Борьба с пиратством. Метод YouTube

18.10.2013 16:56
Последнее время ходит много разговоров о защите авторских прав в интернете. Минкомсвязи вот собирается создать систему, идентифицирующую и ведущую учет регистрируемого аудиовизуального цифрового контента в Сети. По словам ведомства, их система будет уникальной. Но в мире уже сущесвуют подобные системы по защите контента, причем проверенные годами. И одна из них — "гугловская" ContentID. О том, как эта система работает и чем примечательна, мы побеседовали с Юрием Хазановым, менеджером по партнерским программам YouTube, Google Russia&CIS.
 
Расскажите, пожалуйста, о системе Content ID — когда она появилась, что собой представляет?
 
Когда компания Google в 2006 году приобрела видеохостинг YouTube, перед ней сразу встал вопрос — что делать с имеющимся там пиратским контетом? Именно тогда и возникла идея создания системы Content ID. В 2006 году инженеры компании приступили к ее разработке, а уже в 2007 году представили готовый продукт. 
 
На текущий момент в разработку системы вложено более $60 млн, и мы продолжам в нее инвестировать, совершенствовать ее работу.
 
Как система работает? Правообладатель присылает нам или выкладывает на свой канал какой-то контент — фильм, например. Далее система берет отпечаток этого фильма и ищет его копии (полнометражные или отрывки — не важно), уже имеющиеся на портале, а также отслеживает появление новых копий при их заливке на хостинг.
 
После обнаружения копий правообладателю предоставляется выбор, что далее делать с этим контентом — монетизировать или блокировать. 
 
Поясните — что такое отпечаток?
 
Это аудиовизуальная метка, к которой привязаны какие-то ограничения. К примеру, для фильма это может быть ограничение по территории распространения. Если правообладатель говорит нам, что имеет права на распростронение определенного фильма только на территории России, то мы будем работать с ним исходя из этих условий. 
 
Отпечатки не обязательно должны быть аудиовизуальными, они могут быть и просто аудио. Тогда Content ID отслеживает аудиосопровождение видеороликов. Допустим, если я выложу ролик о том, как провел свои каникулы, и поставлю там песню Мадонны, то видео будет как автору принадлежать мне, а аудио считаться пиратской копией. И в зависимости от политики компании, которой принадлежат права на распространение этой песни, аудиотрек в моем видео может быть либо заблокирован, либо монетизирован. 
 
В случае блокировки мне будет показано сообщение, что права на эту песню принадлежат, к примеру, Universal, и тогда видео будет показываться без аудио. Причем ContentID дает гарантию блокировки в подобных случаях и на будушее. То есть если пользователь только собирается “залить” видеоролик с не принадлежащей ему песней на YouTube, ему будет показано сообщение с информацией о том, что на этот контент заявлены права Universal, и по этой причине вы не можете выложить ролик на сайт. Единственный выход здесь — поменять музыкальную композицию, сопровождающую видео. 
Если же правообладатель захочет монетизировать свой трек, то пользователю придет сообщение о том, чтоправа на аудио принадлежат такой-то компании, и в связи с этим перед демонстрацией ролика будет идти реклама. Пользователь в этом случае может либо согласиться с этими условиями, либо отказаться от выкладывания видео.
 
Данная система уже работает в России?
 
Да, она работает здесь с того момента, как мы запустили монетизацию в России, соответственно, это сентябрь 2010 года. ContentID пользуются множество наших партнеров — это и музыкальные компании, лейблы, и киностудии и все крупные телеканалы. Причем большинство из них предпочитает монетизировать контент, а не блокировать его.
 
И сколько стоит для правообладателей использование данной системы?
 
Всё, что мы предлагаем для наших партнеров — бесплатно.
 
В связи с вступлением в силу “антипиратского закона”, поменялась ли как-то схема взаимодействий между вами и правообладателями? Вы до сих пор работаете с ними напрямую или приходится действовать теперь через Роскомнадзор?
 
Да, мы до сих пор работаем с ними напрямую. Причем мы объясняем правообладателям, что работать с нами по такой схеме, и, в принципе, по закону DMC (речь идёт о Digital Millenium Copyright Act — акте, дополняющем американское законодательство в области защиты авторских прав в цифровую эпоху), намного проще, чем по тем пунктам, которые имеются в новом российском законе. Потому что здесь они работают, используя систему ContentID, которая решает все вопросы, в принципе, в течение минуты. То есть им не надо каких-то бумаг предоставлять, что-то доказывать, всё решается очень быстро.
 
А Роскомнадзор сотрудничает с нами во всех случаях, но на данный момент правообладатели обращаются к нам всё равно напрямую. Не было еще такого, чтобы правообладатель вначале обращался к регулятору с просьбой заблокировать контент на YouTube. 
 
А Вы можете сказать — какое количество видео, примерно, система обрабатывает каждый день?
 
Я затрудняюсь назвать вам количество видео, но могу сказать, что глобально на YouTube ежеминутно заливается по 100 часов видео. И какое-то количество из них приходится на Россию. Российские правообладатели каждый день присылают нам новые видео для создания отпечатков. К примеру, тот же “Первый канал” выкладывает на YouTube порядка 25 часов нового контента каждую неделю. И для каждого своего контента они просят создать отпечатки.
 
Ваша система доступна для внедрения сторонними платформами?
 
Вы знаете, мы и в прошлом задумывались над этим, и до сих пор думаем о том, чтобы создать какой-то white lable, чтобы предоставлять нашу технологию другим платформам. На данный момент у нас нет готового решения по этому вопросу, но мы активно над этим работаем, потому что к нам обращаются многие компании, которым интересно — как наша система работает, и могут ли они использовать ее у себя.
 
Однако, несмотря на то, что сейчас у нас нет такого предложения, стоит сказать, что на других сайтах ContentID всё равно работает. Речь идет о тех случаях, когда на каких-то порталах используется встроенный плеер YouTube. Допустим, наш плеер присутствует на “Одноклассниках”, “ВКонтакте”. И этот контент отслеживается ContentID. То есть всё, что делается в плеере YouTube, это включено в ContentID.
 
Изучали ли вы реакцию пользователей на внедрение данной системы и блокирование контента?
 
У нас нет конкретной статистики, но у нас были кейсы, когда было очень много жалоб из-за блокировки каналов. На фоне этого у нас появилось много правообладателей, которые изначально предпочитали блокировать контент, теперь же они предпочитают его монетизировать. Потому что они поняли, что пользователи жалуются не только у нас на YouTube, но жалуются и у них на сайте, на Facebook, в Twitter и так далее, и что лучше и выгодней монетизировать контент, получать от этого какой-то доход, чем блокировать его. 
 
Взять, к примеру, КВН. Вначале они блокировали нелегально размещенный контент, а теперь все монетизируют. Потому что они понимают, что большинство каналов, на которых выкладываются их видео — фанатские. Безусловно, есть исключения, которые можно и нужно блокировать. Но по большому счету, это фанаты КВН, которые заливают ролики КВН не с целью пиратства, а с целью поделиться тем, что им очень нравится. 
 
И в КВН поняли — ок, у этого канала, к примеру, 100 тысяч подписчиков. И вместо того, чтобы блокировать его, мы будем его монетизировать, получать деньги, и, плюс, попросим автора этого канала ставить ссылки на наш официальный канал. И мы сейчас разрабатываем автоматическую функцию (мы ее уже тестируем с некоторыми партнерами), чтобы внутри пользовательских видео проставлялась ссылка на официальный сайт канала. В таком случае идет и монетизация и переход трафика. Это оптимально для правообладателя.
 
Спасибо.

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"