Программирование киносериальных каналов. Часть 2

20.09.2023 16:43

Позиционирование канала

Четкое позиционирование канала помогает удержать лояльного зрителя, поэтому телеканалы уделяют этому особое внимание.

У "Ред Медиа" 13 киноканалов. Уже из названия каждого из них можно понять, какой контент транслируется в эфире. Два канала "Ред Медиа" – фильмовый и сериальный – посвящены  индийскому кино, контент остальных составляет российское и зарубежное жанровое кино, рассчитанное на массового зрителя. "Хотел сказать, что вы никогда не увидите у нас экспериментальное кино, но вспомнил, как в свое время прогремел фильм "Хардкор" Ильи Найшуллера – чистейший эксперимент, но зрительский на 100%", – добавил директор департамента киноканалов "Ред Медиа" Антон Чижов.

На широкую аудиторию также ориентируются телеканалы "Триколора" и "Виасат". В их эфире показывают мейнстримный контент из различных стран, в зависимости от программной политики канала. Обе компании выделяют линейки для детского и семейного просмотра. На телеканале viju TV1000 русское уже второй год существует специальный утренний слот "Мама, папа, отдыхай!" – каждое утро, в будние и выходные дни, в нем показывается контент для самых маленьких зрителей, чтобы родители смогли подольше поспать или спокойно выпить чашку кофе.

"Триколор" в добавление к семейным линейкам на фильмовых каналах также запустил два собственных детских киноканала – "Чижик" и "ТипТоп", где весь день идут анимационные и игровые фильмы, а также семейные картины. Собственный детский киноканал есть и у "Тайм Медиа Групп" – это телеканал "В гостях у сказки", в эфире которого выходит полнометражная анимация, игровые сериалы и фильмы. Более подробно о детских каналах "Кабельщик" писал в июне.

На киноканалах KinoLiving и "Кино без границ" ("Тайм Медиа Групп") нет детского и семейного контента. 70% эфира KinoLiving посвящено сериалам, в оставшиеся 30% входят полнометражные фильмы. В библиотеке канала самые разные тайтлы – от комедий, ситкомов и драм до боевиков и триллеров. Основу сетку составляет европейский и американский контент, но присутствуют также турецкие, корейские и японские картины. В библиотеке KinoLiving нет мюзиклов и анимационных фильмов. На телеканале "Кино без границ" демонстрируются высокорейтинговые фильмы, победители и номинанты кинофестивалей. Телеканал "Дорама" показывает сериалы из Восточной и Юго-Восточной Азии. География представленных тайтлов не ограничивается Южной Кореей – в библиотеке также присутствуют сериалы из Японии, Китая, Тайваня, однако концепция канала не предусматривает показа индийских и турецких сериалов.

Полнометражные фильмы и сериалы

Различные телеканалы выбирают свою политику соотношения полнометражных и сериальных проектов: есть как миксовые, так и исключительно фильмовые или сериальные каналы.

На телеканалах "Триколора" по объему времени лидируют сериалы, а по количеству тайтлов – фильмы. "Полностью фильмовых и миксовых каналов у нас гораздо больше, чем сериальных", – сообщила директор по производству контента "Триколора" Марина Гаспарян.

Среди каналов "Тайм Медиа Групп" есть исключительно сериальный ("Дорама"), только фильмовый ("Кино без границ") и миксовый (KinoLiving), показывающий как полнометражные, так и сериальные проекты.

Среди телеканалов семейства viju также есть как сериальные, так и миксовые и фильмовые каналы. На канале viju+ Serial сетка строится только из многосерийного контента, при этом выдерживается баланс между длинными долгоиграющими франшизами и "событийными" мини-сериалами. Линейки сериалов также представлены на каналах viju TV1000 и viju TV1000 русское. Иногда сериалы, отвечающие концепции каналов, появляются на viju+ Comedy и viju TV1000 action, однако их процент невысок. Телеканалы viju+ Premiere и viju+ Megahit полностью показывают полнометражное кино и анимационный контент.

