Мультиплексные распри

Можно смело сказать, что конгресс НАТ, состоявшийся в этом году, проходил под эгидой III мультиплекса. Эта тема остро и активно обсуждалась как в первый день мероприятия, так и во второй. О выводах первого дня "Кабельщик" уже вкратце рассказывал, сегодня же мы попробуем изложить основные посылы второго дня конгресса, касающиеся 3-го пакета РТРС и региональных вещателей.
 
И в первую очередь здесь стоит упомянуть доклад советника президента НАТ Владимира Лившица — "Телевизионная карта России". Лившиц озвучил предложения по части формирования III мультиплекса, в частности, возможность применения дифференцированного подхода, учитывающего приоритет региональной составляющей и телевизионный потенциал регионов. Также в его выступлении были упомянуты предложения по установлению права региональных компаний привлекать к партнерству федеральные и другие телеканалы, расширению или изменению понятий "региональный канал" и "общедоступный канал", возможности муниципальным телеканалам с самостоятельным программированием претендовать на участие в конкурсах на вхождение в региональный мультиплекс и прочие новации. 
 
 
Генеральный директор ТК "Студия 41″ (Екатеринбург) Владимир Злоказов, генеральный директор ТК "АБИ Медиа" (Владимир) Максим Полухин в какой-то мере поддержали перечисленные предложения, но также выступили с пожеланием установить приоритетную позицию местных вещателей на получение лицензий и включение их в состав третьего мультиплекса.
 
Что касается доклада Владимира Лившица, то в своем выступлении он также напомнил собравшимся о том, что недавно НАТ (Национальная ассоциация телерадиовещателей) заключила государственный контракт с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям на выполнение научно-исследовательской работы "Формирование и распространение региональных телеканалов/программ в субъектах Российской Федерации в условиях перехода на цифровое ТВ". Целью данной работы является определение телевизионного потенциала регионов и подготовка "Телевизионной карты России". При этом в карте должны быть указаны все телеканалы, действующие в городах РФ с населением 50 тысяч человек и более, которые планируют свое дальнейшее развитие по одной из следующих моделей: вхождение в 3 мультиплекс, участие в создании дополнительных локальных мультиплексов или распространение в неэфирных средах.
 
Для выполнения поставленной задачи ассоциация намерена собрать наиболее полный объем информации о состоянии телевизионного регионального рынка путем анкетирования его участий. Во время первого дня конгресса выяснилось, что такую анкету получили далеко не все вещатели, поэтому ее было решено вывесить на главной странице НАТ. Ознакомиться с анкетой наши читатели могут и здесь.
 
Возвращаясь к докладу Лившица, надо сказать, что он также рассказал о возможных моделях перехода на цифровой формат, включая HD-формат и интерактивное телевидение, а также упомянул возможность присутствия в третьем мультиплексе каналов высокой четкости. Данные мысли, а также идеи создания консорциумов местных телеканалов, производящих незначительные объемы собственных программ, не нашли поддержки ряда участников дискуссии и группы местных вещателей из Красноярска, Тюмени, Новосибирска, Челябинска, Ижевска, Новокузнецка, Сургута, Сочи. В связи с чем было принято решение рассмотреть аргументы "за" и "против" поступивших предложений перед включением их в резолюцию Конгресса после дополнительных консультаций и обсуждения в Рабочей группе НАТ. 
 
На этом обсуждение региональных мультиплексов не завершилось. На эту тему также высказался директор по новым проектам компании "Орион Экспресс" Кирилл Махновский. Он предложил региональным телеканалам, которые не войдут в государственный мультиплекс, рассмотреть возможность вхождения в состав собственного регионального мультиплекса "Орион Экспресса". По словам Махновского, на текущий момент завершился первый этап формирования данного мультиплекса и по его итогам к нему уже примкнули 12 телеканалов: "Юрган" (Республика Коми), "НТМ — Первый Ярославский", "Первый Тульский", "Ставропольское региональное телевидение", "Мир Белгорья", "Башкирское спутниковое телевидение", "Курай ТВ" (Башкортостан), "Дон" (Ростовская область", "12 канал" (Омск), "Астрахань-24″, ТНВ (Татарстан) и "Москва 24″.
 
