Экономия "Яровой"

Михаил Климарёв 07.03.2018
 
В самом начале весны, ровно за четыре месяца до "часа Х", в прессе появились заявления отраслевого министра относительно "затрат на реализацию по ФЗ-374", он же "пакет Яровой".
 
Очевидна потребность в комментариях к этим заявлениям. К слову, нынешнюю ситуацию, в которой отраслевое сообщество только и может что "комментировать заявления", я лично считаю крайне ненормальным. Но, к сожалению, правительство глухо не только к робким попыткам экспертов указать на проблемы "закона", но даже к стотысячным петициям граждан, которые собирали квалифицированные подписи на официальных ресурсах, созданных как раз для таких случаев обратной связи. Напомню, было вот тут.
 
И что же нам заявил г-н Никифоров? Следует привести цитаты и попытаться их разобрать. Цитаты были взяты отсюда.
 
1. "Затраты крупных операторов связи на реализацию так называемого "пакета Яровой" в части хранения данных оцениваются в десятки миллиардов рублей для каждого оператора, что не приведет к значительному росту цен", — заявил глава Минкомсвязи Николай Никифоров на встрече со студентами в Новосибирске 5 марта. "Мы сняли все непонимания у операторов, которые говорили, что нужны какие-то триллионы рублей. Триллионы рублей не нужны, даже сотни миллиардов не нужны, речь идет о нескольких десятках миллиардах рублей для каждого крупного оператора. Это вполне посильные деньги, мы не прогнозируем какое-то серьезное увеличение цен".
 
Из этого заявления, видимо, следует, что телекоммуникационное сообщество должно быть довольно. Но нет. Недовольно. Я заявляю это от собственного имени, конечно. Но уверен, что бессмысленным затратам, никак не влияющим на качество и распространение услуг связи, не будет рад никто.
 
А поскольку мы знаем, что у действующего министра даже "диссертация частично краденная", то не удивляемся, как так министр не может понять: затраты "в десятки миллиардов рублей для крупной компании" съедают всю годовую чистую прибыль этих самых "крупных компаний". А некрупные компании "пакет Яровой" просто разорит.
 
Похоже, министра больше заботят цены на услуги, поднятие которых может привести к недовольству со стороны населения. Но и здесь не все однозначно. Хотя бы потому, что кто-то же должен оплатить это оборудование. Вот абоненты и оплатят. Все эти "десятки миллиардов рублей". Именно так экономические процессы и работают, мог бы догадаться (если бы не списывал диссертации, конечно).
 
Особенно умиляет пассаж про "посильные деньги". Если для министра "десятки миллиардов" — посильные, то почему бы ему лично их не заплатить? Но ответа на этот вопрос мы не получим, конечно.
 
Но продолжим "разбор цитат для комментариев":
 
2. [Никифоров] отметил, что в настоящее время мобильная связь в России - вторая по дешевизне в мире за счет высокой конкуренции. "Дешевле, чем у нас, только в Гонконге", - сказал министр.
 
Опять что-то министр плохо знает. Во-первых, сравнивать город Гонконг и огромную страну как-то даже неловко. А во-вторых — мобильная связь в этом "специальном административном районе Китая" дороже, чем в России. Прилично так дороже. Например, вот тут можете убедиться, что на предоплатных тарифах China Mobile HK предлагает, например, 1Гб мобильного трафика за 98 гонконгских долларов. Что в переводе на рубли - примерно 700. Это дороже, чем в России.
 
А еще министру следовало бы знать, что цена на услуги не самое главное в экономике процессов. Главнее, пожалуй, будет доступность услуг, которая есть комплексный показатель, включающий массу других индикаторов. Например, развитость инфраструктуры. Ассоциация GSMA, кстати, проводит ежегодный мониторинг аж 39 индикаторов по всему миру. Вот здесь можно изучать. И Россия в этом рейтинге - крепкий середнячок. Причем к процессу занятия этой позиции г-н Никифоров вообще не имеет никакого отношения.
 
3. Также [министр Никифоров] отметил, что несмотря на гигантский прогнозируемый объем подлежащих хранению данных реализация закона на практике не сделает рентабельным, например, производство в РФ жестких дисков. В то же время, сказал он, программное обеспечение, возможно, центральные процессоры, а также финальная сборка серверов будут происходить в России.
 
