколько новых договоров заключено, сколько поступило звонков в службу технической поддержки, какова была пиковая загрузка магистральных каналов, были ли аварийные ситуации и прочее. Это позволяет постоянно держать руку на пульсе. И в случае подозрительных отклонений быстро принять меры.

Также большое внимание уделяем маркетингу и имиджу компании. Пробуем и используем, пожалуй, все доступные виды рекламы — наружку, диджитал. Участвуем в городских праздниках, устраиваем конкурсы с ценными призами, активно ведем группу ВК, в которой у нас уже более пяти тысяч подписчиков.
"Осколнэт" и РТВ — это два разных юрлица со своими логотипами, брендбуками и прочим. Но мы сейчас стараемся делать акцент на бренде "Осколнэт", так как продолжать вести их параллельно достаточно затратно и размывается общий эффект для группы компаний. Разработали и запатентовали свой маскот, который теперь помогает нам продвигать компании. Сотрудничаем с популярным городским интеллектуальным квизом Мозгобойня — он собирает еженедельно сотни человек. Мы с корпоративной командой сами участвуем в играх, а также разыгрываем призы за определенные места в турнирной таблице.

Какие-то наши действия и мероприятия можно было бы отнести к пиару, но мы их делаем по зову сердца. Если это еще и положительно сказывается на репутации компании — вообще прекрасно.

К примеру, в преддверии каждого 9 Мая мы поздравляем ветеранов Великой Отечественной Войны. Нашими услугами они, естественно, пользуются бесплатно. К сожалению, с каждым годом их становится все меньше. В этом году мы совместно с несколькими телеканалами поучаствовали в документальном проекте "Спасибо за Победу". Мы навестили Детей Войны, проживающих в Старом Осколе и записали видеоматериалы с их воспоминаниями, которые впоследствии были показаны в эфире. Для нас было честью пообщаться с этими людьми и прикоснуться к великой истории. 

— Какие услуги оказываете? Какие из них приносят наибольшую прибыль?

— Основными услугами для нас по-прежнему являются доступ в интернет и кабельное ТВ. Основную прибыль приносят они. Мы активно наращиваем объемы и, соответственно, выручку умной домофонии, но пока это скорее как дополнительный инструмент для увеличения проникновения и доли наших базовых услуг.

— Планируете ли вводить новые услуги, особенно учитывая развитие сервисов Умный город и стремление к повышению качества жизни горожан?

— Активно внедряем умную домофонию и находимся в постоянном диалоге с администрацией города в контексте концепции Умного города.

— Много ли в целом конкурентов в вашем сегменте рынка телекоммуникационных услуг в Старом Осколе и близлежащих населенных пунктах?

— У нас три основных конкурента — один местный и два федеральных. Мы за честную конкуренцию, она мотивирует нас становиться лучше. Причем в первую очередь становиться лучше самих себя вчерашних.

— Есть ли особенности работы именно в Старом Осколе или Белгородской области, которые отличают вашу деятельность от работы в других регионах?

— Не могу сказать, что у нас есть какая-то специфика. У нас прекрасный город. Безусловно сказывается то, что мы находимся в приграничной области, и начиная с 2022 года происходит миграция населения. А также пришлось пересмотреть и усилить резервирование электропитания ключевых узлов.

— Испытываете ли сложности с поиском квалифицированных инженеров, технических специалистов и других кадров для работы в "Осколнэт"?

— Временный кадровый голод, который наблюдался год-два назад мы пережили. Бывает, что возникают сложности с поиском персонала, но так или иначе эти вопросы решаются. Большинство ключевых сотрудников в компании работают давно, некоторые даже не первый десяток лет.

К примеру, я пришел работать в компанию 18 лет назад в 2007 году сразу после окончания института, на должность инженера-программиста по защите информации. В начале пути периодически не хватало сотрудников и ИТР замещали операторов техподдержки, линейных монтажников, настройщиков, телефонистов. Это позволило изнутри изучить специфику каждого подразделения и участка, вникнуть практически во все аспекты деятельности компании. И сейчас, на позиции директора, полученный тогда опыт мне очень помогает.

За любые задачи я брался без лишних возражений, с интересом и энтузиазмом. И я считаю, что если работа не по душе, нужно искать себя где-то еще. Вот такой естественный отбор неизбежен и даже необходим. И когда отсеиваются такие сотрудники — это идет на пользу компании. А разглядеть и простимулировать тех, у кого "горят глаза" — это моя задача как руководителя. И таких сотрудников в нашей компании очень ценят и берегут.

— Испытываете ли вы дефицит оборудования (сетевого, абонентского) в связи с текущей внешней ситуацией? 

— Хотя текущая внешняя ситуация привела к значительному удорожанию оборудования, мы не сталкиваемся с его дефицитом. Вся требуемая техника для поддержания и развития нашей инфраструктуры по-прежнему доступна. Главным вызовом остается его растущая стоимость.

— Были ли сложности с внедрением систем СОРМ и ТСПУ?

— ТСПУ на нашей сети установлено и работает. В прошлом году мы модернизировали имеющийся у нас СОРМ и сейчас находимся в процессе сдачи. В следующем году в соответствии с планом, согласованным с УФСБ, начинаем реализовывать закон Яровой. Сложности безусловно есть, но, думаю, мы должны с ними справиться. У нас просто нет другого выхода.

— Как часто "Осколнэт" сталкивается с DDoS-атаками или другими киберугрозами? Как вы решаете эти проблемы? С чем связываете участившиеся атаки и как защищаете инфраструктуру и данные абонентов?

— Мы столкнулись с очень масштабной DDoS-атакой в мае 2024 года. В этот же период атаковали многих крупных операторов приграничных областей — Белгород, Воронеж, Курск. Досталось и нам. В данном случае одно из наших преимуществ сыграло против нас. Мы абсолютно каждому нашему абоненту даем "белый" IP-адрес, что, насколько мы знаем, делают далеко не все операторы, многие используют NAT. И весь пул наших IP-адресов забивался огромным количеством трафика. Все это продолжалось почти трое суток. Помогла слаженная работа наших сетевых инженеров-программистов и система anti-ddos от одного из магистральных провайдеров Мегафона. За время простоя сети от нас ушло около 150 абонентов. Остальные ждали когда мы решим проблему, что, как я считаю, говорит о высоком кредите доверия к нашей компании. Всем абонентам мы сделали перерасчет платы.

— В каком направлении "Осколнэт" планирует развиваться в ближайшие 3-5 лет? Какие ключевые стратегические цели вы перед собой ставите?

— Мы планируем развиваться! И это ключевая фраза. Благодаря дальновидному стратегическому подходу собственника наших компаний мы продолжаем осваивать новые территории, в частности ИЖС, наращиваем присутствие на домофонном рынке города. Обновляем и совершенствуем наши сети и оборудование. Каждый год в компании инвестируют значительные средства.

В целом, постоянно рассматриваем варианты диверсификации и расширения нашей группы компаний. Даже в такие непростые для телеком-отрасли времена, сохраняется уверенность в том, что при грамотном подходе бизнес будет процветать.