При этом представитель "Орион Экспресс" также поспешил заверить регионалов, что высокая стоимость доставки сигнала до ЦЗССС, дорогостоящие up-link и аренда спутниковых емкостей, а также возможность возникновения проблемы нарушения лицензионных условий по территории распространения при спутниковом вещании региональных телеканалов — всего лишь предубеждения. Например, то, что оператору достаточно одной антенны ЦЗССС для полного обеспечения подъема на космический аппарат Horizons2, многократно минимизирует затраты "Ориона" на up-link каждой программы по сравнению с подъемом непосредственно из региона. А вопросы с соответствием территории вещания каналов заявленным в лицензии условиям решаются функцией геокодирования.
 
Также Кирилл Махновский рассказал о возможных плюсах выхода на спутниковую платформу "Орион Экпсресса". Это расширение зрительской аудитории и осуществление технологической доставки сигнала до кабельных операторов и эфирных точек вещания.
 
Если вкратце говорить о других докладчиках, то, например, заместитель генерального директора МНИТИ Константин Быструшкин рассказал о современных технологиях, позволяющих по-новому взглянуть на проблемы регионального телевидения. Наглядно эти возможности были продемонстрированы на стенде МНИТИ на выставке NATEXPO. О возможностях мультиэкранного кросс-платформенного вещания ТВ-каналов рассказал Герасим Гадиян, руководитель проекта ViNTERA.TV, генеральный директор сети HDTV и 3DTV каналов HD Media.
 
После мультиплексов на конгрессе НАТ обсудили тему "Телеизмерения и рекламный рынок: новые подходы к медиаисследованиям. Чем, где и как измерять?". Генеральный директор ГК "TNS Россия" Руслан Тагиев выступил с презентацией "Эволюция телеизмерений. Новые подходы к медиаисследованиям", в которой представил весь спектр системы измерений аудитории национальных, локальных и тематических телеканалов, в которой способ доставки сигнала не имеет значения, т.е. возможно измерение потребления телеконтента из разных источников. В соответствии с рекомендациями по итогам инициированного НАТ, "Русбрендом" и АКАР международного аудита компании "TNS Россия" разработан трехлетний план по развитию системы измерений, что предполагает переход к 2017 году на генеральную совокупность "Все городское население России", включая города с населением меньше 100 тыс. человек.
 
Директор Департамента аналитики исследований холдинга "СТС Медиа" Иван Клейменов подробно рассказал о целях и задачах прошедшего аудита и его итогах. Независимые аудиторы пришли к заключению, что проект TV Index является хорошо организованной системой измерений, соответствующий международным стандартам.
 
Следующую конференцию "Контент для цифрового ТВ. Перспективные модели распространения и монетизации контента" и дискуссию на тему "Медиа будущего. Как будет выглядеть телевидение будущего и как конвергенция новых технологий изменит телепотребление?" провел президент ЗАО "Амедиа" Александр Акопов. 
 
Наталья Синдеева, генеральный директор ТК "Дождь", подчеркнула, что задача производителя конента — сделать так, чтобы его захотели покупать и зрители, и операторы связи. Поскольку, по ее словам, рекламная бизнес-модель для неэфирных каналов, по сути, не обеспечивает доходность, то приходится переходить на модель абонентской платы, что и сделал телеканал "Дождь" полгода назад: введена платная подписка для зрителей.
Генеральный директор телеканала "Моя Планета" (ВГТРК) Сергей Кошляков также обратил внимание на качество контента, что в первую очередь определяет перспективы развития неэфирного телеканала. По его мнению, зритель оценивает именно контент, а не страну происхождения канала, его историю или что-то другое. С самого начала телеканал "Моя Планета" работал с рынком как платный канал, политика привлечения зрителя качеством контента дала свои результаты: два года назад телеканал вышел на самоокупаемость, а сейчас является прибыльным. По словам Кошлякова, цифровые мультиплексы являются элементами регулирования рынка, а не способом доведения канала до зрителя, соответственно каналам необходимо пересмотреть приоритеты своей стратегии развития. 
 
Говоря о будущем медиакоммуникаций, председатель РГРК "Голос России" Андрей Быстрицкий отметил, что основные конфигурации медийного пространства уже сформированы, и появление новых технологий существенно ничего не изменит. Дальнейшим развитием медиаиндустрии будут управлять потребности людей, а не технологии.