Напомню, что на территории России нет ни одного завода, который способен производить микросхемы и компьютерные чипы более-менее современного вида. Ни одного. Вообще. Где и какие "центральные микропроцессоры" (кстати, это что вообще?) будут производить — даже предположить не могу. А "финальная сборка серверов" называется "отверточное производство". Но простим министру с краденным диссером (три раза напомнил, да) незнание простых производственных вещей. Откуда ему знать-то? Он же из министерства редко выходит.
 
Ну, и на сладкое:
 
4. Норма о хранении пользовательского трафика должна вступить в силу с 1 июля 2018 года. Однако в настоящее правительство обсуждает отсрочку ввода "закона Яровой" на несколько месяцев. Как сообщалось, Минкомсвязь рассчитывает, что постановление правительства РФ, учитывающее предложения ведомства по срокам вступления в силу "закона Яровой", будет подписано в первом квартале 2018 года.
 
Это единственная правда в этом вот выступлении министра: "в правительстве обсуждается отсрочка ввода "закона Яровой". И знаете почему? Сейчас объясню:
 
1. Для того чтобы создать любую информационную систему (тем более — на "десятки миллиардов"), нужно разработать задание на разработку. Это должны были сделать ФСБ. Причем еще в прошлом, если не позапрошлом году. Но как раз вот этого документа, который описывает принцип "записи трафика сроком на один месяц" никто в глаза не видел. То есть задания на проектирование системы — нет. 
 
2. Этот документ по действующему законодательству должен пройти процедуру обсуждения и согласования. На портале regulation.gov.ru. И срок обсуждения не может быть меньше 90 дней. Напомню, что по закону 1 июля сего года уже все должно работать, а сегодня — март. Впрочем, не удивлюсь манкированию законами. Прецеденты были.
 
3. Но "задания на разработку" недостаточно. Потому что после того, как будут обозначены главные "входные параметры" информационной системы, к работе приступают разработчики. Они должны сделать продукт, который должен работать. Иначе - кто ж его купит-то? Какой срок на разработку решения стоимостью в "десятки миллиардов" нужно — вы можете сами догадаться. По моим оценкам, год минимум. Даже если разработчики "что-то знают" до того, как появился предыдущий документ, что будет фактическим нарушением конкуренции. Но об этом позже.
 
4. Далее производитель должен сертифицировать свой продукт. В "особых случаях", конечно, процесс может быть очень быстрым, да. В виду бессмысленности процедуры, если только законы не трактует сам Роскомнадзор. Но в любом случае - это месяцы.
 
5. Операторы должны сделать опытные внедрения. Потому что даже бюрократ из "госкомпании" не поставит в эксплуатацию на всю сеть хоть какое оборудование, способное привести к прерыванию работы сервиса. А это оборудование - способно. Можно спорить, конечно. Но напомню, что проект "в десятки миллиардов", например, обладает некоторым повышенным энергоаппетитом. И не факт, что в текущих инсталляциях узлов связи энергобюджеты профицитны.
 
6. И только после вот этих вот всех шагов операторы уже могут масштабировать решение на всю сеть и внедрять "системы стоимостью десятки миллиардов рублей". Тут тонкость в том, что - посмотрите на глобус России. И прикиньте, сколько времени нужно, чтобы растиражировать решение на, например, 79 филиалов Ростелекома.
 
Получается, что посчитать реальные сроки внедрения "пакета Яровой" можно только весьма условно. И с вероятностью в 146% я могу предсказать, что условные сроки будут сорваны.
 
Мой опыт говорит о следующем: 
 
а) реальный документ с "параметрами системы" появится примерно к лету;
 
б) сертификация — 2019 год, и это будет, скорее всего, подлог и профанация;
 
в) опытную эксплуатацию заставят делать не всех операторов, а только тех, кто сейчас "в немилости". Скорее всего — МТС. Связано с "мочиловом Системы". Впрочем, возможно, возьмется за "внедрение" еще "МегаФон". Но следует понимать, что того оператора, который добровольно возьмется за это неблагодарное дело, ждут убытки и уныние. Ну, потому что никакого профита внедрение "яровой" оператору не даст, а вот затраты - будьте-здрасьте. "Десятки миллиардов". А тем временем не попавшие в "почетный список" операторы получат конкурентное преимущество. Да. По финансам, по ресурсам на расширение сети и модернизацию к приближающемуся 5G. Ну, потому что тут или модернизация, или "яровая" — денег-то ограниченное количество;
 
г) и вот только после "опытных", которым можно дать срок год-полтора, будет уже масштабирование. И масштабирование затянется еще на год-два-три. Потому что расстояние от Калининграда до Южно-Сахалинска — 10 479 километров. 
 
Итого: реально действующие системы "яровой" появятся примерно к 2021 году. А реально все заработает — к 2024-му. И глуп будет тот провайдер, который первым вызовется все делать. Потому что через год-два точно такие же решения будут стоить дешевле и лучше будет подождать. А затягивать сроки департаменты капстроя в "крупных операторах" умеют очень хорошо.
 
И все это сводится к "итальянской забастовке". Погуглите, что это такое…
 
Но это еще не все.
 
Все же ищут главного выгодоприобретателя этого, прямо скажем, не очень умного закона, с точки зрения развития бизнеса и клиентоориентированности. В то, что "яровая" хоть как-то сможет помочь повысить "обороноспособность страны" — тоже глупость. Потому что хранение в одном месте всей информации, передаваемой по сетям электросвязи, закономерно привлечет не только "наших". Но и всенепременно — "ихних". А уж "ихние"-то умеют добывать информацию, да.
 
Но речь не об этом. А о том, что тут "КоммерсантЪ" собрал немного достойной внимания информации.
 
В статье есть комментарии "сведущих лиц", которые продолжают путаться в показаниях цифр и успокаивать сами себя, что "ничего страшного". 
 
Все та же путаница с цифрами. Ну, сами считайте. Заявления из разряда "по оценке производителей оборудования, расходы крупнейших операторов окажутся в разы меньше первоначальных ожиданий и могут достигнуть 30 млрд руб. в течение пяти лет на компанию" означают, что говорящие головы "производителей" и сами не очень хорошо понимают даже порядок цифр. Ну, потому что дальше тут же: "Крупнейшие операторы сейчас тратят около 2 млрд руб. в год на аналогичное оборудование, а в ходе реализации требований "закона Яровой" затраты вырастут до 30 млрд руб. в течение пяти лет". 
 
Берем в руки калькулятор и получаем, что "2 млрд в год" - это 10 млрд за пять. То есть, выходит, что даже чисто аппаратно хранилища стОят всего-то в три раза дороже? "Не верю!" (с).
 
Но более ценна информация об оценке рынка СОРМов, который сейчас поделен так:
 
  • "Цитадель" — 60% рынка
  • "Специальные технологии" — 25%
  • "Норси-Транс" — 10%
  • Остальные — 5%
 
Эта информация ценна тем, что вот он и бенефициар. И, возможно, лоббист "пакета". Потому что самый крупный игрок — холдинг "Цитадель", включающий "Основа Лаб", "Малвин Системс", "Гарда" и "МФИ Софт".
 
При этом холдинг, скорее всего (в учредителях компаний фактически номиналы), принадлежит Усманову. И собственно холдингом руководит некто Борис Мирошников. Это такой дедушка "от старой школы КГБ" еще. В свое время он, типа, (характерный жест указательными пальцами обеих рук) "создал" то самое "Управление К" при МВД. Генерал-полковник в отставке. Известен тем, что был "уволен из органов" еще в 2011 году, в "медведьевскую оттепель". Считается, что уволен по возрасту. Но злые языки утверждают, что уволили его из-за отжима "Евросети" у Чичваркина. Ну, вы знаете эту историю. Вот тут есть коротенько.
 
Кроме того, есть еще один скандал, с фамилией Мирошников. Дело было связано с… "Оборонсервисом". Вот фотография "однофамильца". Возможно, это родственники, да. Сын, скорее всего. На лица очень похожи, да.
 
Ну, то есть кейс начинает сходиться. Усманов как один из влиятельнейших вельмож современной России лоббировал процесс. Мирошников - как топ-менеджер процесса с неоднозначой репутацией. И рядом — второй по величине (а если добавить активы MRG — то точно первый) телекоммуникационный холдинг, который при любом раскладе выходит в плюсы. Ну, потому что деньги-то внутри "группы" останутся — просто перетекут из одного кармана, в другой. А с другой стороны — конкурентов можно ослабить. Все сходится.
 

Об авторе

Михаил Климарёв
директор компании "ФРИИ Вай-Фай" (freeely.ru)