Телеканалы про еду и загородную жизнь

Телеканалы про еду и загородную жизнь

Константин Дьяков,
обозреватель

Увеличение количества каналов и развитие спутникового и кабельного телевидения в России связано вовсе не с технологическим рывком. Я это понял, когда заметил, что каждый тематический обзор хочется начать с воспоминания о недалеком советском прошлом. Почти любая телевизионная ниша заставляет задуматься о том, что еще 20-25 лет назад такие каналы не могли появиться. Не потому что не было у нас тарелок с ресиверами, а потому что все бытовые проблемы не монтировались с праздничным телеформатом. Как представить себе пять автомобильных каналов? Один про ремонт «Жигулей», другой про эксплуатацию «Волг», третий – «Москвичей» и так далее? Или фитнес-канал с рекомендациями менять местами десятикилометровые авоськи для равномерного развития бицепсов, а после потения в очереди принимать холодный душ.

То же касается кулинарных каналов. То есть еда была, и даже вкусная случалась, а вот кулинарной темы не существовало. Кулинария: когда-то это было место, где продают полуфабрикаты, ну а кулинарным техникумом пугали троечников. Конечно, вспоминается богатая сталинская «Книга о вкусной и здоровой пище», великолепный Вильям Васильевич Похлебкин, чьи «Национальные кухни наших народов» были залистаны до дыр. Или массовые рецепты из серии «что делать, если к вам неожиданно пришли гости, а в холодильнике лишь сырок “Дружба” и две луковицы». В таких сюжетах скромно умалчивалось о том, что если гости пришли с водкой, то и делать ничего не надо. Теперь возьмем другую тему обзора – загородную жизнь. Тут два аспекта: первый – дача в понимании аппаратных работников и деятелей культуры (там все казенное), второй – дача в виде шести соток со скворечником (все свое, но вырванное у государства с трудом или с боем). Для такого «великолепия» с лихвой хватало программы «Наш сад», в которой заботливо окапывали яблоки или прищипывали помидоры.

А нынче эти темы – гастрономическая и усадебная – обросли такой инфраструктурой, что кажется, будто по два российских канала на каждую – до обидного мало. Три четверти городского населения стремится хотя бы временно пожить в городе, и пожить при этом хорошо. Многие уже свой выбор в пользу собственного дома сделали окончательно и бесповоротно. Повышение бытового комфорта и изобильность магазинов наводят на мысль потешить себя гастрономическими изысками. Загородная жизнь вообще куда больше способствует развитию кулинарных традиций: возвращается обычай совместных трапез за большим столом, размер кухни в собственном доме как раз такой, какой нужен, а не тот, что заложен в градостроительном плане, да и обстановка не располагает к фаст-фуду. Именно поэтому мы решили описать кулинарные и «загородные» каналы в одном обзоре, решив, что они органично сочетаются и во многом пересекаются по аудитории. Кулинарные каналы уже не раз включались в обзоры «Кабельщика», но впервые мы описываем их так подробно.

ТЕЛЕКАФЕ
«Телекафе» – кули нарный телеканал, созданный три года назад в рамках «Цифрового Телесемейства» Первого канала. Как водится, высокий статус «материнского» Первого положительно влияет на лицо «Телекафе». Все эти годы облик канала определяют программы от лучших шефов и всевозможные мастер-классы, а также регулярно выходящие кулинарно-познавательные серии «Что мы знаем о еде» (про самые разные продукты – от молока и чая до грибов и меда), «Зеленые сезоны» для поклонников здорового питания или «Кухни мира». Что интересно, последний цикл не ограничивается лишь классическими кулинарными странами или экзотическими кухнями, а просто рассматривает кухни практически всех народов планеты. Я посмотрел на обзорной неделе про латвийскую кухню. Действительно традиционные блюда, кроме того, все очень душевно и вкусно. А те же «Зеленые сезоны» посвящены вовсе не каким-нибудь изыскам экологической кухни, а таким простым, но полезным вещам, как смородина, крыжовник, вишня и пр.

Есть на что обратить внимание и помимо этих «старожилов» кулинарного эфира. Например, на очень бойкий британский реалити-сериал «Битва за ресторан». В этом шоу девять пар борются за владение рестораном. То есть любители домашней кулинарии познают секреты ресторанного бизнеса, стремясь в бескомпромиссной борьбе обрести свое дело. Круче «Дома-2», хотя идея в основе похожая. Все-таки тематические реалити-шоу с практичными задачами более зрелищны, чем пережевывание искусственно создаваемых эмоций малоинтересных персонажей. Из переводных сериалов также понравился кулинарно-страноведческий цикл «Флойд и восточная кухня».
Готовить по найденным живчиком-кулинаром восточным рецептам мало кто решится, но смотрится программа с интересом. Да и перевод с озвучением выполнены на достойном уровне – как и в другом сериале, «Флойд в Средиземноморье». В этом цикле Кит Флойд вкусно ест и пьет в различных средиземноморских регионах. Вообще, судя по лицу и подходу, этот 50-летний дядечка любит вкусно поесть и хорошо выпить, что придает обоим циклам особый колорит.

