Марина Горбик: "Путь к успеху - понять, что нужно аудитории"

02.08.2013 15:56

Как переход на цифру повлияет на рынок телевидения? Скажется ли он на рейтингах каналов? На эти и другие вопросы ведущим "ТВ-Профи" попыталась ответить Марина Горбик, руководитель дирекции коммерческих ресурсов ВГТРК.

М.Силин: Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире программа ТВ-Профи и ее ведущие Михаил Силин и Яна Бельская.
 
Я.Бельская: Здравствуйте! И я бы хотела представить нашу сегодняшнюю гостью, это — Марина Горбик, руководитель дирекции коммерческих ресурсов ВГТРК (Всероссийской Государственной телерадиокомпании).
 
М.Горбик: Здравствуйте! 
 
Я.Бельская: Марина, такой вопрос сходу. Мы уже несколько передач говорим о федеральной целевой программе и о том, как будет развиваться бизнес кабельных каналов, эфирных каналов, операторов, в общем, всей нашей отрасли. На Ваш взгляд, в какую сторону будет развиваться ваши коммерческие ресурсы и не только коммерческие, вообще телеканалы, которыми вы руководите и отрасль в принципе?
 
М.Горбик: На мой взгляд, с вводом цифровизации в стране, у нашего холдинга открываются новые перспективы, как в эфирном диапазоне, так и в среде неэфирного телевидения. В эфирном диапазоне наши основные каналы получат максимально возможный охват аудитории для всех каналов, а не только для нашего основного канала “Россия 1”. В неэфирной среде с учетом (надеемся) модернизации аналоговых кабельных сетей, у нас с вами появится больше частотного ресурса, а, соответственно, больше возможности производить качественные тематические каналы, которые позволят ответить, наверно, на все возможные вопросы наших телезрителей по тому или иному виду услуг в области культуры, спорта, политики и так далее. То есть наша компания пойдет по пути дифференциации своего продукта. И этот процесс в ближайшие 10 лет приведет к производству максимально возможного количества каналов.
 
М.Силин: Новые каналы нас ждут?
 
М.Горбик: Безусловно! И самая главная задача — понять, что нужно нашей аудитории сегодня. Если пойти по пути западного образца... В отличие от нашего рынка, где присутствует порядка 400 каналов, на западном рынке их несколько тысяч. И есть каналы, как я говорю про стул и про стол. Мы, собственно говоря, до таких узкоспециализированных каналов еще не дошли. На это нужны деньги, на это нужно понимание спроса потребителя, собственно, над чем мы сейчас и работаем.
 
Я.Бельская: Насколько способен рынок окупить такое количество каналов? Ведь подписка, например, на британского оператора Sky стоит 12,5 фунтов. А подписка на средний пакет среднего оператора у нас стоит в несколько раз меньше. У Sky при этом миллионы абонентов, у нас абонентов совокупно по всему рынку порядка 20 миллионов. Насколько рынок способен окупить такое количество новых каналов? 
 
М.Горбик: Нам все-таки кажется, что ввод цифровизации ускорит процесс инвестиций в аналоговые кабельные сети, которые не выдержат конкуренции с цифровым эфирным телевидением. Соответственно, операторы будут вкладывать деньги в модернизацию сети. Как только они будут вкладывать деньги в модернизацию сети, это позволит расширить перечень услуг, которые в рамках цифровых сетей уже сейчас возможны. Соответственно, новые услуги — это новые ресурсы, в том числе и финансовые. Сейчас на рынке очень низкий показатель ARPU и он тормозит развитие. К слову, ARPU — это выручка с одного абонента, и, собственно говоря, это та самая единица, с помощью которой считает свой бизнес любой из операторов неэфирного ТВ, и каналы, которые занимаются продажей контента, в том числе. Соответственно, сокращение аналоговых сетей и их модернизация и вывод в цифровой формат, позволят, на наш взгляд, раздвинуть рынок, они будут, собственно говоря, ускорять и процессы роста рекламного потока в неэфирной среде. Да, этот поток растет достаточно большими темпами, но сейчас его объем действительно не позволяет окупить те затраты, которые несут каналы на производство. 
 
