Олег Колесников: рубеж 4K мы преодолеем в Сочи

Олег Колесников, технический директор «НТВ плюс», поделился с ведущими «ТВ-Профи» сомнениями по поводу 3D-технологии, надеждами на форматы 4K и 8K и собственным видением дальнейшего развития бизнеса «НТВ плюс».Михаил СИЛИН: Здравствуйте, уважаемые телезрители, в эфире очередной выпуск программы ТВ-профи. В студии её ведущие: я — Михаил Силин и Яна Бельская.
 
Яна БЕЛЬСКАЯ: Здравствуйте! И сегодня в нашей студии гость — Олег Колесников, бессменный технический директор компании «НТВ плюс».
 
Михаил СИЛИН: И поскольку мы разговариваем сегодня с одним из лучших технических экспертов в области телевизионного вещания, мы будем говорить о перспективных технологиях и качестве телевизионного вещания, что эти технологии нам дают.
 
Олег КОЛЕСНИКОВ: Здравствуйте, коллеги!
 
М.СИЛИН: Хотелось бы начать вот с чего. Олег, помимо всего прочего, является членом Оргкомитета олимпийских игр в Сочи. Как правило, крупнейшие спортивные соревнования всегда являются определенным толчком для развития технологий, внедрения чего-то нового. Олег, что нас ждет в связи с трансляциями Олимпийских игр? Ждут ли нас какие-то новые свершения, будут ли они в формате высокой четкости, сверхвысокой четкости, в 3D-формате — что мы увидим?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Прежде всего, безусловно, каждые олимпийские игры — это огромное событие не только в мире спорта, не только в мире политики, но и в мире телевизионных технологий. Это можно видеть даже по специализированным телевизионным выставкам — всегда перед Олимпиадой происходит активизация игроков, как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов. И мы видим, что каждые новые олимпийские игры дают какой-то определенный штришок, какую-то определенную стадию в развитии телевидения, как такового, и с точки зрения технического развития. Безусловно, не будет исключением и Олимпиада в Сочи. Сейчас уже абсолютно точно известно — все 100% трансляций будут сниматься в формате HD1080i. Более того, насколько я знаю, ТВ-компания «Панорама» будет осуществлять частичное производство видео в формате 1080p. 
 
Надо также отметить, что на Олимпиаде в Лондоне были первые трансляции в формате супер-высокой четкости (их проводила компания NHK) — это формат даже не 4К, а 8К. И подобного же рода трансляции — в формате 8K — запланированы на период проведения сочинской Олимпиады. Я надеюсь, что нам все удастся. Сейчас мы прорабатываем этот проект — перед нами стоит задача организовывать тестовые трансляции в формате 4К более развернуто, более расширенно, более масштабно, чем это было до сих пор.
 
Сейчас очень много говорится в мире о том, что 4К — это новый рубеж, который необходимо преодолеть всем — как вещателям, так и тем людям, которые производят контент, так и «бытовикам», которые непосредственно продают конечное оборудование потребителям. 4К — это рубеж, который, как я считаю, будет достигнут во время Олимпиады в Сочи, и, надеюсь, что это войдет в историю, как еще один достаточно мощный толчок.
 
М.СИЛИН: Олег для наших телезрителей — что такое 4К, что такое 8К?
 
Я.БЕЛЬСКАЯ: И 1080р заодно...
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Не буду говорить о различиях прогрессивной развертки от развертки чересстрочной — это то, о чем, наверное, многие знают. Это фактически то, чем отличается телевизор с кинескопом, где видно строчечки, от плоскопанельной плазмы, которая в состоянии показывать сигнал с прогрессивной разверткой, как компьютерный монитор. Это означает, что картинка более четкая, она более стабильная, меньше дрожит, и так далее, и тому подобное.
 
Формат 1080р или формат HD имеет горизонтальное разрешение до 2 тысяч точек, а если быть точнее — 1920 точек, его мы называем форматом 2К. Формат 4К — это больше 4 тысяч точек по горизонтали. И в формате 8К, соответственно, больше 8 тысяч точек по горизонтали. Формат 4К — это уже кино, это фактически то же разрешение, которое сейчас имеется в кинотеатре, а формат 8К — это уже не просто наше «завтра», это наше «послезавтра».
 
Опять-таки, все это пока существует в виде экспериментальных образцов. Даже камер, способных снимать в формате 8К, сейчас в мире можно сосчитать по пальцам одной руки. Но, тем не менее, это уже было сделано в Лондоне и получит свое развитие у нас в Сочи.
 
