Апокалипсис не сегодня

Александр Старобинец 08.02.2014
В последнее время на отраслевых мероприятиях (например, на CSTB-2014), в тематических блогах и публичных высказываниях известных телевизионщиков все чаще слышны пессимистические прогнозы: мол, скоро мелкие кабельные операторы разорятся, количество телеканалов сократится наполовину, и рынок российского Pay TV "схлопнется". Эта апокалиптическая риторика, как правило, сопровождается рецептом спасения в духе теорий Карла Маркса: давайте всех уравняем, сделаем прозрачные прайсы, введем минимум абонентской платы, ниже которого никак нельзя, и так далее.
 
Хочу поделиться с читателями своим мнением по этому поводу.
 
Мы живем в мире свободной конкуренции. Бизнесмен ориентируется прежде всего на максимальную экономическую эффективность. А добиться высоких показателей можно только одним способом — выстроив бизнес-модель, которая дает людям то, что им нужно, по доступной цене — и поэтому приносит прибыль. Как человек, зашедший в кафе, хочет просто поесть, так и абонент хочет просто смотреть телевизор. Главным ориентиром для нас всегда должны оставаться именно интересы конечного потребителя.
 
Вне всякого сомнения, российский рынок должен регулироваться государством. Однако делать это нужно экономическими методами, принятыми в демократическом обществе, а не коммунистической "уравниловкой". Всегда были и всегда будут и крупные, и небольшие компании. В любой отрасли есть локомотивы, которые определяют вектор развития и ведут за собой остальные "вагоны". И самая странная мысль, какая только может прийти в голову, — пытаться оборудовать каждый из существующих вагонов мощным двигателем.
 
Нельзя добавить в одном месте, не отняв в другом. Нельзя, например, повысить выплаты операторам, не индексировав при этом абонентскую плату. А любую попытку поднять тарифы конечный потребитель воспринимает всегда с раздражением. Многие операторы рассматривают увеличение выручки и рост ARPU как свою основную задачу, и это нормальная логика любого бизнесмена. Но нельзя использовать методы Шарикова и Швондера! Любую работу с тарифами нужно производить планомерно, разумно, учитывая общую платежеспособность абонентов и их предпочтения в телесмотрении.
 
Вот несколько естественных тенденций, которые наметились сейчас на рынке и которые я бы хотел отметить.
 
Во-первых, операторы начали переносить акцент с каналов первого-второго мультиплексов на премиальные телеканалы и тематические пакеты. Как следствие, растет ARPU (у нас, например, прирост 10,8% по отношению к прошлому году). Начинается переход от мультиканальной модели к мультипакетной. Она удовлетворяет запросы самых разных абонентов, позволяет каждому подобрать пакеты в соответствии со своими вкусами и финансовыми возможностями.
 
Во-вторых, рынок продолжает расти, причем в основном за счет спутникового сегмента (за 2013 год прирост абонентской базы только "Триколор ТВ" — 2,2 млн).
 
В-третьих, растет роль собственного контента — при постоянном росте его качества.
 
В-четвертых, в самое ближайшее время возрастет роль "второго экрана".
 
Российское телевидение не умирает, а напротив, стремительно развивается, постепенно уходя от однообразности. Усложнение системы — естественный процесс, это хорошо знают и математики, и биохимики, и социологи. Единственный способ повлиять на происходящее — внимательно наблюдать, изучать потребности телезрителей, а не строить утопический зоопарк, в котором будут мирно сосуществовать львы и зебры. Рынок еще долгое время будет жить и развиваться за счет цифровых возможностей, и пока есть "цифра", никакого апокалипсиса не будет. А будут только коммерческие трудности у тех, кто не умеет правильно использовать новые возможности и пытается жить реалиями позапрошлого века.

Об авторе

Александр Старобинец
Директор по маркетингу "Триколор ТВ"

Вот только не надо этого бла-бла-бла...
Саша, такого количества каналов абоненту на фиг не надо! Предоставьте ему самостоятельно выбирать, какие каналы смотреть, и вы просто офигеете от количества мусора, который вы впихиваете ему под разными соусами. Кстати, если серьёзно подойти, то такая практика подпадает под "навязанную услуги"... А ваше ARPU сродни российскому ВВП!
А вот уровнять по стоимости контента действительно надо всех, не зависимо от количества абонентов в сети!!!