13 технологических трендов для кабельщиков - new edition

01.02.2019 05:54

В мае 2017 года я написал статью для "Кабельщика" под названием "13 технологических трендов для кабельщиков". Статья была написана по итогам посещения крупнейшей индустриальной выставки NAB2017. Спустя почти два года мне предложили ее переписать и обновить. Я прочитал ее несколько раз и понял, что за два года тренды не изменились. Ну почти. По крайней мере, в моей голове. Поэтому я решил поговорить с практиками, техническими директорами кабельных каналов и узнать, насколько тренды, описанные мной в мае 2017 года, актуальны, релевантны и вообще добрались до России в целом, и их каналов в частности.

Вот списочно те самые 13 трендов, которые я счел самыми актуальными два года назад для нишевых каналов. В порядке убывания важности. По моему мнению, на момент написания статьи.

1. Облачные технологии и виртуализация

Михаил Кондрахин, технический директор холдинга "Ред Медиа" (2009-н.в.), технический директор канала Eurosport (2007-2009), технический директор канала "Первый метео" (2005-2007):

Однозначно да! Но не в плане вещания, а в плане сервисов. Управление контентом (MAM), управление рекламой и системы планирования эфира (трафик-менеджеры) и т.д. 

Дмитрий Малашонок, директор технической службы телекомпании "Первый ТВЧ" (с 2006 г.):

Тема, увы, для нас совсем не актуальна. Возможно, для небольшого телеканала это и может быть интересно, но для нас стоит лишь задуматься об объемах контента, которые потребуется загнать в облако, как сразу вся перспективность решений сильно бледнеет. Такие решения могут работать для небольших (читай, краткосрочных) проектов. Однако, для того, чтобы при необходимости быстро воспользоваться такими технологиями, нужно заранее их отработать и держать в режиме готовности - для нас это малореально.

Игорь Верновский, технический директор телекомпании Amedia (2012-2018), директор департамента сетей распространения программ компании "Первый канал. Всемирная сеть" (2007-2012):

При прочтении моих замечаний надо учесть, что я рассуждаю с точки зрения практика, это несколько консервативный, если не сказать скептический взгляд. К тому же времени мало прошло, многие вещи еще "в пути". Что-то умрет, что то будет по-другому.

Про облака и виртуализацию. Тут просто, ничего выдумывать не надо. ТВ будет идти за обще-айтишными тенденциями. А там идет, но значительно медленнее, чем рассуждают маркетологи.

В первую очередь, потому что получается дорого. Даже для относительно небольших сервисов (почта, документооборот). Пока маленький офис, облако выгодно, как только объемы увеличиваются, цены становятся неприличными.

А в ТВ с объемами (хранение, каналы…) совсем все плохо. 

Лучше ситуация с интернет-вещанием. Исходники студийные хранить не надо.

Вот с этого и начнется. А потом уже традиционное ТВ. Тем более это потихоньку будет сливаться.

Сергей Цвешко, технический директор телеканалов "Твой дом" и "Жара" (2016-2018), инженер компании Harris/Imagine Communications (2012-2016):

Тренд №1. Было несколько запросов как от новых игроков, так и от существующих. Основное пожелание это перевод CapEx в OpEx, т.е. нежелание тратить больших бабки на то, чтобы проверить бизнес идею.

На российском рынке идет тяжело по причине того, что провайдеры услуги хотят сразу заключение годового контракта. Тогда цены получаются ниже, чем самостоятельная сборка канала.

На моих каналах популярностью пользовался аутсорс по трафику и рекламе.

Денис Овсянников, генеральный директор компании "Останкино Телеком":

Тренд №1. Нишевые каналы в США и России совершенно разные по сути (бюджету). Облако для российского вещателя требует еще и технический персонал, умеющий следить за работоспособностью всех цепей сервисов. 

Анатолий Кузьмин, технический директор телеканала GameShow (2017-2018), технический директор телеканала "ЦарьГрад" (2015-2017):

Поставлю этот тренд на второе место по актуальности для нишевых каналов.