Пожалуй, самая впечатляющая переводная программа – «Съедобная история искусств» с Оливером Пейтеном. Самое оригинальное и отличное сочетание гастрономической и познавательной составляющих. Суть в том, что ведущий, путешествуя по свету, воссоздает вместе с шеф-поварами блюда, изображенные на полотнах великих живописцев. А также пробует вина и прочие напитки, увековеченные в мировых художественных шедеврах. Рекомендуется всем, кому небезразлична живопись: никогда еще она не становилась такой близкой и понятной.

Добротные программы из серии «готовим в студии», разумеется, тоже в первых рядах. Например, «Мастеркласс» с различными шеф-поварами. Мне особенно понравилась программа с Владимиром Петренко: повар-ведущий лишнего не болтает, но все свои прекрасно отточенные действия подробно комментирует. Можно было бы даже готовить параллельно с ним, но только в том случае, если вы выдержите напряженный темп профессионала. А также если запасетесь необходимыми продуктами – к примеру, карасями и вешенками. Хорош в этом жанре и импортный «Бисквит», в котором лучшие шефы готовят восхитительные десерты. Ничто так не возбуждает аппетит
и не смотрится по телевизору столь привлекательно, как всевозможные богато украшенные десерты.

Оформление канала достойное: сказывается наследственность. Логотип в виде буквы «е» с тильдой (изображающей, видимо, дымок) смотрится изящно, вот только с названием «Телекафе» никак не ассоциируется.

КУХНЯ-ТВ
Это телеканал груп ы «Ред Медиа», запущенный в том же 2007-м, что и его конкурент из «Цифрового телесемейства». Я уже писал о том, что этот канал, имевший по понятным причинам более скромные стартовые позиции, с каждым годом все больше прогрессирует. «Флагманская» передача (по-моему, с самого начала вещания) – 15-минутная «Просто вкусно» – развивается вместе с каналом. Она сделана в классическом жанре готовки на студийной кухне. При этом на сегодняшний день программа не
дает никаких поводов поерничать: все компактно, предметно, без зубодробительных рецептов и надоевших в этом жанре элементов шоу. А вот что меня раздражало в нынешней сетке канала, так это TVsale.

Он, конечно, тематический, то есть чудо-подушки не продают. Но все равно, приличные каналы этот жанр не украшает. Я на обзорной неделе выучил наизусть все преимущества суперсовременной терки, но приобрести ее не захотел.

Но не TVsale, к счастью, определяет зарубежный программный блок канала. «Лондон глазами гурмана» – передача весьма познавательная, но несколько непрактичная. Разве что развенчивает созданный французскими снобами стереотип о том, что в Англии нет никакой кухни. Но повторить в домашних условиях лондонские кулинарные изыски, изученные и оцененные испанским шеф-поваром, вам вряд ли удастся. Гораздо больше полезной информации можно почерпнуть из цикла «Искусство гриля»
(в оригинале Primal Grill). С ума сойти – отдельная программа про гриль и барбекю… Я посмотрел серию про приготовление свиных ребер на гриле. И понял, что, во-первых, настоящих свиных ребер никогда не ел; во-вторых, ведущему не хватает эфирного времени, дабы рассказать о секретах приготовления ребер все, что он знает. Отдельное сильное впечатление производят различные вспомогательные устройства. У них там даже есть специальная вертикальная подставка на гриль для жарки ребрышек. И это самое простое из устройств, которые использовал в процессе готовки бородатый гриль-мастер Стивен Райклен. Вы вот при какой температуре гриля ребра жарите? Нужно при 180 градусах. Только не суйте градусник в угли.

Многих наверняка впечатлит реалити-шоу «Ужин с Купидоном», в котором на практике реализуется затертый лозунг «Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок». Поскольку с такими шоу у меня отношения тяжелые, не буду особо его разбирать. Но это не худший образец жанра.

Давно известно, что заваривание и питье чая – не просто ритуал, а целое искусство. Но только после просмотра программы «Волшебный мир чая» становится понятно, насколько это искусство непростое. Начинающим любителям чайных церемоний стоит смотреть эту передачу с блокнотом. Продвинутые «чаеманы» наверняка найдут какие-то новые тонкости. Еще мне понравилась «Жить вкусно» с Джейми Оливером – задорная и при этом очень уютная программа. Милый и остроумный кулинар Джейми непрерывно болтает, но это совсем не раздражает. А главное – не мешает подсмотреть секреты изготовления всевозможных блюд. С тем же Оливером, кстати, идет и студийное кулинарное шоу «Счастливые дни».