М.Силин: Хорошо, вот Вы говорите об увеличении ресурсов, увеличении каналов, увеличении ваших возможностей. Но здесь есть одна проблема: такие же возможности увеличиваются и у других. И конкурентов у вас будет всё больше, число каналов будет расти. Нет ли здесь определенной опасности, что при увеличении числа каналов во всех сетях (а именно к этому ведет федеральная целевая программа) доли всех участников будут слегка нивелированы. И самые низкорейтинговые сейчас каналы поднимут свои рейтинги, а флагманские каналы, к которым в частности относится “Россия 1”, в какой-то мере свои доли потеряют. Вот не является ли для вас это угрозой? Как вы к этому относитесь?
 
М.Горбик: Собственно говоря, конкурентная среда — это основа любого развития. И на наш взгляд, это позволит в целом нарастить долю присутствия холдинга на рынке. Поскольку мы — производитель достаточно большого количества каналов, у этих каналов сегодня совершенно разные технические возможности охвата на территории России. Да, возможно будет меняться доля флагманского канала, но, тем не менее, доли остальных каналов ВГТРК будут расти. Поэтому мы надеемся на совокупный рост присутствия на рынке, если смотреть на общую долю всех каналов ВГТРК. Причем понятно, что подобное развитие будет как в эфирном диапазоне (особенно по каналам “Россия 24”, “Россия 2”), так и в неэфирной среде. Мы надеемся производить бОльшее количество таких каналов, как только появятся технические возможности для их доведения до конечного пользователя, до абонента. На наш взгляд конкурентная среда будет подталкивать всех участников рынка к росту цен, к росту возможного ARPU с одного абонента и, собственно, к увеличению количества доп.сервисов, который каждый из каналов, мы надеемся, будет развивать вместе с нами.
 
М.Силин: То есть залог успеха для ВТГРК в диверсификации, в формировании целого спектра каналов?
 
М.Горбик: Безусловно. Для развития нужны толчки. И это для нас толчок. 
 
М.Силин: Я не могу не отметить, что ВГТРК была первой одной из российских эфирных компаний, кто вывел на рынок канал в формате высокой четкости. Это был канал “Спорт”. И он распространялся по кабельным и спутниковым сетям, и это был первый, в общем-то, такой образец. Сейчас ситуация уже изменилась. В определенной степени, пальму первенства временно перехватил “Первый канал”, который выпустил полную версию своего канала в формате HD. У вашего холдинга пока такого нет. Вот у меня вопрос: ваши планы? 
 
Я.Бельская: Ну как же нет? Они технически начали раньше вещать.
 
М.Силин: Нет, подождите. Я сейчас говорю: технически ВГТРК начал первым с каналом “Спорт”. Это были фантастические репортажи с Олимпийских Игр, с Чемпионатов...
 
М.Горбик: Чемпионаты Мира и Европы...
 
М.Силин: Это было потрясающе, да. Тут говорить не о чем. Однако, сейчас тот канал “Россия HD”, который появился, это не есть трансляция канала “Россия 1” в формате HD, это просто еще один канал. В этом смысле он не первый, не второй и не двадцатый, а, может быть, тридцатый. Сейчас очень много каналов HD на рынке. И вопрос: каковы планы холдинга по переводу вещания всех своих каналов (или, может быть, не всех) в формат телевидения высокой четкости?
 
М.Горбик: Технически перевод в формат HD возможен для любого канала, вы это понимаете. Есть разные способы: можно делать это в формат Full HD, либо технически апгрейдить канал до уровня высокого качества. Собственно, главная цель этого процесса — готов ли зритель сейчас в массовом порядке принимать форматы HD? На наш взгляд, нет. Именно поэтому мы пошли другим путем. Мы сформировали канал, чтобы посмотреть реакцию наших потенциальных потребителей. Да, канал сейчас доступен всем тем, у кого есть возможность приема. И для этого, на наш взгляд, было не обязательно дублировать основной канал, потому что абонент должен привыкнуть к разнице между стандартной картинкой и картинкой высокой четкости, и он должен высказать свои предпочтения, и на это нужно время. А самое главное, что сейчас мы, анализируя ситуацию на рынке, понимаем, что доля этих потребителей очень мала. И, безусловно, сейчас “Россия HD” является тем каналом, которым мы пропагандируем сам формат, скорее предлагая посмотреть и увидеть продукт в совершенно новом качестве и измерении. И, я думаю, что спустя какое-то время, в зависимости от реакции рынка, в зависимости от отдачи, которую мы получим в виде информации с рынка, будет приниматься решение: делать ли все каналы в формате HD или все-таки и здесь пойти путем диверсификации, оставить некий продукт, премиум-продукт в HD формате, и отложить на некие этапы развития переводы других каналов в формат высокой четкости.
 