Александр Широких, генеральный директор НАТ:

Один из трендов аутсуорс плейаута (выдачи в эфир). Такие услуги в Москве оказывают несколько компаний, в том числе ТТЦ "Останкино", СТВ, ГТСС и др.

2. VR/360

М.К.: Нет! Никому не интересно, клиенты (кабельные сети и абоненты) не заинтересованы в покупке. 

Д.М.: Тоже не наша тема. Линейные тематические каналы на основе такого контента не сделаешь, а использовать их для простых экспериментов в интернете, дороговато. Пока что очень трудно с монетизацией. Интересно - да, но практически не применимо.

И.В.: Вот тут включу скептика. Очередное "3D кино". Аттракцион.

С.Ц.: ИМХО только для очень специализированных каналов. Проблема заключается в удорожании снимаемого контента. В студии 360 не поснимаешь, постановочные съемки 360 тоже тяжело. Остается экстремальный спорт, какие-то видовые каналы.

Д.О.: VR/360 станет настоящим трендом только когда появятся качественные образцы, демонстрируемые без очков. Это будет качественным рывком для ТВ-рынка. Только представьте, почти всё придется переснимать и перемонтировать. Очередное колесо обновления для рынка.

А.Ш.: Nokia закрыла VR-проект OZO и всех уволила. Некоторые сервисы типа NextVR развиваются, но в целом мне кажется тема не взошла и не растет в ТВ. Скорее актуальна для музеев как виртуальная экскурсия или непрофессиональных тренажеров. Для телека более актуальны оказались AR (дополненная реальность) и MR (смешанная реальность). Но это дорого и могут себе позволить избранные спортивные каналы и Weather Channel).

3. 4K/UltraHD

М.К.: 4К - просто эволюция. Как в своё время с HD. Пока дорого, сложно окупить технологию на кабельном и спутниковом – абоненты не очень готовы платить за это дополнительно. 

Д.М.: Три года уже изучаем эту тему, на наш взгляд - есть большой потенциал, но с монетизацией тоже все непросто.

И.В.: Тут вроде понятно. Идет, когда-нибудь придет. Нескоро, зрителю торопиться некуда. Причина – указана в майской статье: "Одна из проблем Ultra HD заключается в том, что разницу в разрешении можно почувствовать лишь на маленьком расстоянии и лишь на больших диагоналях (65’’+)". Только я бы сказал не "одна из", а основная. "Очень активно 4K развивается в ОТТ". Ага. Вот и подтверждение. "Дурят нашего брата". 4К на 6 дюймах и потоке в несколько мегабит/с

Отвлекусь. У меня ребенок в школе делал проект. Сейчас так модно, школа продвинутая. Он назывался  что-то типа "необходимое разрешение для экранов ТВ". С учетом расстояния, зрения, очков, освещения и т.п. Так вот у нее больше HD  ну никак не получалось. Мало кто может увидеть большее разрешение на реальных экранах, расстояниях, зрении и т.п.

С.Ц.: Интересное направление для видовых, спортивных каналов и киноканалов. Т.е. еда, шмотки/ювелирка, спортивные трансляции, где детализация начинает "играть" и кино. В остальном каналы не очень заинтересованы в переходе на 4К/UHD, т.к. это увеличивает стоимость производства контента и, что самое неприятное, стоимость доставки сигнала

Д.О.: Тренд №4 совместно с HDR и HEVC. Вопрос в стоимости контента и договоренности с операторами. Но настоящее 4К должно слагаться из качественной картинки с соответствующей глубиной. 

А.К.: Неактуально. 

А.Ш.: Тут хочу отметить некабельный Первый канал, выступивший инноватором и пионером, показавшим ЧМ2018 по футболу в формате 4K во всех средах (в том числе эфирной) и со звуком Dolby Atmos. 

4. HDR (высокий динамический диапазон)

М.К.: HDR - очень интересно, но в привязке к HD а не к UHD. См выше 

Д.М.: Тема тесно связанная с 4К - очень интересна, в качестве одного из путей повышения интереса к UHD. Также интересен стандарт HD HDR .