Вернемся к отечественным передачам. В программе «Мамина кухня» ведущая на кухне-студии готовит вместе с дочерью и сыном (иногда с кем-то одним). Идея хорошая (в смысле – детей к готовке приучать), но сама постановка меня не особенно заинтересовала. Зато понравилась моей дочери и подвигла ее на новые кулинарные подвиги. Значит, я просто не целевая аудитория. Еще на «Кухне ТВ» идут мини-программы с забавными и познавательными факта-ми про еду. Текст очень интересный, только картинка похожа на детскую аппликацию. Копирайтная запись выдает, что эти мини-серии сделаны 10-12 лет назад. Логотип с кофейником не идеален, но легко узнаваем.
В оформлении слегка беспокоит спонтанно возникающий адрес сайта телеканала, набранный плохо читаемым шрифтом.

УСАДЬБА
«СТРИМ» запустил данный телеканал в середине 2006 г. И канал действительно был первым, занявшим эту весьма перспективную (а уж какую впоследствии рекламоемкую!) нишу. Баланс между занудными профессионалами и фонтанирующими оформителями и садоводами в эфире «Усадьбы», на мой взгляд, соблюден.

Возьмем симпатичный переводной сериал «Большой ремонт». Собственно, это аналог «Квартирного вопроса» или «Фазенды». Обидно, правда, что все телеформаты придуманы до нас. Мне зарубежный «Вопрос» понравился больше. Хотя бы тем, что там ведущие и есть мастера (ну или наоборот), а не просто комментаторы действий безымянных мальчиков. Это очень оживляет передачу. Или вот «Пейзаж под окнами» – программа для тех, кто желает благоустроить загородный участок. Полчаса любопытных, иногда странноватых рекомендаций по декору. С соответствующими телевизионными кадрами и слегка монотонным голосом ведущей. А передача «Сад» нацелена на людей среднего и старшего возраста: такая «уютная» ведущая перебирает на столе горшочки с разными цветами…

Логично вписывается в концепцию канала и программа «Дачники» с Машей Шаховой, когда-то снимавшаяся для НТ В и ТВС (последние годы Шахова делает более народную «Фазенду»). Поскольку «Дачники» имеют очевидный культурологический уклон, программа особо не устаревает. Современным загородным жителям такой историко-культурный экскурс будет и интересен, и полезен.

Обратил я внимание и на цикл «Нью-Йорк на крыше» – серию передач о «зеленых» крышах, то есть высотных садах американского финансового центра. Не знаю, станет ли она практическим пособием для наших зрителей. У меня пока не было под рукой подходящей крыши, чтобы ее можно было озеленить. Но посмотреть на их высотные сады стоит – это интересно и просто здорово. Можно хотя бы помечать о том, что такие крыши появятся в наших городах. А мечтать помогает русская ведущая, которая путешествует по крышам вместе с американскими озеленителями.

В традиционной форме студийной беседы выходит передача «Нет проблем» с советами садовых специалистов и ландшафтных дизайнеров. Форма эта по мере просмотра большого числа отечественных каналов перестает раздражать. А может, качество студийных программ улучшается. В данном случае «изюминка» заключается в том, что помимо ведущего-модератора и собственно специалистов в студии непосредственно присутствует владелец загородных угодий. Так что проблемы решаются конкретные, а заинтересованный собственник не дает экспертам отклоняться от темы его садовых нужд.

Программа «С легким паром» вовсе не про то, как мешать водку с пивом 31 декабря и взвешиваться «на брудершафт». Это передача о банной культуре и традициях разных стран и народов. С любопытством посмотрел выпуск про японскую баню. Вот только девушки, которых в кадре ласково называли «наши прекрасные гейши», японских ассоциаций не вызвали.

Да и гостью программы, на которой демонстрировали все прелести бани афуро, стоило бы облачить в купальник. Прикрываясь руками, она явно испытывала неловкость. А вот на месте юноши, которому парили ноги в молочной сыворотке с розами, а потом массировали кунжутным маслом с травами, я бы оказался. Это, кстати, была уже программа про индийскую баню.

Оформление канала традиционно для семейства – стиль «стрелочный «Стрим». В результате фирменная стрелка заметна хорошо, а непосредственно логотип канала (точнее, надпись в левом углу) – не особенно.

ЗАГОРОДНАЯ ЖИЗНЬ
то один из трех каналов, разработанных компанией «Нью Медиа» для платформы «Орион Экcпресс» и запущенных весной 2010 г. В эфире «Загородной жизни» на обзорной неделе я встретил только одну иностранную передачу. Это «Миссия перестановка» – про оптимизацию пространства и ликвидацию бардака. В основе же эфирной сетки лежат программы отечественные.

