Закурим по одной?

20.02.2018 17:08

Вопрос в редакцию "Кабельщика"

Просматривая контент на разных каналах, я обнаружил, что некоторые телеколлеги размещают плашку о вреде курения на протяжении всей трансляции, скажем, клипа, фильма или серии сериала. Насколько это законно и правильно?

 

Отвечает Игорь Базилевский

С 15 ноября 2013 года введен тотальный запрет на рекламу любым способом и в любое время суток табачной продукции и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, зажигалок.

Немногим ранее, в октябре 2013 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) была введена новая статья, предусматривающая ответственность за демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака (ст. 14.3.1).

Демонстрация (технически и фактически) возможна в следующих случаях и ситуациях:

– демонстрация теле- и видеофильмов;

– проведение театрально-зрелищных представлений;

– проведение радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ;

– публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ.

В Федеральном законе от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" сказано, что потребление табака – это курение табака, жевание, нюханье табачных изделий (ст. 2).

Какие требования предъявил этот закон к редакциям телеканалов?

За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака, если это не является неотъемлемой частью художественного замысла, введен административный штраф. Он зависит от того, кто привлекается к ответственности – должностное лицо или организация и от того, где факт демонстрации установлен – в передаче для взрослых или для детей (вилка штрафов составляет от 20 тысяч до 200 тысяч рублей).

Термины "предназначенные для детей аудиовизуальные произведения" и "предназначенные для взрослых аудиовизуальные произведения" действующим законодательством не определены.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" под информационной продукцией для детей понимается информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Требование о запрете демонстрации табачных изделий или процесса потребления табака применяются ко вновь созданным произведениям. Под такими необходимо считать произведения, созданные после 1 июня 2014 года.

Во всех иных аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальные программы, созданных до 1 июня 2014 года, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения.

Cоциальную рекламу о вреде потребления табака следует размещать непосредственно перед началом или в любой момент времени в период демонстрации аудиовизуального произведения в любой форме: например, в виде самостоятельного аудиовизуального произведения (видеоряда) или путем наложения на кадр аудиовизуального произведения способом бегущей строки.

Кроме того, как сказано в письме ФАС России от 14.05.2014 № АК/19317/14 "О социальной рекламе о вреде потребления табака", информация о вреде потребления табака должна быть доведена до потребителей в воспринимаемой форме (в частности, читаемым шрифтом, имеющим достаточный для восприятия текста с телеэкрана размер и контрастность).

Ответственность за неисполнение данной обязанности предусмотрена частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ. Это штраф для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Подводя итоги всему сказанному, можно отметить следующее.

  • За демонстрацию процесса курения, если это не оправдано художественным замыслом, предусмотрен административный штраф. Вопрос о том, есть ли художественный смысл в присутствии сигареты/трубки/кальяна и т.д., должны решать коллегиальные совещательные органы, которые созданы при территориальных органах УФАС и при Роскомнадзоре.

  • При демонстрации произведений, созданных до 1 июня 2014 года, нужно обязательно информировать зрителей о вреде табака (до или во время трансляции).

  • Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний. При этом, исходя из смысла требований закона, именно редакция телеканала должна определить порядок размещения плашки – либо в начале демонстрации, либо на протяжении всей трансляции. Это, наверное, вкусовщина, но это уже совсем другая история...

Об авторе

Игорь Базилевский
руководитель юридической службы ВИАСАТ Холдинг