И.В.: Тут все хорошо. Зрителя не спросят, от него ничего не требуется, не очень дорого. Стандартов многовато, ноэто  деньги, а значит договорятся.

С.Ц.: Тут опять же как и 4K, хотя как вариант это вполне интересный шаг по "освежению" контента.

А.К.: Неактуально.

А.Ш.: Единственный реальный дифференциатор от HD. 

5. Channel-in-a-box (телеканал в коробке)

М.К.: Однозначно!!! Наряду с SaaS, HEVC и COTS. У нас-то уже давно, а вот в 2018-м федеральные каналы тоже начали перескакивать на эти технологии. 

Д.М.: Актуально, сами используем такие сервера, и естественно интересуемся новыми решениями.

И.В.: Во-первых, неудачное название. Тем более, оно устарело, еще когда я строил комплекс Amedia TV*, а сейчас и подавно. Правильнее не CiaB, а COTS (см. п. 11).

С.Ц.: Основной мэйнстрим, уменьшение занимаемой площади, охлаждения, потребления электричества. Опасность в том, что отказ устройства сравним с катастрофой.

Д.В.: Тренд №2. Многие современные системы вещания с учетом мощностей ресурсов так и продаются. 

А.К.: Эта тенденция замыкает мою личную пятерку. Я бы ее только расширил до smth-in-a-box. Например, у Ross Video, EVS и Newtek появились решения production-in-a-box. Это практически всё, что нужно для АСБ, умещенное в одну коробку.

Ещё заметил рост таких же софтверных решений типа Vmix, который часто используется для организации малых студий для прямых эфиров. На GameShow и "Моторспорт-ТВ" мы использовали Vmix для озвучивания и комментирования прямых эфиров, в том числе с комментаторами в кадре с несколькими камерами. Vmix также позволяет одновременно стримить в соцсети и может использоваться как машина replay.

6. Стриминг в соцсети

М.К.: Только для собственного производства! Иностранный контент с такими правами купить почти невозможно. К сожалению! 

Д.М.: Тоже достаточно актуальная тема, но очень широкая. Под ее описание попадает множество решений и технологий, абсолютно разных по своему назначению. Часть нами востребована, часть - нет.И.В.: Ну это не ТВ. Соцсети – это уже не тенденция, а железный факт. 

С.Ц.: Тренд №2. Это очень сильное направление. Многие каналы не только дублируют свои программы в социальных сетях, но снимают для них уникальный контент. Очень популярными становятся прямые трансляции в соцсети. Более того, некоторые небольшие каналы, по моей информации, рассматривают возможность перехода из эфирного формата в соцсети полностью.

Д.О.: Тренд №3. Логичное расширения присутствия на всех средах. 

А.К.: На мой взгляд, это тренд номер раз. "Царьград" вообще ушёл из эфира, и теперь работает только на своём сайте и в соцсетях. У GameShow практически все прямые трансляции дополнительно дублируются в соцсети. Я сейчас ещё продолжаю работать на компанию Riot Games (игра League Of Legends) - там все трансляции производятся только в соцсети. И их смотрят десятки тысяч человек. Ещё соцсети по сути являются бесплатными CDN.

7. SaaS (software as a service)

Д.М.: Интересно и, видимо, перспективно, но знаем мы о таких решениях маловато.

И.В.: Похоже на ситуацию с облаками. Идет, но не быстро. Дорого. Но монтажки Adobe Premiere мы уже несколько лет покупаем по годовой подписке. Дороже, но с учетом того, что у нас монтажёры то появляются, то их сокращают, получается баш-на баш. Но опять же мы маленькие. С большим количеством не так весело.

С.Ц.: Тренд №4. Развивается и будет развиваться, так же как и в случае с аутсорсом сейчас идея конвертировать CapEx в OpEx очень нравится финансистам. Сдерживают рост нечеткие тарифы и неявные платежи, например за трафик между сервисами. Как взгляд в будущее, можно предположить, что появятся автоматизированные рекламные биржи, если позволит наше законодательство.

