Почему нельзя доверять формирование корпоративной культуры "лидерам мнений"

31.07.2019 13:12

Корпоративная культура может развиваться двумя путями – стихийно и направленно. Управляющий партнер консалтинговой компании "Практика продаж" Валентин Куринька размышляет об опасности первого варианта – стихийного формирования.

Безусловно, опыт и навыки являются важными элементами в получении необходимых результатов, которые мы ожидаем от наших сотрудников. На мой взгляд, в долгосрочной перспективе и прорывном росте компании, весомую роль играют культура и ценности, а так же "правильные" люди.

Другими словами это общее открытое пространство мышления, лидерство, вера и единство команды, направленное на достижения определенных целей. А "правильные" люди – это сотрудники, которые не только разделяют ценности и вектор развития компании, но и вкладываются в их развитие.

Безусловно, культура есть в каждой компании. Но формироваться она может двумя способами: внутриколлективно или целенаправленно.

В первом случае культура возникает на основе тех моделей коммуникации, которые выбирают сами сотрудники. Зачастую она отражает ценности и видение так называемых "лидеров мнений" – сотрудников, которые в силу своего опыта (в лучшем случае) или длительности работы в компании (в худшем случае) задают правила коммуникации и взаимодействия. Зачастую данный процесс происходит бессознательно.

Во втором же случае мы говорим о наличии осознанных ценностей, о направлении в котором движется организация, ее стратегических целях и глубокого ощущения каждого участника команды. Это в свою очередь позволяет не только формировать общее пространство мышления, открытость и единый фокус развития, но и иметь четкое понимание какой сотрудник подходит вам в команду вне зависимости от его текущих навыков и знаний.

Как показывает мой опыт, полагаться на самоорганизующуюся внутри коллективную культуру неэффективно и даже опасно. Ее невозможно контролировать и трудно исправить.

В реальности это проявляется в привязанности и зависимости от определенных сотрудников компании. Когда вы как руководитель понимаете, что ваш сотрудник или, что хуже, руководитель отдела транслирует неправильные ценности, разлагает атмосферу в коллективе и запускает игровые процессы, вы, на первый взгляд, ничего не можете с этим сделать. Потому что на данном сотруднике много что держится, компания может понести репутационные потери и даже потери прибыли. Так по крайней мере думает сам руководитель.

В данной ситуации я всегда предлагаю задуматься о том, какие потери несет компания при наличии такой культуры и сколько времени сотрудники тратят на игры, а сколько на выполнение свои обязанностей и развитие компании.

Поэтому, я считаю, руководству компании очень важно уделять должное внимание внутренней культуре организации, формировать ее и в случае необходимости корректировать. Ведь сильная культура принесет компании:

• вдохновение сотрудников на достижение амбициозных целей и качественное выполнение рабочих задач;

• создание атмосферы открытости и общего пространства мышления;

• активное участие каждого сотрудника в жизни компании и взаимодействие между подразделениями (отсутствие "заборов" между отделами);

• развитие ощущения у сотрудников собственной ценности и принадлежности к чему-то большому (цели, команде и так далее);

• создание и укрепление бренда компании (как следствие способствует привлечению новых клиентов и сотрудников в компанию);

• быструю адаптацию новых сотрудников в коллективе;

• формирование норм и правил управления отделами.

Все это и позволяет создавать "команду мечты" и достигать амбициозных целей.

Есть очень хороший вопрос: что побуждает вашего сотрудника делать качественно, быть внимательным к клиенту когда нет рядом руководителя?

Ответ на данный вопрос может помочь вам внести ясность о качестве вашей текущей культуры, помочь внести корректировки или же начать задумываться о важности культуры в развитии вашей компании.

Об авторе

Валентин Куринька
управляющий партнер консалтинговой компании "Практика продаж", valek019@gmail.com, Telegram - @Kurinka