Пираты наступают

03.02.2022 13:59

Компания Akamai Technologies, специализирующаяся на исследованиях в области цифровой безопасности и цифровых услуг, опубликовала в партнерстве с британским антипиратским агентствомMuso свежий анализ, в котором подробно описывает феномен онлайн-пиратства. 

Исследование показывает, что онлайн-пиратство отличается высокой степенью "живучести" и наносит серьёзный финансовый ущерб различным отраслям. Так, по данным Центра глобальной инновационной политики Торговой палаты США, пиратство ежегодно обходится экономике страны в 29,2 млрд долларов упущенной выгоды. 

В период с января по сентябрь 2021 года глобальный спрос на пиратские ресурсы, который измеряется количеством посещений веб-сайтов, предлагающих доступ к пиратской видеопродукции через браузер, мобильные приложения или торрент-сервисы, значительно вырос. Речь идет о примерно 3,7 млрд нелегальных посещениях. 

"Борьба с пиратством — это непрекращающаяся битва. Единого подхода в противодействии каждому из его проявлений на существует. По мере того, как разработчики все лучше справляются с защитой контента от пиратства, злоумышленники тоже адаптируют свою тактику для получения доступа к защищенному контенту", — отмечает автор отчета и аналитик в сфере цифровой безопасности компании Akamai Стив Раган.

Он подчеркивает, что "последствия пиратства выходят далеко за рамки украденных фильмов и другого контента, а реальные убытки остаются за кадром. Речь идет, в первую очередь, о потере доходов теми, кто работает над созданием фильмов, книг и программного обеспечения, которые мы все c удовольствием потребляем".

Общая статистика

За первые девять месяцев 2021 года в пятерку стран с наибольшим числом посещений пиратских ресурсов вошли США (13,5 млрд), Россия (7,2 млрд), Индия (6,5 млрд), Китай (5,9 млрд) и Бразилия (4,5 млрд).

  

Согласно исследованию, 61,5% потребителей, посетивших пиратские сайты, заходили на них напрямую, а 28,6% делали это через поисковые сервисы. Остальные получали доступ к нелегальному контенту через ссылки с других веб-сайтов, социальные сети или рекламные баннеры. Только в сфере теле- и киноиндустрии в период с января по сентябрь 2021 года пиратские веб-сайты посетили 82 млрд человек. В расчеты включены общедоступные и частные торрент-файлы, а также загрузки из интернета и стриминг. Если прибавить к этому статистику по аудиоконтенту и программному обеспечению, общее количество нелегальных посещений достигнет более чем 132 млрд.

Телевидение

Телевидение пострадало от пиратства в наибольшей степени. Общее количество нелегальных попыток доступа к ТВ-контенту достигло 67 млрд. За девятимесячный отчетный период на одного интернет-пользователя приходилось в среднем 20 посещений пиратских ресурсов. В топ-3 источников нелегального трафика вошли США, Россия и Китай. 

Аналитики отмечают, что популярность пиратских сайтов обусловлена высоким спросом на контент, который недоступен для жителей той или иной страны в легальном варианте. При анализе наиболее известных пиратских ресурсов становится очевидно, что лидирующие позиции с точки зрения нелегального трафика занимают аниме и телешоу. В период с января по сентябрь 2021 года в этом сегменте было зафиксировано около 940 млн нелегальных посещений. 

Печатная продукция 

Второй по популярности отраслью для пиратов стала печатная продукция. За указанный период аналитики зафиксировали более 30 млрд нелегальных скачиваний и просмотров публикаций. Среднее количество посещений на одного интернет-пользователя достигло 9,03 за отчетный период. В тройку основных источников нелегального трафика вошли США, Япония и Россия. Наибольшей популярностью пользуются книги разных жанров, включая манге. Число посетителей одного из наиболее популярных пиратских веб-сайтов, название которого в отчете не указывается, составило за девять месяцев более 955 млн человек. 

Кино

На киноиндустрию, которая является третьей по величине отраслью с точки зрения пиратства, пришлось 14,5 млрд нелегальных посещений или в среднем 4,31 посещения на одного интернет-пользователя. Наиболее крупный пиратский домен в этом сегменте занимает 17% от общего трафика (726 млн посещений). Основным источником трафика стала Индия. За ней следуют Турция, США, Китай и Бразилия.