Я.Бельская: Наверняка Вы изучали этот рынок перед запуском канала. Что он из себя представляет? Какое количество людей в стране вообще способно принимать, смотреть и видеть телевидение высокой четкости? 
 
М.Горбик: На наш взгляд, вот первые пробные шары, которые мы пытались сделать в виде Олимпиады в формате HD, в виде Чемпионата Мира по футболу в формате HD. Потом мы выпустили канал “Спорт 1” с премиум-контентом, и показали, что да, такие каналы востребованы. Но есть большая проблема у всех, наверное, телеканалов в том, что они должны понравиться не только зрителю, но и оператору. То есть они должны сработать на рынке не только b2c, но и b2b. И здесь самая главная проблемка и стоит. Я знаю, что Михаил Александрович хочет мне оппонировать.
 
М.Силин: У меня вопрос такой — а сколько сейчас HD-абонентов? Как вы расцениваете? 
 
М.Горбик: На мой взгляд, это до полумиллиона пользователей абонентских устройств, на НАШ взгляд. Может быть, мы ошибаемся. Опять-таки, бурно развиваются спутниковые отдельные операторы, которые сейчас продают вторые и третьи абонентские устройства для просмотра HD. Но нет никакой уверенности, что купленные абонентские устройства работают в постоянном режиме или это всё-таки фрагментарное или сезонное телесмотрение. Поэтому здесь большая работа.
 
М.Силин: Мы продолжим нашу интересную беседу после непродолжительной рекламной паузы. Оставайтесь с нами. 
 
2-я часть
 
М.Силин: Мы продолжаем программу ТВ Профи. В студии Михаил Силин, Яна Бельская и Марина Горбик — руководитель дирекции коммерческих ресурсов Всероссийской телерадиовещательной компании (ВГТРК). Мы остановились в нашей интересной беседе на обсуждении вещания каналов ВГТРК в формате телевидения высокой четкости. Давайте продолжим. Мы поговорили о том, что компания ВГТРК была первая, что сейчас компания проводит определенное исследование востребованности этих услуг. Мой вопрос такой: вы предполагаете развивать ваше телевидение в формате высокой четкости как коммерческий ресурс, как это было с каналом “Спорт” в формате HD, либо это будет общедоступное телевидение, которое в какой-то мере просто заменит то телевидение стандартной четкости, которое есть у нас сегодня.
 
М.Горбик: Я думаю, на первом этапе это, безусловно, будет общедоступный канал, то есть для всех тех пользователей, которые имеют абонентские устройства для просмотра этого канала. Потому что, на мой взгляд, задача участников рынка, прежде всего, пропагандировать этот формат, чтобы пользователь понял, собственно говоря, преимущество этого продукта, и только после этого мы с вами можем говорить о какой-то бизнес-модели на внутреннем рынке. Ввод формата HD также предполагается в рамках третьего мультиплекса, как нам было озвучено Роскомнадзором. Поэтому, мы надеемся, что тот подготовительный этап до запуска третьего мультиплекса, который мы с вами как участники рынка сейчас проводим, позволит уже на этапе развития цифрового эфирного телерадиовещания понимать модели коммерческого использования этого продукта. На мой взгляд, и “Первый канал”, и наш холдинг прежде всего ориентированы на пропагандирование данного продукта среди конечных пользователей. И поэтому мы ждем здесь сотрудничества с операторами кабельных сетей, их поддержки и максимального промотирования данного формата среди своих абонентов. Я думаю, что здесь как раз такая взаимная модель сотрудничества должна присутствовать.
 