М.СИЛИН: Наверное, качество будет лучше, чем фотография, ведь разрешение получается больше.
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Да, безусловно, и более того — если уж мы начали говорить о таких форматах — можно будет осуществить не только физическое увеличение количества точек и информации на экране, а, если утрировать, можно будет экран или проектор или видео-стену, на которую все это проецируется, рассматривать в бинокль. То есть детали рассматривать в бинокль. По факту, у зрителя будет ощущение, что он сидит непосредственно на трибунах и смотрит все действие «живьем».
 
М.СИЛИН: Т.е. виртуальная реальность?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Абсолютно!
 
Я.БЕЛЬСКАЯ: Какие шаги «НТВ плюс» предпринимает в этой связи? Какие из этих технологий найдут свое отражение в сервисах компании? Что вы, как оператор, собираетесь делать?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Прежде всего, мы сейчас с партнерами прорабатываем вопросы организации 4K-вещания, и в ближайшее время будут проведены тесты по тестовому же вещанию в формате 4К. Они запланированы на лето этого года. Мы должны выбрать технологию, поскольку сейчас несколько производителей предлагают подобного рода технологию. Мы будем выбирать партнера, который нам покажется наиболее перспективным и наиболее прогрессивным с точки зрения технологии. Это будет не только съемка, но и трансляция через спутник.
 
Надо отметить, что с существующими средствами кодирования и доставки один канал 4К занимает целый транспондер. Для справки — сейчас на транспондере спутника мы размещаем 6 каналов HD, а для канала 4К одного транспондера едва-едва хватает. То есть количество информации увеличивается многократно. Соответственно, мы проведем тест, который будет начинаться с земли, со съемки, с обработки этого сигнала, выдачи наверх, на спутник, приземления. Затем, с помощью достаточно сложной технологии он будет раскодирован (потому что формально — это четыре сигнала HD 1080р), и после будет подаваться на специализированное абонентское устройство. Опять-таки — повторяю — специализированное, потому что в массовом производстве такие устройства еще отсутствуют — и дисплеи, и устройства отображения, и проекторы.
 
Я.БЕЛЬСКАЯ: И что нужно мне, как абоненту, чтобы посмотреть такой сигнал?
 
М.СИЛИН: Наверное, вопрос не так надо поставить. И какая цель? Наверное, нужны специальные декодирующие устройства. В целом это только для каких-то мест массового просмотра или все-таки предполагается, что это будет и у абонентов?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Первые телевизоры в этом формате уже есть в продаже. Это супер HD-телевизоры, у них весьма негуманный ценник — цифра начинается от 1 млн рублей за одно такое устройство.
 
М.СИЛИН: Да, я видел в продаже в Москве UHD-телевизор производства Sony, он стоил чуть меньше одного миллиона.
 
Я.БЕЛЬСКАЯ: Ну, в списках Forbes довольно много потенциальных владельцев...
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Возможно, какие-то люди и захотят приобрести эти устройства, для того чтобы стать первыми, кто увидит Олимпиаду в формате супер-высокой четкости.
 
Если уж мы начали говорить об этой теме, то надо отметить, что, к сожалению, или, быть может, к счастью, развитие технологий с одной стороны стимулируется такими событиями как Олимпиада, с другой стороны они развиваются и стимулируются производителями бытового оборудования. Как только производители бытового оборудования готовы к тому, чтобы та или иная технология была применена, соответственно, эта технология получает определенный толчок. Вспомним наше приснопамятное 3D. Как только производители телевизоров стали готовы и захотели продавать 3D-телевизоры, сразу же получили (как говорили в былые времена) очередной виток напряженности и производители контента, и разработчики профессионального съемочного оборудования. Произошло «бурление в массах», и один за другим стали рождаться чрезвычайно дорогие и не всегда удобные инструменты для съемки в 3D. И все это развивалось, развивалось, развивалось, в том числе и канал «НТВ-Плюс 3D», который, по-моему, уже порядка трех лет находится на нашей платформе. Но по некоторым причинам производители бытового оборудования решили, что эта технология недостаточно себя оправдала с точки зрения продаж, и потихонечку эту историю начали сворачивать.
 
М.СИЛИН: Сейчас?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Да. Все меньше рекламируется телевизоров, присутствие в которых 3D является тем отличительным фактором, который стимулирует продажи. А так как технология 3D не получила достаточного отклика со стороны зрительской аудитории, то по состоянию на «сейчас» она не будет применена на ближайшей Сочинской Олимпиаде, то есть съемок в 3D не будет — это уже абсолютно четко объявлено и закреплено соответствующими документами. Сейчас упор делается на технологию Ultra high-definition, которая и будет применена.
 