Недоступность легального контента

Аналитики полагают, что одна из причин пиратства заключается в недоступности контента на легальных платформах. Согласно более раннему отчету Muso, большинство опрошенных жителей (83%) Великобритании признались, что сперва искали желаемый контент на легальных ресурсах, но, не найдя его, решили воспользоваться пиратскими сервисами.

53% респондентов осознавали, что пиратство незаконно, но все равно прибегли к запрещенным платформам. 35,2% из них назвали в качестве причины высокую стоимость контента на легальных ресурсах, 34,9% не нашли желаемый контент в доступных источниках, а еще 34,7% опрошенных отметили, что нужный им контент не доступен в их регионе.

Пиратство в России

Осенью 2021 года эксперты сообщили о резком увеличении числа пиратских и фейковых онлайн-кинотеатров в российском сегменте интернета. За октябрь-ноябрь их число выросло почти вдвое. 

Наиболее часто правонарушители используют домены со словом "Кинопоиск", к которым добавляют несколько лишних букв; их было зафиксировано около 60. В августе и сентябре их насчитывалось в два раза меньше, примерно 30.

Объектом имитаторов становятся и другие видеосервисы — ivi, Netflix, Okko, Megogo. Впрочем, в последних отметили, что не наблюдают роста фейковых и пиратских сайтов, похожих на их платформы. Специалисты "Кинопоиска", напротив, в курсе ситуации и регулярно блокируют фейковые ресурсы.

Специалисты отмечают, что поддельные домены создаются обычно на несколько дней, а после их блокировки, владельцы регистрируют новые, просто добавляя другие буквы. Причем речь идет как о сервисах с пиратским контентом, так и о мошеннических сайтах, созданных с целью кражи платежных и персональных данных. Зачастую в таких доменах используется слова kino, film, serials. Это помогает правонарушителям эффективнее продвигать свои ресурсы в поисковиках по крайне мере до тех пор, пока они не будут удалены.

Некоторые аналитики полагают, что рост числа пиратских и мошеннических ресурсов был обусловлен пандемией и ограничениями на посещение кинотеатров в ряде регионов. Как следует из отчета Group-IB, в 2020 году рынок интернет-пиратства в России составил $59 млн. 

Меры по борьбе с пиратством

В октябре 2021 года российское правительство поддержало законопроект о внесудебных мерах борьбы с пиратскими сайтами. Инициатива предусматривает возможность для правообладателей создавать информационные системы, которые будут содержать базы данных страниц с контентом, нарушающим авторские права. Ведением перечня таких систем займется Роскомнадзор.

Кроме того сообщалось, что российсике медиахолдинги и интернет-компании подпишут новый антипиратский меморандум, в который добавится пункт про удаление сайтов-рецидивистов. Так, в случае если число ссылок, содержащих пиратский контент, на одном домене превысит 100, он будет удален из поисковой выдачи. Примечательно, что в декабре 2021 года правила сотрудничества с партнерами для борьбы с пиратством изменил "Яндекс". Сообщалось, что теперь компания будет возлагать ответственность за обеспечение легальности контента на своих хостинг-партнеров. 

Следует понимать, что перевести в контент в легальную плоскость или полностью побороть пиратство в ближайшей перспективе не представляется возможным. Поэтому в качестве средства защиты эксперты советуют вещателям и потоковым сервисам обратить внимание на проблемы, связанные с автоматизированными системами управления производственными процессами и программным интерфейсом приложений (API), поскольку злоумышленники чаще всего ищут лазейки в этих областях.  

Кроме того, компаниям следует помнить, что преступники использует не один метод пиратства, и поэтому средства защиты должны учитывать сразу несколько типов атак. 

Способы противодействия нелегальному распространению контента в интернете будут подробно обсуждаться в рамках деловой программы форума CSTB, который пройдет в Москве с 15 по 16 марта 2022 года. Регистрация участников CSTB открыта на сайте мероприятия.

Об авторе

Анастасия Раевская
редактор "Кабельщика"