М.Силин: Прежде чем мы перейдем к следующим вопросам, я просто хотел заметить для Вас и разъяснить телезрителям, что после завершения перехода на цифровое вещание (а это произойдет не когда-нибудь, а уже весьма скоро, через 2 года), все абонентские устройства, которые будут распространены в нашей стране, будут пригодны для приема телевидения высокой четкости, поскольку принятые стандарты DVB-T2 и MPEG4 это подразумевают. И из ваших слов я понял, что этого вы, собственно, и ждете. То есть сейчас еще рынок не вполне готов, просто устройств мало и по мере того, как мы будем к этому приближаться, это и будет происходить. Понятно. Это, наверное, очень оптимистично. Теперь давайте продолжим наши вопросы, и поговорим о том, какие изменения произойдут с вещанием ваших каналов в регионах в связи с реализацией ФЦП. И первый вопрос, который я хотел бы задать, вот какой: как известно, канал “Россия 1” — это канал, у которого, в общем, весьма сложная концепция вещания. У него помимо центральной, федеральной версии существуют ещё региональные, то есть модифицированные версии для каждого конкретного региона. Сохранится ли это при переходе на цифровой формат? Есть ли место региональному вещанию в этой новой концепции? 
 
М.Горбик: Безусловно, есть. И на наш взгляд, наоборот, региональная версия каналов и привлекает внимание наших конечных пользователей, телезрителей, которым, безусловно, интересно то, что происходит в пределах их региона, на соседней улице, в соседнем доме. Это факт, подтвержденный и рейтингами каналов — если сравнивать информационные продукты наших каналов регионального производства, они, безусловно, занимают достаточно высокую долю на локальных рынках. Более того, на наш взгляд, именно региональные версии каналов позволяют развивать региональные рынки рекламы. И сейчас ситуация, когда все каналы находятся в разном положении в пределах локальных рынков, тормозит развитие рекламных продаж. Рекламодатель не очень понимает, как тот или иной бюджет правильно реализовать в пределах локальных регионов, т.е. донести до своего конечного потребителя. И цифровизация здесь систематизирует, наверное, в том числе и рекламный рынок. То есть у рекламодателя будет совершенно четкое понимание охвата его рекламной компании, и, здесь, скорее, мы получим новые возможности не для флагманских каналов, а для каналов второго и третьего уровня. 
 
М.Силин: Не является ли тогда очень серьезной проблемой бурное развитие спутникового вещания, в котором этих самых региональных версий, которые, как вы говорите, так важны и так интересны потребителю, просто нет по определению? Я просто хочу отметить, что сейчас на спутник по некоторым оценкам приходится чуть ли не треть охвата аудитории. А если вычесть из всего населения население крупных городов (то есть будем говорить про регионы), оказывается, что может даже больше 50% из них получает сигнал со спутника и, соответственно, региональные вставки не видит. Видите ли вы в этом проблему? 
 
М.Горбик: Мы на этом этапе проблему не видим, потому что сегодня есть другая проблема — доведения сигналов федеральных каналов до конечного телезрителя. Да, в региональных центрах мы фактически имеем максимально возможное присутствие с флагманским каналом, но не имеем аналогичного присутствия с каналом “Россия 2”, “Россия 24”, вот это большая проблема. И сейчас спутниковые операторы, о которых вы говорите, решают проблему доведения наших федеральных каналов до каждого потребителя.
 
М.Силин: Марина, подождите. Я сейчас задал вопрос конкретно про “Россию 1”, у которого эти региональные блоки имеют достаточное распространение.
 
М.Горбик: Давайте посмотрим немножко вперед. Что будет происходить, когда появятся первые цифровые пакеты? У тех телезрителей, у которых стояли спутниковые тарелки только лишь потому, что им было доступно ограниченное количество каналов, получат доступ сразу к 10-20 каналам. И встанет вопрос: нужен ли им при наличии бесплатного доступа к 20-ти каналам спутниковая тарелка. Мне кажется, что и спутниковые операторы это тоже отлично понимают. И у них тоже будут происходить определенные процессы. И они будут предлагать своим абонентам, которые купили эти приемные устройства, немножко другой продукт. То есть здесь такой процесс взаимовытясняющий друг друга.
 
Я.Бельская: Прошу прощения, что вклиниваюсь. Значит ли это, что спутниковым операторам целесообразно вообще убрать федеральные каналы первого-второго мультиплекса, заменить их платными каналами, и предоставлять только платный пакет? Ну Вы понимаете, сколько спутниковых операторов, столько раз они вещают 1,2,3 канал и т.д. Чтобы не было этого дублирования, и различие между спутниковыми операторами было совершенным — у каждого свой пакет, а всю “федералку” люди получают из эфирной цифры?
 
