Пользовательские устройства: от задумки до выпуска

30.09.2014 18:02
За последние пару месяцев на отечественном телеком-рынке появилось немало новых абонентских устройств. Это натолкнуло "Кабельщик" на мысль поговорить о процессе создания пользовательских девайсов - от идеи до воплощения. И в качестве собеседника наша редакция выбрала начальника отдела развития телевизионных платформ "Акадо Телеком" Михаила Кожина.
 
Кабельщик: Расскажите, как вам приходит идея создания нового устройства? Когда вы понимаете, что назрел момент для вывода новой приставки/cam-модуля на рынок? 
 
Михаил Кожин: Идея создания нового устройства не приходит — она должна быть всегда. Каждый год производители чипсетов выпускают новые чипы, затем производители абонентских устройств презентуют новые модели приставок — более дешевые, более функциональные и так далее. Нам необходимо постоянно следить за рынком, анализировать и отбирать наиболее интересные предложения, тестировать новые приставки, которые будут пользоваться спросом у наших клиентов. Каждое новое поколение абонентских устройств — это прямые затраты и риски. Поэтому необходимо провести его интеграцию с системой условного доступа, доработать пользовательский интерфейс, нанести логотип на приставку и пульт, разработать дизайн упаковки, инструкцию по эксплуатации, проинструктировать службу подключений и службу технической поддержки абонентов, обеспечить всю логистику — от производителя до абонента — и это только основные этапы внедрения нового абонентского оборудования. 
 
К.: Хорошо. А что вы берете за основу? Устройство предыдущего поколения? Или вы проводите анализ абонентских устройств конкурентов, берете за основу наиболее интересное решение и далее дорабатываете его с учетом потребностей именно вашей базы?
 
М.Кожин: Прежде всего мы нацелены на выполнение коммерческих задач. Новая приставка может быть ориентирована на нижний, средний или высший уровень функциональности и цены. Обычно используется готовая модель приставки и незначительно дорабатывается по нашим требованиям. Новая приставка будет лучше и дешевле приставки того же уровня, уже имеющейся у конкурентов просто потому, что она будет сделана на следующем поколении чипсетов.
 
К.: Как часто вы меняете поставщиков оборудования и ПО? Насколько это серьезный критерий, и можете ли вы назвать производителей, с которыми уже сотрудничаете или только планируете начать работать? 
 
М.Кожин: Перед нами никогда не стояло именно этой цели — сменить поставщика оборудования или ПО. Мы имеем опыт успешной работы с такими компаниями, как Humax, Kaon, SMiT, и скоро надеемся порадовать наших абонентов новыми приставками от ещё одного поставщика. Когда возникает необходимость начать использовать новое поколение оборудования, мы выбираем производителя заново. В конкурсе участвуют все желающие на равных условиях: и те, с кем мы уже сотрудничали, и те, с кем пока ещё не работали. Принимая окончательное решение, мы учитываем не только цену, но и функциональность оборудования и удобство его использования, качество ПО, объем необходимых доработок. С высоты нашего 20-летнего опыта в цифровом телевидении можно сказать одно точно — не надо ждать от производителя чуда. Везде работают живые люди, у всех ограниченные ресурсы и в любом ПО могут быть ошибки.
 
К.: Какую роль принимает непосредственно команда "Акадо" в создании нового устройства (помимо финансовой, разумеется, и разработки ТЗ)? 
 
М.Кожин: Мы не изобретаем абонентские устройства и пользовательские интерфейсы "с нуля" — это было бы очень дорого, долго и рискованно. Мы берем готовые устройства и просим производителя доработать их для нас по нашим требованиям, например, с учетом определенного набора интерфейсов, типов разъемов. Дорабатывается пользовательский интерфейс, алгоритмы поиска каналов и загрузки устройства, иногда дизайн, цветовое решение. Часто дорабатывается пульт ДУ — меняется его назначение, расположение или дизайн некоторых кнопок. Готовность производителя к такому процессу является обязательным условием наших конкурсов.
 