Из цикла 25-минутных программ «Живой дом» я отсмотрел передачу про куроводство. Оказывается, некоторые породы кур разводят «для украшения птичьего двора». Правда, яйца они все равно несут, а то было бы совсем странно. Куроводы оказались такими же сумасшедше увлеченными, как кинологи или фелинологи. И передача из серии «Живой дом» предлагает к этому хозяйственно-полезному увлечению присоединиться. Тот, кто хоть раз ел настоящие домашние яйца, может и дрогнуть. Кстати, о кинологах: в программе была заявлена серия «Босерон» (это французская овчарка), так что, видимо, цикл посвящен не только разведению хозяйственно-полезных зверей.

Другую собственную программу канала – «Огород» – особо не прокомментируешь. Она про выращивание разных овощей на огороде. Безо всякой «павлолобковости», в классическом, слегка занудноватом формате. По названию программы «Ландшафтные хитрости» нетрудно догадаться, что она посвящена ландшафтному дизайну. В просмотренном выпуске про паркового скульптора и солнечные часы, на мой вкус, было многовато разговоров общего характера.

Хотелось бы больше полезных советов и предметной телекартинки. Нет, в конечном итоге послушать про солнечные часы было небезынтересно. Но ведущий со скульптором могли с большим комфортом это время и в студии поговорить, а не в мастерской, да и уложиться в меньшее количество минут.

Передача из цикла «Ремесло» вызвала у меня больший интерес, хотя применять навыки традиционных наших ремесленников на практике я не собираюсь. Культурно-просветительское значение цикла – очевидно. Не знаю, вернутся ли в массовый обиход изделия русских ремесленников, но сама программа «Ремесло» этому, несомненно, поспособствует. А на ту же деревянную игрушку очень любопытно взглянуть, да и как работает мастер интересно узнать. Понравилась мне и программа «Ботаника» о декоративных растениях. Все практично, не затянуто и, что немаловажно, ведущая очень мила.

В цикле передач «Приходите в гости» некто Павел Боев (по-моему, это шеф-повар, чей мастер-класс я однажды видел на кулинарном канале) приходит домой к обычным людям, не к «звездам», и вместе с ними что-нибудь готовит на кухне. Идея демократичная, но не сказать, что дико оригинальная. Впрочем, никакого критического запала программа не вызывает: люди мило болтают и готовят простую и вкусную еду. Программа с довольно корявым названием «Ручной мир» показалась мне симпатичной и любопытной. В ней соответствующего стиля ведущая делает всякие декоративные фенечки. Делает по технологиям, которые зачастую не менее прикольны, чем резуль-
тат. При этом весь показываемый процесс можно повторить в домашних условиях, получив такие же замечательные декоративные поделки.

Логотип с черным петухом на желтом фоне показался мне несколько избыточным на экране. Притом что заставки канала с тем же флюгером-петухом понравились.

Пока западные программы кулинарной и домоводческой тематики все же выигрывают у отечественных. Но дело не в качестве съемки, и тем более не в оригинальности рецептов и секретов домоводства. В этой части наши телеспециалисты иной раз дадут 100 очков вперед. Просто иностранные программы смотрятся как-то легче; они динамичнее, остроумнее, а значит, привлекают больше внимания. Но в эфире каналов, которым был посвящен обзор, патриотическая часть и зарубежная в основном грамотно сбалансированы (исключением стала «Загородная жизнь», но время покажет, будет ли она всегда ве на отечествен-
ному производству). Так что общее впечатление от сетки вещания положительное. Немаловажный момент, что у описываемых каналов практически нет проблем с «возрастом» передач. Хороший рецепт от большого кулинара интересно смотрится вне зависимости от того, снят он вчера или пятнадцать лет назад.

Загородным каналам с этим чуть сложнее, нежели кулинарным, но ненамного. Западные передачи можно показывать и 10-15-летней давности – примерно настолько мы отстаем пока по декору помещений и садов. А отечественные программы про загородную жизнь просто не успели еще устареть. Показывать же советские программы про посевы и огороды никому, насколько я знаю, в голову не приходит.

Хочется также отметить, что летом этого года начнет полноценное вещание переведенный на русский язык американский телеканал Food Network. Причем он заявлен в двух версиях – стандартной и HD. Я познакомился с анонсами программ, а также отрывками некоторых передач. Наших зрителей ожидают весьма захватывающие кулинарные шоу. Это канал про еду, сделанный в формате самых «забойных» познавательных телеканалов. Food Network, очевидно, украсит своей оригинальной концепцией кулинарную нишу.