М.Горбик: Я могу сказать только одно — законодательная база в России сегодня говорит об обратном. Собственно, каналы первого мультиплекса обязательны для трансляции во всех средах. 
 
Я.Бельская: Но при этом диктуется какая версия...
 
М.Силин: Именно диктуется. И здесь проблема есть одна, которая тоже была одним из моих вопросов (может быть, он риторический), который заключается в том, что спутниковым операторам разрешается трансляция федеральной версий ваших каналов, а кабельным операторам только локальные. И в результате получается некое странное влияние вещателя на развитие операторского рынка, что может быть не совсем правильно. Тем не менее, если, как Вы говорите, локальные версии имеют бОльший спрос, может быть, в этом ничего плохого и нет?
 
М.Горбик: Может быть. И еще раз повторюсь: и спутниковые, и кабельные операторы, и мы как канал живем в тех условиях, в которые мы поставлены сегодня, в условиях аналогового эфирного, ограниченного частотным ресурсом, вещания. Как только ситуация будет меняться, будут меняться и правила игры. И то, о чем говорит Яна, возможно, приобретёт некое развитие, в том числе и в законодательной базе. Именно поэтому, по всей видимости, и вышел определенный закон, который обязывает всех операторов транслировать федеральные каналы в том числе, чтобы решить проблему доступности этих каналов. При этом ни для кого не секрет, что всё-таки спутниковые операторы, прежде всего, ориентированы на то население, которое проживает вне региональных центров, т.е. в зонах, где ограничен доступ к эфирному телевидению, и, соответственно, они, на мой взгляд, тоже решают определенную задачку распространения в том числе и федеральных каналов.
 
М.Силин: У нас не так много времени осталось. Марина, если можно, немного о вашем тематическом телевидении? Сколько каналов платного телевидения вы сегодня предлагаете на рынке? 
 
М.Горбик: Если считать все, то порядка десяти. 
 
М.Силин: Десяти?! 
 
М.Горбик: Порядка десяти каналов, к которым мы имеем то или иное отношение. Есть каналы, которые созданы полностью на базе холдинга ВГТРК, есть каналы, с которыми мы плотно сотрудничаем.
 
М.Силин: А те каналы, которые полностью ваши, сколько таких?
 
М.Горбик: Каналы “Спорт 1”, “Спорт”, “Русский Роман”, “Русский Бестселлер”, “Бойцовский Клуб”, “Россия HD” — это, собственно, те каналы, которые формируют сейчас холдинг.
 
М.Силин: А “Наука 2.0”?
 
М.Горбик: “Наука 2.0”, “Моя Планета” и остальные каналы из этой плеяды — это те каналы, которые мы производим совместно с иными компаниями.
 
М.Силин: Какие у вас планы по развитию пакета тематического телевидения? 
 
М.Горбик: Нам кажется, что на рынке мало отечественного контента. И конечно, надо идти по пути развития именно отечественного контента. Возможно, это канал об истории. Аналогов отечественного производства сейчас, прямо скажем, не много, и здесь достаточно свободная территория, на которой можно было бы интересно поиграть. Тем более, подходы к историческим фактам нашей Родины претерпевают изменения каждый год. Безусловно, это интересная тема. На мой взгляд, рынок телепоказа внутри страны уже практически исчерпан. На рынке присутствуют, наверно, каналов 18.
 
М.Силин: Это очень много.
 
Я.Бельская: И это только российских 18. Включая зарубежных — в два раза больше.
 
М.Горбик: Да, и здесь, может быть, даже рынок перегружен. Но здесь имеет место быть вопрос качества. Всё равно не хватает качественного продукта.
 
Я.Бельская: Ну, это вопрос к производителям кино...
 
М.Силин: Наверное, на этом мы сейчас будем заканчивать. Наша передача подошла к концу. Мы пожелаем вам больших успехов. Понятно, что такими возможностями, как у вас, не обладает, наверное, никто. И возможностями в плане формирования каналов общедоступного телевидения и тематического телевидения. И это факт, что рынку ваше телевидение очень нужно. Наше время подошло к концу. Мы поблагодарим Марину Горбик за очень интересный рассказ. И попрощаемся с вами. Вели передачу Михаил Силин и Яна Бельская. До новых встреч в студии канала “PRO Бизнес”. До свидания!
 
Видео: