Будущее эфирного телевидения

03.04.2014 16:40
Пока вся телеком-отрасль активно обсуждала отчет iKS-Consulting о деятельности онлайн-кинотеатров, еще одно интересное исследование на тему онлайн-видео, только в ключе эфирного ТВ, подготовила другая аналитическая компания — J’son & Partners. Доклад "Будущее эфирного телевидения: битва за аудиторию" подготовил и представил в рамках конференции Digital & Connected TV Russia 2014, организованной ComNews, Александр Гадалов, руководитель направления ТВ и медиа-проектов в J’son & Partners.
 
Для начала Александр поделился с присутствовавшими информацией об актуальном положении эфирных каналов. По наблюдениям аналитиков, на протяжении последних трех лет аудиторные показатели эфирных телеканалов, входящих в топ-3 по телесмотрению, снижаются. Так, у "Первого канала" среднесуточная доля телесмотрения еще в 2011 году составляла 16,8%, а в 2013 году снизилась до 13,8%. У "России 1″ за аналогичный период этот показатель уменьшился с доли в 15,3% до 12,8%, у НТВ — с 14,3% до 12,7%. Среднесуточный рейтинг этих каналов (среди эфирных) за последние годы тоже снизился, но не так ощутимо: у "Первого канала" — с 2,5% до 2,2%, у "России 1″ — с 2,3% до 2,1%, а у НТВ — с 2,1% до 2,0%. 
 
 
В J’son & Partners считают, что на изменение аудиторных показателей эфирных каналов повлиял рост конкуренции со стороны нишевых и тематических каналов, а также переток аудитории в онлайн-видео.
 
Согласно совместным данным ComScore и J’son & Partners с 2010 по 2013 год аудитория онлайн-видео в России выросла с 13 млн человек до 52 млн, это 37% населения страны. По прогнозам, к 2017 году эта аудитория увеличится до 91 млн человек, что составит уже 63% населения РФ. При этом проникновение платного ТВ уже сейчас достигает отметки 64% (или 35,1 млн домохозяйтсв), а к концу 2015 года оно должно увеличиться до 69%. Не столь высокие темпы роста рынка платного ТВ объясняются насыщением рынка, рост сейчас идет, но в основном за счет регионов. Напомним, что тот же "Триколор ТВ" рассчитывает увеличить свою базу за счет сибирских и дальневосточных абонентов. Аналогичные планы строит и спутниковый оператор "НТВ-Плюс" (по крайней мере, строил раньше, планы компании после прихода нового руководства публично еще не озвучивались).
 
По словам Александра Гадалова, драйверами развития рынков платного ТВ и OTT можно считать три вещи — это возникновение новых категорий устройств смотрения, тематическую сегментацию каналов и изменение характера смотрения.
 
Если говорить об устройствах, то сейчас рынок OTT поделен по устройствам на следующие составляющие — 61% занимают небольшие экраны (это ПК и планшеты), 27% — Connected TV, и оставшиеся 12% — мобильные экраны. Последние два сектора в ближайшие годы будут демонстрировать активный рост. По прогнозам аналитиков, к 2023 году "умные" телевизоры будут уже в каждой российской семье, а смартфоны достигнут этого порога в 2022 году. Соответственно, на фоне данных изменений к 2020-ым годам у нашего населения кардинально изменится характер потребления видео.
 
Поэтому уже сейчас эфирным каналам необходимо задуматься о распространении своего вещания на иные среды и улучшении качества предоставляемого контента, — считает Александр Гадалов. В частности, телеканалам надо начинать выходить в онлайн, запускать HD-версии, задумываться о гибридных технологиях и multiscreen’е. Иначе им не побороть такие угрозы как старение аудитории, конкуренцию с новыми медиа и неэфирным ТВ и удорожание контента.
 
 
Главными ориентирами в бизнес-стратегии эфирных каналов должны стать вовлечение и удержание ТВ-аудитории. Вовлечение, например, осуществимо за счет премьерного, развлекательного и событийного контента, а также за счет создания ожиданий. Немалую роль здесь может играть и пользовательский контент, то есть размещение на канале видео, созданных зрителями. Что касается удержания, то здесь рецепты следующие: число эпизодов, интерактивность контента, обратная связь с аудиторией, маркетинг и создание лояльности к каналу.
 
В общем, залог успеха в качестве контена, коммуникации с аудиторией и удобном присутствии на устройствах. Прописные, вроде бы, истины, но именно они являются якорными в достижении лидерских позиций.

Comments

Интересно, а вхожденцам в мультиплексы тоже надо задумываться о иных средах или они эфирными не считаются? Пока видим, что каналы толпятся вокруг эфира и РТРС, расталкивая друг-друга локтями и тряся в воздухе зажатыми в кулачках миллиардами...

Diogen, мне вот интересно, вы из чего делаете такие выводы - про толпы и кулачки? Вы в курсе, например, что уже один канал вышел из второго мультиплекса, еще три очень активно об этом думают и не очень пытаются это скрывать? Именно потому, что деньги эти ребята умеют считать, а требования, которые к ним предъявляют строители будущего, никак с жизнью не сопоставимы. Эти ребята - строители коммунизма, убежденные в кулачковых миллиардах - надо полагать, читают те же новости, что вы (:

Да, Яна, вопрос понятен.
Выводы делаю из того, что на места во втором мульте проводятся КОНКУРСЫ. Ну, не ходят представители РТРС, не разбрасывают агитки типа "Вступай во "Второй"! Первым десяти вступившим месяц обслуживания бесплатно"!
:)
Ни кого зазывать не приходилось, желающих хоть отбавляй, ни один конкурс не был под угрозрй срыва из-за отсутствия конкурсантов.
Про умение считать деньги. Сдаётся мне, что незаурядные математические способности у "этих ребят" проявляются исключительно после победы в конкурсе. До этого момента со счётом у них совсем беда...
Строители эфирного коммунизма вообще новостей читать не могут: вид огромного зелёного луга, выделенного государством для их выпаса вообще лишил их возможности высшей нервной деятельности. В данный момент они способны лишь на примитивный рефлекс слюноотделения.

Dionen, так это у ребят маркетинг такой.
Вы видели, сколько народу выставлялось на эти конкурсы? Вот как вы считаете, почему из четырех телеканалов СТС Медиа во втором мультиплексе только 2? Почему не там ВГТРК-шная "Моя планета". Нет, поначалу желающих, конечно, было больше, но сейчас народ уже попробовал этот тортик и склонен куда трезвее смотреть на вещи. И, соответственно, деньги считать.

Ну, СТС-ы... Не могло их там быть 4-ре по любому. Остальные соискатели могли "не понять" такого конкурса!
Ну и они, как все нормальные люди, чтобы узнать "как там водичка" пробуют её сначала осторожно одной ногой, а не с разбегу, как подвыпивший недоумок головой с обрыва...
А были и такие, да... С операторов, доставляющих сигнал до абонента с конкретной и фамилией адресом, они брали деньги, а РТРС-у, вещающиму, как Ванька Жуков на "деревню дедушке" собирались платить мильярд...
Вот те и маретинг!

Будущее у эфирного ТВ светлое
DVB-T2 - Это Солнце которое не будет заходить даже ночью. И есть ли жизнь на Марсе...

Миллиардный интерес Вещателей к DVB-T был и остается заложником принципа обязательности как первого (де факто) так и второго мультиплексов.
Это же мечта - попасть на халяву в каждый телевизор страны.
А между тем, на грешной кабельной земле пошла такая "пьянка" - как открытая цифра или чудо типа пакета Акадо-Телеантенна. Я уж не говорю про шаловливое бесплатное или подарочное IPTV.
Кабельщики сделали эфирщикам "козу", не дожидаясь DVB-T-шной грозы сами стали социальной антенной