Вместе с тем «НТВ плюс» продолжает вещать свой 3D-канал, и у нас есть достаточно разнообразного контента для наших зрителей, чтобы они смогли его посмотреть и оценить преимущества технологии. И, как и говорилось ранее (когда технология только-только зарождалась, когда мы её запускали) — как только будет возможность смотреть эти удивительные 3D-фильмы без специальных девайсов (т.е. без очков) и без фиксированного положения головы, технология сразу же получит очередной виток развития. А наработанный материал, который есть уже сейчас, будет применим и с новой технологией, которая позволит смотреть 3D без очков.
 
М.СИЛИН: Скажите, пожалуйста, а нужно ли абоненту для просмотра «НТВ плюс 3D» какое-то специальное оборудование? Или стандартная HD-приставка позволяет смотреть 3D?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Стандартная HD-приставка позволяет через стандартный интерфейс HDMI — это стандартный кабель, который подключается к телевизору — смотреть 3D фильмы. Главное, чтобы на телевизоре был значок 3D. Это значит, что в нем существует декодер, который в соответствие с технологией, заложенной в телевизоре, восстанавливает изображение из двух картинок — для левого и правого глаза.
 
М.СИЛИН: И последний вопрос про 4К. Меня интересует следующее: Вы сказали, что если все-таки кто-то из абонентов приобретет дорогой 4К-телевизор, он сможет смотреть 4К канал. При этом Вы говорили о том, что для воспроизведения 4K нужна сложная система кодирования, фактически соединяющая воедино 4 потока HD. И вопрос такой — нынешние 4K-телевизоры все это умеют самостоятельно совмещать? Это уже является стандартной технологией и никакого внешнего устройства не будет нужно? Или нет ещё такой стандартизации?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Дело в том, что стандартизация еще не произошла, то есть стандартного устройства, которое можно купить в магазине, и которое точно будет показывать вам 4К, нет. То, что мы делаем сейчас — мы пытаемся адаптировать существующие технологии для просмотра 4К на устройстве отображения — телевизоре. Пока это присутствует в виде 4 относительно независимых приемников (относительно — потому что они все равно синхронизированы между собой, чтобы показывать картинку одновременно) и 4 картинок в формате 1080р, которые соответствуют левому верхнему, правому верхнему, левому нижнему и правому нижнему краям экрана и вместе они соединяют картинку в формате 4К. То есть фактически это четыре приемника, один телевизор, 4 интерфейса HDMI. В общем, пока это достаточно громоздкая структура. 
 
Но, кстати, уже на последней выставке NAB компании-производители чипсетов (в частности, компания BroadCom) представляли прототипы продуктов, которые могут в одном сет-топ-боксе декодировать 4K-сигнал. Речь идёт о HEVC (его иногда называют H.265) — это новый кодек, новая высокоэффективная система кодирования, которая позволяет передавать сигнал 4К уже в одном потоке.
 
М.СИЛИН: Спасибо, мы прервемся на рекламную паузу и затем продолжим нашу беседу.
 
(II часть)
 
М.СИЛИН: Здравствуйте, уважаемые телезрители, мы продолжаем нашу программу «ТВ-профи», и в студии ведущие Михаил Силин и Яна Бельская, и наш гость Олег Колесников, технический директор компании «НТВ плюс».
 
Я.БЕЛЬСКАЯ: Я хотела бы задать вопрос, наверное, очень-очень простой для профессионала. Традиционно считается, что цифровое телевидение — это намного более высокое качество картинки, а HD-телевидение — это великолепное качество. Но, тем не менее, когда смотришь каналы, которые транслируются на разных платформах, далеко не всегда это действительно прекрасное качество картинки. От чего зависит качество картинки и качество цифрового канала?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Прежде всего я хотел бы сделать одно существенное замечание. Главное отличие аналогового телевидения от цифрового в том, что цифровое телевидение — это не то телевидение, которое лучше передает качество, а это более правдивое телевидение, потому что оно более качественно передает то, что есть в самом начале. Если в начале цепочки был замечательный контент, который замечательно снят с соблюдением всех норм, с соответствующими скоростями, с кодеками и т.д. и т.п., — то цифровое телевидение более правдиво передаст до зрителя то, что было в самом начале. Почему сейчас возникают проблемы с каналами, которые лучше показывают или хуже показывают, а некоторые говорят о том, что де «ваш HD вообще ничем не отличается от качественного SD», и так далее. Дело в том, что на заре HD действительного HD-контента, то есть того, который в производственной цепочке от начала и до конца был снят в HD, было крайне мало, его просто не было. Была проблема курицы и яйца: нет контента — нет спроса, нет спроса — нет контента. Но у каналов было желание как можно скорее запуститься в HD, поэтому производился очень простой трюк, назывался он up-conversion: брался контент, который уже существовал в стандарте SD или даже в формате 4:3, и «растягивался» до 16:9, поднимались его скорости. И с технической точки зрения это было уже HD. Скорость потока могла достигать 45 мегабит в секунду — все было замечательно, и картинка размером 1920 на 1080, но изначально информация была SD — и если она была SD, то ей неоткуда взяться в качестве HD. Как она была SD, так она очень качественно и передалась в SD, но на HD-экране. Поэтому это достаточно простая проблема. Есть, конечно, в меньшей степени влияющие на качество картинки факторы, как то скорости передачи и т.д. Но, безусловно, операторы вообще и мы, в частности, серьезно отбираем контент, который вещаем — подавляющее большинство, т.е. 99,9% в контента оригинального, то есть изначально снятого в HD. Единственное, что мы показываем в up-conversion — это какие-то материалы хроник, которых просто не существовало на момент съемки в стандарте высокого разрешения. Например, какие-то старые спортивные соревнования, проведенные до 2004-2005 годов, и, естественно, снимавшиеся в формате SD, мы по мере необходимости (допустим, когда вставляем отрывки таких соревнований в новостные сюжеты) конвертируем в HD.
 
Возвращаясь опять-таки к проблеме качества. Мы придерживаемся той позиции, что доставлять людям нужно как можно более качественный сигнал, и поэтому у нас скорость HD-потоков от 8 до 16 Мбит/сек, поскольку применяется статистическое мультиплексирование, то есть поток «гуляет» в зависимости от контента. И это сейчас является общемировым признанным стандартом для передачи каналов HD. Я не буду кого-то хулить или кого-то восхвалять из других операторов, потому что все прекрасно понимают, что инженерию и физику не победить, и так, как оно было в самом начале, так оно и будет в самом конце. Безусловно, сейчас есть, как я уже упоминал, кодек формата H.265, который позволят еще более эффективно сжимать исходный сигнал, который, к слову сказать, в оригинале представляет собой 1,5 гигабита в секунду, и из 1,5 гигабит в секунду мы получаем какие-то смешные 15 мегабит. И с применением новых технологий мы сможем добиться правдоподобного качества в формате HD при скоростях на 30-40% меньше.
 
М.СИЛИН: Хорошо. А вопрос такой: Вы говорите про 8, 16 мегабит/секунду (16 Мбит/сек — это если статистическое мультиплексирование), что выглядит довольно оптимистично. Тем не менее, все операторы, насколько, я знаю, сталкиваются несколько с иной картиной, когда работают не с «НТВ плюс», и, как правило, получают со спутника скорость редко выше 7-8 мегабит в секунду. Ваша точка зрения — если сравнить вещание в формате высокой четкости HD на 8 мегабитах и на 8 же мегабитах в старом стандарте, т.е. стандартной четкости (SD) — увидим ли мы вообще разницу? Не будет ли такое HD лучше чем SD?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Безусловно, будет. Разницу всё равно можно заметить, особенно хорошо ее видят профессионалы. Не могу сказать, что она так же хорошо заметна на глаз для всех, но, безусловно, разница будет. Более того, я могу, сказать, что мы проводили эксперимент: в кинотеатре транслировали на 45 мегабитах в секунду — это стандартный сигнал HD — и да, безусловно, на экранах больших и очень больших это заметно: нет замыливания, более четкая проработка деталей и т.д. и т.п.
 
По поводу Вашего вопроса — можно ли сравнить SD на скорости 8 мб/сек и HD... Несколько лет тому назад, буквально 3-4 года назад, когда технология HD только-только зарождалась, только была представлена рынку, была очень интересная история. Немецкие каналы (сейчас не вспомню, кто — «ARD» или «ZDF») проводили эксперимент: они сравнили свой стандартный сигнал SD, который транслируется со спутника (он уже был 16:9 к тому моменту) и ту технологию HD, которая предлагалась на тот момент. И они сказали — «нет, мы подождем, пока технология HD созреет настолько, что будет разительно отличаться от того сигнала, который мы имеем сейчас». Но, судя потому, что оба канала сейчас вещают в HD, технология все-таки дозрела. А поскольку мы считаем немцев достаточно педантичными и очень щепетильно относящимися к своему качеству сигнала, можно сказать, что различия уже достаточно существенны.
 
С другой стороны, та проблема, которую вы затронули — доставки до провайдеров сигналов в HD порядка 7-8 мегабит в секунду, здесь есть и другая сторона вопроса. Дело в том, что есть в вещательном телевидении — если мы говорим «по-взрослому», есть понятие «контрибьюшн» и «дистрибьюшн». Контрибьюшн — это высокоростные потоки, которые приходят непосредственно на базовую станцию для того, чтобы потом, впоследствии быть распространенными уже среди абонентов. И дистрибьюшн — это тот самый процесс...
 
М.СИЛИН: То, что идет к абоненту?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Совершенно верно — то, что идет к абоненту, к раздаче. И очень часто, ввиду экономии ресурсов, достаточно многие, в том числе поставщики изначального контента, эти понятия — контрибьюшн и дистрибьюшн — сливают. Они говорят, что этот сигнал, который сейчас висит на спутнике, вы можете брать в сети для распространения, хотя сигнал уже является «сигналом дистрибьюшн» и он чуть-чуть «поджат» по сравнению с тем, что должно быть для качественного телевидения. И понятно, что, поскольку любой телевизионный тракт, будь то головная станция или что-нибудь еще, сигнал точно не улучшает (в лучшем случае она его не ухудшает), и конечно, если еще происходит процесс пере-обработки и пере-мультиплексирования, понятно, что он имеет тенденцию немножко деградировать.
 
М.СИЛИН: У нас осталось не так много времени. Давайте немного сменим тему, я хочу спросить — «НТВ плюс» видит будущее только в этих новых форматах или вы как-то иначе понимаете будущее развитие технологий? Что вам будет нужно для того, чтобы быть успешным в развитии вашего бизнеса?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: С точки зрения «НТВ плюс» я могу сказать, что сейчас уже приходит другое время. Уже само по себе спутниковое телевидение, телевидение цифровое, да и вообще коммерческое телевидение, которое отличалось от того телевидения, которое нам доставлялось в аналоге по простой антенне, — оно уже стало достаточно общим местом, и теперь для того, чтобы привлечь абонента, чтобы коммерчески продать свой продукт, необходимо быть практически везде. Это означает, что необходимо и присутствие в интернете, и присутствие в кабельных сетях, и присутствие в том, что сейчас называется OTT (over-the-top), и в приложениях для мобильных устройств, и так далее, и тому подобное. И «НТВ плюс», безусловно, сейчас в том или ином виде присутствует во всех этих средах. Более того, я вам скажу, что сейчас есть такой процесс, он называется content-repurposing. То есть, контент, который был создан единожды и для одной цели — для спутникового вещания (все-таки у нас основа бизнеса — это спутниковое вещание), сейчас перерабатывается и вещается уже практически во всех существующих средах, которые я упомянул, в том числе и в качестве HD (если мы говорим об интернет-вещании). И будущее я вижу в развитии сервисов. То есть потребитель должен получить уже не просто контент, который сам по себе замечателен и хорош, а он должен получить его в удобном виде, в удобное место, чтобы за него было удобно платить и удобно им пользоваться, в том числе отложив, поставив закладочку «я досмотрю это потом».
 
М.СИЛИН: То есть будущее развитие «НТВ плюс» Вы видите в развитии сервисов, в совершенствовании платформы платного цифрового телевидения, и то, что сейчас называется «всегда, везде и на все устройства»?
 
О.КОЛЕСНИКОВ: Да-да, именно так, то есть, необходимо окружить нашего пользователя возможностью повернувшись отсюда вот сюда, продолжить смотреть то же самое.
 
М.СИЛИН: Ну что ж, спасибо за очень интересный рассказ. Спасибо нашим телезрителям за время, проведенное вместе с нами. Наше время подошло к концу. С вами в студии были Михаил Силин, Яна Бельская и Олег Колесников, технический директор «НТВ плюс».

Хайпы Международного конгресса НАТ

Только завершившийся Конгресс НАТ уже успел разойтись на цитаты, термин "мутная цифровизация" ушел в народ, наконец, окончательно легитимизировав тихое роптание отрасли по поводу ФЦП. Разбираем основные темы и новости, прозвучавшие на конгрессе.

Роман Климас: 30 тысяч с̶п̶а̶р̶т̶а̶н̶ц̶е̶в̶ лицензиатов

Случилось знаковое событие – Роскомнадзор выдал 30-тысячную лицензию на вещание. Это совпало с еще одним событием, тоже напрямую касающимся лицензий. А Роман Климас вспомнил, как изменилось лицензионное законодательство за это время.