БигМаки и ARPU

Алексей Бырдин 03.12.2012

В минувшем феврале на CSTB все говорили о неизбежном росте ARPU, ну и как успехи? Сильно вырастили? Сомневаюсь.

Есть такой прекрасный индикатор — «Индекс Биг-Мака», неофициальный способ определения паритета покупательной способности, который ввел в оборот журнал «The Economist» еще в 1986 году. Такая простая цифра, по мнению многих специалистов, гораздо точнее отражает реальную платежеспособность населения, чем официальная статистика. Так вот, в 2012 году в США за Биг Мак придется выложить 4,33 доллара, в России — 2,29 доллара, покупательская способность у нас в 1,9 раза ниже. А что с тарифами? Насколько ваши тарифы ниже $50-60 в месяц, которые платят за кабельное ТВ в США? Вряд ли всего в 2 раза.
 
Господа кабельщики, напомню, что у вас впереди маячат серьезные инфраструктурные инвестиции (и речь даже не о переносе «воздушек»), связанные и с HD, и с цифровизацией. Как грибы после дождя в ваших собственных ШПД сетях течет трафик новых легальных и пиратских OTT-сервисов. А вы не унимаетесь, пытаясь неслыханной щедростью переманить от конкурента тысячу-другую нелояльных абонентов. На время акции.
 
И не надо пенять на Триколор. Да, сейчас он тратит на рекламу по 1-1,5 млрд рублей в год, создавая у всей страны ощущение, что цифровое многоканальное ТВ ничего не стоит, но, если подумать, нет ничего проще, чем на пальцах объяснить абоненту, что 10 тысяч за тарелку, STB и подключение — это компенсация разницы в тарифах на много лет вперед, а еще у вас не будет рекламы садового инвентаря при переключении каналов.
 
Ценовые войны кабельщиков сегодня приведут к тому, что завтра абонент будет платить еще меньше за более качественный сервис.
 
Неслыханная щедрость и агрессивный маркетинг окончательно обесценивает услугу платного ТВ в глазах абонента.
 
Еще можно было бы понять такой маркетинг в условиях активного поглощения мелких операторов крупными компаниями. Но консолидация рынка не настолько активна, а помимо абонентской базы есть еще длинный перечень параметров, влияющих на цену. Хорошо иметь растущие цифры по абонентской базе перед IPO, но пока прецедентов выхода на лондонскую биржу кабельщиков из России не было. Выходил Мегафон, и то — не особо удачно. Так зачем вам это?
 
Обратите внимание — абонент стойко переносит все невзгоды: исправно платит операторам живые деньги за каналы (иногда еще и за оборудование) и покорно смотрит рекламу. Его — абонента — вроде как все устраивает, по крайней мере, массового народного движения за удешевление услуг Pay TV или за запрет рекламы на кабельных каналах — не наблюдается. Это американские и британские абоненты ноют про очередное повышение цен, а у нас такой проблемы нет.
 
В общем, не надо демпинговать — совсем себя в яму загоняете. Мне совсем не хочется писать некрологи вашему бизнесу.