В семействе киноканалов "Настрой кино!" ("Ред Медиа") есть два сериальных канала: "Киносерия" и "Индия", показывающие российские и индийские сериалы соответственно. В эфире остальных каналов выходят в основном полнометражные проекты, но эпизодически могут появляться и сериалы. Так, в рамках действующей сделки с "Кинопоиском" компания приобрела эксклюзивные права на сериал "Нулевой пациент". "Мы посчитали, что сериал такого качества и масштаба было бы не зазорно показать и на канале "Наше Новое кино", – рассказал Антон Чижов.

Как сказался на киноканалах уход из России западных студий

Уход голливудских студий из России отразился не на всех каналах – некоторые изначально ориентировались на отечественные фильмы или сериалы или на азиатский контент, как телеканал "Дорама". "Мы работаем напрямую с производителями азиатского контента, сами осуществляем полный цикл подготовки, перевода и озвучивания сериалов на собственной студии дубляжа и звукозаписи. Но мы продолжаем искать новые рынки, постоянно расширяем круг партнёров. В августе побывали на контент-маркете BCWW в Сеуле. Рынок продемонстрировал новые достойные проекты, которые мы скоро представим зрителю, в том числе сразу после показа в Корее", – сообщил генеральный директор "Тайм Медиа Групп" Степан Ковалев.

Каналы, транслирующие продукцию западных студий, выходят из ситуации благодаря долгосрочным сделкам с производителями. Об этом сообщили представители телеканалов "Виасат", "Триколора" и "Ред Медиа". Кроме того, "Триколор" расширяет территорию закупок. Первым подобным экспериментом стало сотрудничество с крупной филиппинской радиовещательной сетью GMA Network.

Компания "Тайм Медиа Групп" сотрудничает с крупными российскими дистрибьюторами, чей редакторский портфель практически не пострадал от ухода голливудских студий благодаря многолетнему опыту отношений с иностранными производителями.

Анонсирование премьер

Для анонсирования и продвижения контента на телеканалах привлекают несколько департаментов. Так, "Виасат" для промоутирования отдельных премьер, тайтлов и линеек использует межпрограммное промо, анонсы в информационных письмах и соцсетях, прямую рекламу и пресс-релизы. Промо-работа ведется совместно с отделами маркетинга и аналитики.

В "Триколоре" на все крупные премьеры планируют большие промокампании – от продвижения в соцсетях до креативных роликов, которые должны привлечь зрителя, заинтересовать и привести в нужный день и час на телеканал. Программированием сетки занимаются редакторы и аналитики, которые изучают показания каждого тайтла: долю, рейтинги, охваты, время смотрения.

В "Ред Медиа" за продвижение эксклюзивов отвечает собственный отдел промо. В прошлом году он завоевал 10 призовых мест на конкурсе "МедиаБренд". Промо включают в себя графические интеграции во внутриканальное оформление, постановочные ролики, всплывающие плашки. Отдел также проводит эксперименты с нейросетями. В продвижении эфирных событий в "Ред Медиа" участвует и отдел маркетинга. В комплексную программу продвижения входит размещение рекламно-информационных материалов в СМИ, реализация различных активностей для зрителей, включая разнообразные коллаборации с операторами, а также специальные проекты в онлайн- и офлайн-форматах.

Новые тайтлы и жанровые линейки "Тайм Медиа Групп" продвигает за счет межпрограммного промо,  регулярно обновляя его для актуализации контента. Промо и анонсы выходят в эфире телеканалов и на информационных каналах вещательных партнеров, а также в вертикальном формате публикуются в тематических сообществах во "ВКонтакте". Еще на этапе отбора контента для каналов специалисты компании проводят глубокий комплексный анализ, в частности, смотрят рейтинги на разных ресурсах и оценивают внеэфирную популярность актеров и их успешность по предыдущим проектам.

Для "Дорамы" также большую роль играет обратная связь от зрителей в соцсетях телеканала. Подписчики помогают отобрать к показу самые ожидаемые премьеры или просят повторить хиты прошлых лет. В Telegram-канале "Дорамы" пользуется популярностью спецпроект "Первая серия", в рамках которого зрители могут посмотреть первую серию ожидаемого сериала. Это помогает удерживать лояльного зрителя. Кроме того, для "Дорамы" была создана библиотека собственного межпрограммного контента – в программе "О чем говорит дорама" актеры студии озвучивания и звукозаписи рассказывают о тонкостях работы над азиатскими сериалами, культурологическая программа "Корейская волна" знакомит с историей и культурой Южной Кореи, а в коротких "Звездных досье" раскрываются интересные факты из жизни актеров.