К.: Как долго занимает процесс создания пользовательского девайса и какие стадии оно проходит во время своего формирования? 
 
М.Кожин: Создание нового устройства у нас занимает, как правило, от двух месяцев до года. Это итерационный процесс: мы формулируем требования, получаем образцы, тестируем, формулируем замечания, получаем новую версию ПО, снова тестируем и так далее. Обязательный этап — перевод интерфейса на русский язык или исправление уже имеющегося перевода. Чем сложнее устройство, тем дольше длится его тестирование и доработка.
 
К.: А каким именно тестам вы подвергаете устройство? И сколько его версий вы отвергаете, прежде чем одобрить окончательный вариант?
 
М.Кожин: Устройство обязательно тестирует достаточно много сотрудников, не связанных напрямую с его разработкой. Они проверяют, например, стабильность его работы, чтобы абоненту не пришлось перезагружать устройство каждый день. Количество версий зависит от сложности оборудования, качества работы производителя. Иногда достаточно четырёх версий, в других случаях приходится протестировать несколько десятков, прежде чем устройство можно давать абонентам.
 
К.: Бывали ли случаи, когда девайс вас полностью устраивал с первого раза или когда от идеи его создания вам приходилось отказываться, ввиду невозможности проработать все детали?
 
М.Кожин: Это вас может удивить, но с первого раза были только отказы. Если, скажем, устройство не может элементарно найти сигнал, отобразить список каналов и программу передач, переключать каналы или проработать час без сбоев, то лучше с ним не связываться. 
 
Мне пока не встречались абонентские устройства, которые устраивали бы меня полностью. Дело в том, что у каждого оператора есть своё представление о том, как эксплуатировать сеть, как должны вести себя при этом абонентские устройства. У нас есть свой список требований к ПО в части начальных настроек, поиска, сортировки и обновления списка каналов, отображения программы передач и так далее. Всё это в рамках DVB-стандарта. Но в любом случае реализация для разных операторов может быть очень разной. Мы стремимся максимально упростить настройки, ускорить запуск устройства при его включении, чтобы сделать пользование нашими услугами более удобным и комфортным для абонентов.
 
К.: Какую роль в приставке для "Акадо" играет дизайн? Условно, для вас достаточно поставить логотип на готовую коробку или важно продумать ее внешний вид?
 
М.Кожин: Продумать внешний вид коробки, конечно, можно, но его воплощение в готовом продукте — это дополнительные деньги и время. Причем это процесс такой же итерационный, как доработка интерфейса, но существенно более затратный. Поэтому дизайн мы пока выбираем из имеющихся у производителя готовых вариантов и это то, на что требуется обращать внимание все сильнее.
 
К.: Какой минимум функций, на ваш взгляд, должна содержать современная приставка? 
 
М.Кожин: Основные требования к современному оборудованию — его функциональность и удобство в пользовании. Основные функции устройства должны быть доступны всегда. Желательно сохранять преемственность между разными поколениями устройств, чтобы абоненту не приходилось осваивать новую логику работы интерфейса.
 
К.: При создании новых абонентских устройств — учитываете ли вы зарубежный опыт?
 
М.Кожин: В разных странах разные предпочтения по функциональности и логике управления, по дизайну интерфейса. Мы делаем то, что, на наш взгляд, может понравиться нашим абонентам здесь.
 
К.: Помогают ли вам как-то ваши данные по телесмотрению в создании новых устройств? Например, вы понимаете, что чаще всего абоненты пользуются такой-то услугой и направляете усилия на улучшение ее интерфейса.
 
М.Кожин: Нет, в данном случае не помогают. Информация о телесмотрении скорее влияет на состав пакетов, на нумерацию каналов. Приставка должна работать несколько лет, поэтому она должна быть удобной, её необходимо создавать по принципу "как для себя".
 
К.: Спасибо!
 
Беседовала Дарья Бояринова