Региональное ТВ в режиме чрезвычайной ситуации. Опыт Ачинска

10.09.2019 15:36

В августе 2019 года случилась трагедия, которая показала, насколько важны для жителей регионов местные телеканалы. Этой трагедией стала череда взрывов, прогремевших на военном полигоне под Ачинском.

Смогут ли найти зрители свой региональный или городской канал, уйдя вслед за первой "двадцаткой" федеральных каналов в цифру, увидят ли свою рекламу рекламодатели, до последнего отдающие собственные предпочтения, а значит, и деньги эфирному телевидению?" Это цитата из колонки Игоря Никифорова "Что ждут зрители от региональных каналов?", опубликованной на "Кабельщике" в апреле.

В Ачинске чуть ли не единственным источником информации для горожан стал в августе местный телеканал АТВ. О том, в каких экстремальных условиях приходилось работать сотрудникам канала в первые сутки после взрыва, рассказывает генеральный директор телекомпании АТВ Илья Ермолаев.

Первый ощутимый звук прилетел в город 5 августа в районе 17:15. Поскольку прогноз погоды предвещал грозу на 16 часов, то большинство жителей Ачинска никак не отреагировали на звуки начинающейся канонады. Уже в 17:40 раскаты грома стали звучать настойчиво и регулярно, при том, что на голубом небе были лишь редкие пушистые облачка. В это же время в редакцию поступило первое сообщение: В Каменке взрывается воинская часть. Дорога на Назарово перекрыта.

Географическая справка:

Съемочная группа телеканала АТВ выехала на место событий. Классический выпуск новостей был уже почти готов к 19-ти часовому эфиру – обычный набор материалов для провинциального стотысячного городка в Сибири: жара заканчивается, будут грозы, милые четвероногие, которых можно взять из приюта, коммунальные проблемы и так далее. Единственное, что успели сделать – переписать первую подводку и получить через мобильную сеть первый стендап корреспондента с места событий.

Выпуск в таком виде вышел один единственный раз. С этого момента началось испытание на прочность для телевизионщиков и сущий ад для местных жителей.

В качестве лирического отступления и для понимания медийно-информационной картины города и возможностей местных ресурсов. Всего в Ачинске работают 3 местных телеканала:

1. Телеканал "Новый век" с сетевым партнером НТВ на аналоговых частотах наземного вещания, а также в кабеле с сетевым партнером из Красноярска "Афонтово". Производство: Новости в будни, 30 минут.

2. Телеканал "Оса" с сетевым партнером "Центр Красноярск", вещающий в кабеле. Производство: Новости в будни, 18-25 минут.

3. И наш телеканал АТВ (Ачинск ТВ) на самопрограммировании 24/7. Производство: Новости в будни, 15 минут, авторские программы.

В составе редакции на момент инцидента находились:

• главный редактор, она же ведущая, корреспондент;

• корреспондент со стажем работы 2,5 месяца;

• стажер-корреспондент со стажем работы 1 месяц;

• 2 оператора-монтажера (то есть и снимать, и монтировать могли всего 2 человека);

• оператор трансляции на выпуске;

• технический директор (взял на себя функции выпускающего режиссера прямых эфиров новостей);

• генеральный директор (общая координация, режиссура эфиров, транспорт, принятие оперативных решений, работа с социальными сетями);

• заместитель генерального (взаимодействие с федеральными телекомпаниями по предоставлению исходных видеоматериалов).

Самое страшное, что никто не знал, какими именно "залежами" располагает военная часть под Каменкой. Грохот от взрывов усиливался, и их периодичность уже нельзя было назвать "раз в несколько секунд". Это уже был грохот канонады разной по мощности силы. Временами от хлопков качались стены и звенели стекла в рамах, несмотря на удаление от эпицентра порядка 15 километров.

Есть ли на базе ядерное или химическое оружие, знали единицы, поэтому люди, не дожидаясь официальной эвакуации, собирали семьи и на личных автомобилях начали покидать город. Таких пробок здесь никогда не видели. Все центральные улицы встали, так как фактически из города остался лишь один выезд, не перекрытый спецслужбами.

Примерно в 19 часов взвыли сирены. Но к ужасу людей сама система не смогла ничего произнести. Были слышны только "пык-мык" и снова вой сирены. Как потом мы узнали, таким образом ГО и ЧС призывали город не паниковать, подготовиться к эвакуации и ждать дальнейших инструкций. На деле получилось всё ровно наоборот. Из иногда прорывающихся звуков речи диктора единственное, что можно было разобрать – слово "повторяю". Никаких СМС-оповещений от МЧС не приходило вплоть до 19.45, когда в городе официально объявили "режим чрезвычайной ситуации" и указали телефоны горячей линии. Но такие СМС пришли абонентам только одного сотового оператора из пяти. Телефон 112 также отвечал короткими гудками.