Д.О.: SaaS в ряде случаев является очень качественной опцией для низкого старта и проверки возможностей софта. Не уверен в тотальности для производства, т.к. основные средства всё же выгодно иметь у себя более управляемыми. 

А.К.: Тренд №4.

8. Консолидация рынка

М.К.: Консолидация - это страшно… Столько загублено и похоронено хороших идей…

Д.М.: Вечная тема. Интерес постоянен. Увы, больше работает в минус, чем в плюс. Многие интересные решения и команды из-за консолидации ушли с рынка совсем.

И.В.: Без комментариев.

А.Ш.: Из того, что приходит на память, Grass Valley купил SAM, Rohde & Schwarz купил Pixel Power, Ercisson продал подразделение Media Solutions, ставший MediaKind, объединились два китайских вендора SWIT и OSEE.

9. Dolby Atmos

М.К.: Массовому зрителю не нужно. Соответственно денег за это не доплатят и технологию не окупишь. У нас обычное Dolby не очень нужно, не то что Atmos. 

Д.М.: Dolby Atmos - пока на уровне общего интереса. До реальной возможности применения у нас в компании – далековато, по крайней мере у нас в компании.

И.В.: Опять дурят. У Amedia TV, как известно, три канала идут с Dolby. Никто за пять лет не задал ни одного вопроса про него. Я у людей из Dolby спрашивал: а проводил ли кто хотя бы оценку, какой процент реально слушают Dolby. Смотрят в пол и молчат. Процент реально слушающих ничтожен.
Это все про обычный Dolby, для которого хоть что-то есть (телевизоры, домашние кинотеатры), а про эти новые (по-моему они уже сами не знают, сколько и чего они наизобретали), вообще молчу.

А.К.: Вообще не актуально.

А.Ш.: Уже упоминал проект Первого канала по ЧМ2018 по футболу. За проект он был отмечен Премией им. Зворыкина.

10. HEVC/H.265

И.В. Тут нечего комментировать. Это уже реалии. Ситуация повторяет H.264, которая была у нас на глазах. Будет.

С.Ц.: Тренд №3. Компрессия будет развиваться и дальше, т.к. это позволит существенно экономить на доставке "каналов" до телезрителей, при этом не снижая качества контента.

А.К.: Да, HEVC определенно входит в топ-3 трендов нашей отрасли.

Д.М.: Пробуем работать с новым форматом и следим за информацией.

11. COTS (Commercial off-the-shelf)

И.В. То, что Amedia TV купила у Harris в 2012 году, физически это были обычные HP-сервера. Мы уже в них меняли и блоки питания и видеокарты. Все покупали в обычном компьютерном магазине. В общем, по мне, COTS это самая главная тенденция, точнее уже свершившийся факт. Я бы его сформулировал только по другому. Вся технология переходит на IT based. Т.е. общеайтишное оборудование, все делается софтом... Мы с Harris в свое время эту тенденцию угадали. Правда попали  в самое ее начало. Поэтому у меня "полу" получилось. Но время показало, что очень неплохо получилось. Сейчас бы все делал софтверно, никаких железных кодеров и матриц.

С.Ц.: Двоякое ощущение. С одной стороны, это снижение накладных расходов на сборку и поддержку платформ для своих систем, что позволяет в большей степени сфокусироваться на своем продукте. С другой стороны, бывают случаи, что проблема сложно локализуется и вендоры начинают "футболить" канал друг другу.

Д.М.: Не воспринимается, как новинка. Может быть, потому что мы сами начинали с IT.

12. SDI-over-IP

М.К. В принципе да! Но пока всё такое сырое и так дорого что пока ждём и веселимся над приключениями богатых федералов :))) 

Д.М.: Тема интересная. Пока в этом направлении не работаем, но интересуемся… :).

