Обще-OTT-образовательное

Сервисы OTT (over the top) — один из примеров того, как прогрессивные достижения меняют всю систему отношений в целых секторах экономики. 
Развитие цифровых способов записи мультимедийного контента сделало возможным его передачу по каналам связи, а распространение сетей широкополосного доступа (ШПД) в интернет позволило рядовым пользователям осуществлять обмен фото-, аудио- и видеофайлами (не говоря уже о книгах и статьях) и создало для производителей мультимедийного контента огромные проблемы. В отличие от пиратов, которые извлекают большие прибыли, тиражируя чужие произведения, домашние пользователи никакой прибыли не получают и делятся друг с другом своими записями безвозмездно. Им трудно объяснить, почему купленный легально фильм на DVD можно показать или дать посмотреть другу, а переслать тому же другу через интернет — нельзя. Пользователей — миллионы, они быстро обучаются и трудно перевоспитываются, поэтому основную часть сегодняшнего интернет-трафика составляют кочующие по сети мультимедиа-файлы. Как быть? Как защитить интересы правообладателей (а значит, обеспечить им возможность зарабатывать и создавать новые произведения)?
 
Говорят, что если процесс невозможно остановить, то надо его возглавить. В интернете появились контент-провайдеры, предлагающие пользователям прекрасные коллекции фильмов и видеозаписей высокого качества, и притом в основном бесплатно. От пиратов их отличает наличие договоров с правообладателями, от операторов кабельного ТВ — использование технологии OTT. Суть ее в том, что передача пользователям видеоконтента производится поверх существующей инфраструктуры широкополосного доступа в интернет ("over the top" переводится с английского как "поверх чего-либо") и с использованием интернет-протоколов, то есть с минимумом затрат, без гарантированного качества онлайн-приема, но зато в расчете на безгранично широкую аудиторию. Программное обеспечение современного компьютера, ноутбука или планшета позволяет смотреть бесплатные OTT-трансляции любому пользователю, где бы он ни находился, — ему нужно только подключиться к интернету и зайти на сайт ОТТ-провайдера. 
 
У ОТТ-провайдера есть два способа монетизации своих услуг: включение в бесплатную трансляцию рекламных блоков и предоставление платного контента. Оба широко используются, причем доля первого варианта постоянно растет. Доходы прямо зависят от величины аудитории, и OTT-провайдеры расширяют ее, создавая приложения для мобильных устройств и приставки для просмотра своего контента на экранах телевизоров, не рассчитанных изначально на подключение к интернету. Тем временем, новые телевизоры выпускаются уже с функциональностью Smart TV, то есть готовыми к работе в интернете. 
 
Сервисы OTT развиваются очень быстро: еще недавно эксперты говорили, что к 2017 году в Европе будет более 5 млн ОТТ-пользователей, а сегодня ресурсы одного только российского ОТТ-провайдера ivi.ru ежедневно посещают 25 млн пользователей и каждый месяц они просматривают около 180 млн единиц контента. По данным аналитиков Direct INFO объем мирового рынка ОТТ в 2012 году вырос на 32,5% и достиг $10,6 млрд. Данных за 2013 год еще нет, но надо полагать, что темпы роста сохранились примерно на том же уровне. Объем российского ОТТ-рынка, по данным тех же аналитиков, в 2012 году составил 1,1 млрд рублей. По их прогнозу к 2016 году наш рынок дорастет уже до 14,9 млрд рублей, то есть будет увеличиваться ежегодно на 91%.
 
Развитие ОТТ-сервисов способствовало росту спроса на широкополосный доступ в интернет и строительству сетей ШПД, но создало ряд проблем (кстати, в разговорной речи термин OTT означает "чрезмерный, выходящий за пределы допустимого"). В последнее время провайдеры ШПД обнаружили, что их затраты на строительство и обслуживание сетей растут быстрее, чем их доходы, и начали претендовать на долю от доходов ОТТ-провайдеров. Крупные производители контента, операторы спутникового ТВ и сотовой связи устремились в привлекательную нишу рынка и создают собственные ОТТ-сервисы, конкурируя за пользователей с телевещателями и операторами КТВ. Насколько серьезную опасность представляют эти сервисы, как они могут повлиять на услуги кабельного телевидения, как будут развиваться — все это мы будем обсуждать в будущих материалах на страницах сайта "Кабельщик.ру".
 
Спортивное OTT-дополнение
 
Денис Перепелицын, директор по внешним коммуникациям компании SPB TV: "Основное отличие технологии OTT (Over-The-Top) от существующих способов доставки мультимедиа-контента — отсутствие промежуточного звена между потребителями и "производителями" информации. Небольшое на первый взгляд изменение традиционной схемы доставки контента ("производитель — провайдер — потребитель") дает пользователю самое для него ценное — свободу. 
 
Во-первых, контент стал доступен в любой точке земного шара, где есть интернет. Во-вторых, контент стал доступен на любом удобном для пользователя устройстве без дополнительного оборудования. Пользователи персональных компьютеров и ноутбуков получают контент на интернет-сайте, для владельцев смартфонов, планшетов и телевизоров с технологией Smart-TV разрабатываются мобильные приложения. Разумеется, ни о каких IPTV-приставках, привязанных к провайдеру, речи не идет. В-третьих, подписка и оплата контента не сложнее покупки в интернет-магазине. При этом для всех пользовательских устройств используется единый аккаунт, что значительно упрощает управление подписками.
 
Работая напрямую с потребителем, производители контента делают его интереснее: сервис поддерживает интеграцию дополнительных функций на основе веб-технологий. Наиболее полно возможности OTT-технологии применяются в спорте, и это неудивительно. Помимо собственно живой трансляции соревнований в HD-качестве зритель хочет получать дополнительную информацию: статистику игр, характеристики спортсменов, мнения авторитетных экспертов. Для игровых видов спорта очень актуальна возможность посмотреть архивы трансляций.
 
За рубежом технология OTT активно используется такими спортивными гигантами, как NHL, NBA и NFL. В России Over-The-Top взял на вооружение телеканал "Наш Футбол", владеющий эксклюзивными правами на трансляции игр чемпионата России по футболу. 
 
"Мы считаем, что технология OTT с ее интерактивными возможностями сделает просмотр футбола еще более интересным для миллионов болельщиков. И конечно, более доступным как в России, так и за ее пределами", — сказал генеральный директор ООО "Лига-ТВ" Илья Геркус. 
"Эксперты прогнозируют к 2016 году рост рынка OTT-сервисов в 13 раз! Очевидно, что за этой технологией будущее интернет-телевидения", — дополнил генеральный директор SPB TV Кирилл Филиппов".

Темы

OTT