Вот пример работы системы оповещения уже при объявлении эвакуации.

Всё это время, перечисленный выше коллектив нашего телеканала пытался решить следующие задачи:

1. Получить объективную информацию из первоисточников. К чести пресс-службы мэрии в этом хаосе они сделали, что смогли, и самые важные для города сообщения присылали в WhatsApp-чат весьма оперативно.

2. Ответить на звонки телезрителей, коллег, прокомментировать хрипушками/Viber-трансляциями, что знали сами к этому моменту.

3. Оперативно выложить информацию в группы социальных сетей канала, в бегущую строку.

4. Переработать и подготовить к эфиру поступающее видео от очевидцев и съемочной группы.

5. Перестроить работу АСБ под выход в прямой эфир (после недавнего переезда и замены кое-какого оборудования тракт не был отлажен).

6. Определить задачи для съемочной группы, обеспечить ее транспортом (у телеканала нет штатного водителя, пользуемся услугами фирмы такси). Естественно, все фирмы такси выключили телефоны, а водители бросились эвакуировать семьи.

7. Распределить работу между имеющимися людьми.

Примерно в 20 часов мы прервали программу передач экстренным выпуском новостей в прямом эфире. Полчаса актуальной информации, кадров из Каменки, свидетельств очевидцев, зоны объявленной эвакуации.

Конечно 5 человек редакционного состава не смогли сделать все то же, что могут федеральные каналы с их десятками или даже сотнями штатными и внештатными сотрудниками.

Пусть почти без монтажа, без "забитого" суфлера, отбивок, графики и "с колес", но мы выдавали зрителю самое ценное – ИНФОРМАЦИЮ – параллельно успевая заливать на файлообменники свежее видео и делиться с коллегами со всей страны.

Этот live-эфир был поставлен на циклическую трансляцию, свежая информация выдавалась через бегущую строку и сюжеты "без комментариев" между повторяющимися выпусками.

В 22:55 вновь вышли в прямой эфир. Обновили информацию, почистили фрагменты. Добавились официальные комментарии, видео из штабов, пресс-подходы.

Снова в цикл.

И, как наглядно видно из данных телеизмерений MediaHills за 5 августа, это была именно та информация, в которой нуждались жители Ачинска – доля зрителей телеканала АТВ взлетела почти до 50%.

00:15 – вновь получасовой прямой эфир с обновленными данными. Большая часть Ачинска эвакуирована.

Ленты соцсетей обновлялись регулярно. В час ночи поступление информации стихло. Семейные сотрудники уехали к эвакуированным семьям. С 7 утра – вновь в работу. Свежая информация, актуальные данные.

Больше суток телеканал вещал только новости. Прямые эфиры, зацикленные в повтор, прямые включения с пресс-подходов, кадры с места событий и так далее.

Так, по данным MediaHills, выглядела доля зрителей канала за 6 августа:

Выводы:

При таких системах оповещения местный канал и его группы в социальных сетях остались единственными источниками объективной и проверенной информации.

Самопрограммирование дает полный простор для маневра. Не уверен, что это возможно при работе с сетевыми партнерами, по крайней мере, ачинские коллеги ничего за пределами региональных окон не вещали. А людям в момент подобных событий крайне важно получать актуальную информацию – это видно по доле телеканала за 5 и 6 августа – средние показатели Ачинского телевидения достигли 23%, а временами процент телезрителей поднимался до 56 (данные MediaHills).

Планомерное зажимание муниципальных каналов, как с точки зрения охвата, так и с точки зрения рекламного рынка обескровило кадровые и технические ресурсы настолько, что при подобных ситуациях удивительно, что мы смогли сделать хоть что-то. Нам известны случаи, когда некоторые коллеги-журналисты просто выключали свои телефоны и бежали из города со словами "за двадцатку я тут пыхтеть не собираюсь".

Многие пенсионеры, которые по просьбе "большого" телевизора переключились на "волшебную цифру" вообще остались без доступа к информации. С гаджетами не в ладах, а телек показывает только федеральные "в Ачинске кошмар, бегите".

В результате пенсионеры всю ночь провели под звуки взрывов, сидели, занавесив окна, и боялись. Как-то так…

Comments

Господин Ермолаев! Наймите юристов для тяжбы в судах и антимонопольном по ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции". Защищайте свои права, для всех действуют одни законы. Не надейтесь на чиновников и депутатов, общественность и ассоциации. Решайте лично свои проблемы через суд.

К сожалению, как показывает опыт, тезис "для всех действуют одни законы" имеет мало отношения к реальности. Изучите, к примеру, судебную практику по авторским правам, где операторы противостоят крупным медиахолдингам - мы писали об этом неоднократно.
Но, соглашусь, бороться можно и нужно.

Об авторе

Илья Ермолаев
генеральный директор телекомпании АТВ (Ачинск)