И.В.: Если в вашей компании нет SDI… В Amedia TV нет. Пять лет живем и ни разу не было необходимости. Точнее как-то "Триколор" потребовал SDI , причем "от телекомпании". Отбились. Sinterra им декодировала. Даже НТВ  уже переключили на IP года два назад. Для "консервного канала" SDI не нужен совсем.  Где есть продакшн - сложнее, но SDI-over-IP – это костыль. Рано или поздно SDI - помрет.

С.Ц.: За этим будущее, вопрос только в финальном формате. Лично я жду вменяемого формата для сontribution, потому так как вариант найти 10 Гбит/с для передачи с "площадки" в студию, это как правило нереально.

Д.О.: Тренд явный, набирающий обороты, но правильнее было бы его назвать video over IP. 

А.К.: В киберспорте становится актуален IP-стандарт NDI. И не только в киберспорте. Студия департамента образования Правительства Москвы, например, вся построена на NDI.

А.Ш.: За время с последней статьи был наконец-то принят стандарт SMPTE ST2110, но не уверен, что это полноценная история для кабельных каналов, скорее эфирных и больших. Так, в этом году были запущены два канала полностью на IP: CTC Kids HD и CTC Love. Вроде НТВ также планирует переводить собственные тематические каналы на IP-платформу. И там, и там правда, SMPTE 2022-6/7 (предшественник 2110).

13. Первая трансляция 4K из космоса

Но это и не тренд вовсе. Единственное, что здесь хочется вспомнить - талантливого Сэма Блекмена, основателя компании Elemental, который в августе 17го года покинул нас. А трансляцию с NASA из космоса делала на оборудовании именно его компании

И еще немного новых трендов...

14. OTT

И.В.: По-моему мнению, это тренд номер два.  Чтобы совместить традиционный эфир и ОТТ, эфирные комплексы надо строить не вокруг матрицы, как раньше, а вокруг МАМа (системы управления контентом). И тогда все станет красиво, дешево (в перспективе) и, главное, с заделом на будущее, а не строить каждые пять лет новые комплексы, как делает, например, ПКВС. Они могут себе это позволить, но мало кто еще. Вот тут и произойдет то самое слияние, или как сейчас говорят синергия, о котором я говорил вначале. "Как-то так" (С).

А.Ш. Однозначно да. Пожалуй тренд номер один для операторов платного ТВ. В последнее время свои OTT-сервисы запустили все, у кого их еще не было: "Орион", "НТВ-Плюс", ТТК, "Акадо", "Дом.ру", "Триколор". Еще один тренд внутри этого тренда: запуск OTT на базе готовой платформы, чаще всего "Смотрешка" ("Акадо", ТТК).

15. Искусственный интеллект (AI)

Д.О.: Из свеженького я бы еще добавил далекоиграющий тренд ИИ. Создание персонализированного телевидения на основании статистики аудитории / или просто телевидения, на основании анализа имеющегося контента у имеющегося канала.

М.К.: Да, а еще машинное обучение (ML) и Big Data...

16. Рекомендательные движки (для операторов платного ТВ и OTT-сервисов)

А.Ш.: Тренд-тренд. Пост-пост. Операторы и OTT-сервисы озадачены персонализацией предложений для абонента и подписчика. Абонент/подписчик не хочет теряться в миллионах тайтлов фильмов и телепрограмм. Я девочка и хочу платье. Человек не любит делать выбор. Рекомендательный движок сделает его за вас. Изучив ваш профиль, историю ваших просмотров, посмотрев лайки ваших друзей в фейсбуке и т.д. По моей информации, в ближайшее время один из крупнейших кабельных операторов "ЭР-Телеком" интегрирует систему рекомендаций от компании ThinkAnalytics.

17. Киберспорт

А.К.: Многие вендоры откликнулись на потребности киберспорта: Ross Video и EVS вообще создали специализированные интегрированные решения для киберспорта.

* - Телекомпания Amedia в 2012-2013 гг. построила первый эфирный телекомплекс на базе устройств channel-in-a-box (телеканал в коробке). Каналы вещают в формате FullHD со звуком Dolby 5.1 и возможностью выбора языка оригинала.

Об авторе

Александр Широких
генеральный директор выставки NATexpo