Что ждут зрители от региональных каналов?

Игорь Никифоров 03.04.2019

О том, что ждет региональные телеканалы после перехода на цифровое вещание, какие у них есть пути дальнейшего развития, и какую нишу они могут занять, размышляет директор по развитию контент-агрегатора "Мастер решений" Игорь Никифоров.

Сейчас у всех, что называется, на слуху тема предстоящего перехода на цифровое вещание каналов первого и второго мультиплексов и, как следствие, отключение аналога. В связи с этим все громче звучат вопросы о будущем регионального телевидения. Смогут ли найти зрители свой региональный или городской канал, уйдя вслед за первой "двадцаткой" федеральных каналов в цифру, увидят ли свою рекламу рекламодатели, до последнего отдающие собственные предпочтения, а значит, и деньги эфирному телевидению?

С другой стороны, в последние 2-3 года было много сделано по развитию отрасли. Ведущие региональные каналы получили статус 21-й кнопки в кабельных сетях, многие из них при поддержке местных бюджетов вещают через спутник. Наконец, в течение 2018 года региональные каналы активно и эффективно зашли в интернет и вещают не только посредством своих сайтов, но и на других платформах: Яндекс, PeerSTV, SPBTV, в соцсетях и YouTube.

В этой ситуации главным для сохранения своего зрителя для местных каналов является вопрос: что они будут показывать?

Следует признать, что большинство региональных каналов вполне заслуженно пользуется авторитетом и уважением у жителей своих регионов. Они им ближе, они, естественно, значительно больше уделяют внимания местной повестке: состоянию дорог, работе транспорта, деятельности медучреждений, школ и детсадов, безопасности и т.д. Зрители хотят знать, чем живет их родной город, какие жизненно важные решения принимает местная власть. Не случайно такие каналы, как всем известная "Губерния" (Хабаровск), "Волга" (Нижний Новгород), "ОБЛТВ" (Екатеринбург), "Тюменское время", "Кубань-24", и целый ряд других успешно конкурируют с федеральными по показателям доли аудитории и рейтинга программ.

Эти каналы отличает сбалансированная сетка вещания, где новостные выпуски, ток-шоу, спортивные трансляции с участием местных команд и другие программы собственного производства успешно соседствуют с рейтинговыми сериалами, новыми фильмами, актуальным документальным кино и, конечно же, детскими программами и мультфильмами. Видимо, руководство и службы программирования и продвижения этих каналов хорошо следят за основными тенденциями телесмотрения, аудиторными показателями Mediascope, исследованиями ВЦИОМ, которые четко фиксируют зрительские предпочтения – сериалы, кино, новости, спорт, развлекательные программы и далее по списку.

Ни в коем случае речь не идет о том, чтобы местным каналам конкурировать с федеральными в части развлекательного телевидения. Речь о нормальной борьбе за аудиторию, удержании зрителя на кнопке местного канала, как минимум, до и после главных информационных событий.

Отметим, что неоднократные попытки региональных каналов стать чисто новостными, вещающими только свой продукт, в подавляющем большинстве случаев завершились уходом в многократные повторы местных программ и, как следствие, потерей аудитории и интереса к каналу. В нынешних условиях такое могут себе позволить лишь отдельные каналы, имеющие большие ресурсы, ведь производство собственных программ несоизмеримо дороже приобретаемого.

И тем не менее каналы, как никогда, сегодня ищут свой путь развития, свое лицо. Это касается и телевизионного контента. Сейчас в какой-то степени неожиданно востребованными стали советские фильмы 1970-1980 годов производства, расширяется тематика документального кино – от исторических фигур и фильмов-биографий до последних научных открытий. Как всегда, востребованы программы для дома (кухня, ремонт-дизайн, сад-огород). Здесь можно и нужно их умело миксовать с программами, снятыми на эту же тематику самим каналом, как бы "приземлять" к конкретному региону. Достаточно много каналов сейчас сами снимают целые циклы музыкальных и развлекательных шоу и программ. Их также желательно обрамлять приобретенным контентом.

В целом 2019-й год обещает быть очень непростым для регионального телевидения. Но хочется верить, что подавляющее большинство каналов пройдут эти рифы и преграды успешно. Залогом этому энергетика, настойчивость и креатив работающих в нашей отрасли людей.

Об авторе

Игорь Никифоров
директор по развитию компании "Мастер решений"