Внимание аудитории к каналу "Дорама" привлекается и с помощью разноформатной внеэфирной работы. Вместе с сетью кинотеатров КАРО канал знакомит зрителей с южнокорейским кинематографом. "Дорама" также является информационным спонсором издательства АСТ в выпуске книг по южнокорейским сериалам, партнером мероприятий Культурного центра посольства Республики Корея, участвует в фестивалях и выставках.

Эксклюзивные премьеры

Эксклюзивный контент помогает привлечь и удержать аудиторию, поэтому телеканалы стараются регулярно радовать своих зрителей фильмами и сериалами, которые не увидишь в другом месте.

"Триколор" заключил эксклюзивный контракт с филиппинской радиовещательной сетью GMA Network, в рамках которого на телеканалах компании состоятся эксклюзивные премьеры филиппинских сериалов.

Эксклюзивные премьеры также выходят на каналах семейства viju. Так, на viju+ Premiere в этом году выходили телепремьеры исторической драмы "Сердце Пармы" и боевика "Крушение", а в новом сезоне телеканал покажет "На солнце, вдоль рядов кукурузы", "Кунг-фу жеребец" с Джеки Чаном и экшн Гая Ричи "Операция "Фортуна": Искусство побеждать".

Телеканал "Кинопремьера" ("Ред Медиа"), соответствуя названию, показывает эксклюзивные премьеры все время со дня своего запуска. За семь лет вышло более 450 премьер. На телеканале "Киноужас" эксклюзивные премьеры выходят дважды в месяц. Представители телеканала полагают, что эксклюзивы – один из способов привлечь зрителей, однако не считают нужным бороться с ОТТ-платформами за более раннее время выхода премьеры.  "На рынке сложилась определенная последовательность "окон", в которых открываются разные виды прав после кинопроката: цифровые, payTV, эфирные. В текущей ситуации мы не видим большого смысла биться с ОТТ за право "первой ночи" на контент", – прокомментировал Антон Чижов.

Контент телеканала "Дорама" ("Тайм Медиа Групп") не выходит в кинотеатрах – это телепремьеры сериалов. Обычно они выходят в эфир одновременно с релизом на ОТТ-платформах. Большая часть контента для киносериальных каналов KinoLiving и "Кино без границ" появляются в эфире сразу после проката на большом экране. Кроме того, некоторые тайтлы выходят до того, как они появляются на ОТТ.

Конкуренция с ОТТ-платформами

В компаниях "Триколор" и "Виасат" сообщили, что не считают конкурентами ОТТ-платформы, так как телеканалы и онлайн-кинотеатры – это разные типы смотрения. "К сервисам зрители обращаются за конкретными фильмами, а к нам возвращаются, когда хочется отвлечься, расслабиться и не думать о том, что посмотреть сегодня”, – рассказали представители "Виасат". Марина Гаспарян ("Триколор") разделяет мнение коллег: "Телеканалы имеют очень важную характеристику — это полностью готовый продукт, который не вынуждает зрителя тратить время на выбор, мучительно искать фильм для просмотра и так по кругу. Зрителю достаточно включить телеканал, а все остальное уже сделано компетентными редакциями, которые знают и чувствуют свою целевую аудиторию, потому сформируют нужную именно для этой аудитории сетку".

В "Тайм Медиа Групп" признают, что тематические каналы потеряли небольшую часть зрителей, ушедших на ОТТ-платформы, однако отмечают, что большая часть аудитории все так же потребляет контент в линейном формате. Кроме того, на лояльность зрителей влияет упаковка канала, промо, межпрограммный контент и внеэфирная работа. Телеканал "Дорама" ведет активную работу в соцсетях – у него одно из самых больших сообществ любителей дорам во "ВКонтакте" – более 170 тыс. подписчиков. Контент канала также доступен во "ВКонтакте" в разделе "Видео".