И это пройдет...

Михаил Горячев 02.02.2015
Биржевые сводки декабря 2014 года, когда евро поднимался до 100 рублей, породили несколько публикаций и комментариев экспертов по рынку платного телевидения. Общая суть этих публикаций сводится к следующему: кризис в разгаре, многие телеканалы зарубежного производства, рассчитывающиеся с операторами в валюте, будут вынуждены уйти с рынка, стоимость закупного контента возрастет, и т. д., и т. п.
 
Объективно ничего хорошего для национальной экономики в резком ослаблении рубля нет. Но если говорить о российском рынке платного телевидения, то это пример той отрасли, которая переживет трудные времена гораздо менее болезненно, чем, к примеру, автодилеры. И вот почему.
 
В России давно уже научились производить собственный контент. Сетка федеральных каналов — это исключительно сериалы и шоу отечественного производства. На тематических каналах формирование продукта также идет во многом за счет оригинального контента (достаточно вспомнить телеканалы "Первого ТВЧ", или "Историю" и "Мою планету", или даже такой сугубо нишевый телеканал как "Еда", 75% передач на котором делается в своей студии). Импортозамещение в области производства телеконтента — не демагогия, а давно свершившийся факт, и новые реалии российской экономики только стимулируют активно развивающийся сегмент.
 
Это отлично знают и представители зарубежных каналов. С их точки зрения, ситуация тоже непростая: они долгое время работали на российском рынке, развивали дистрибуцию, делали переводы, кириллические заставки, адаптировались под многочисленные требования российского законодательства, а и теперь всё взять и бросить? Проще договориться с операторами на дисконтных условиях, заключить "длинные" контракты, без жесткой привязки к валютному курсу. Иначе есть риск в одно мгновение потерять всё.
 
Необходимо признать: с 1 января 2015 года количество телеканалов на отечественном рынке начнет уменьшаться. Причин тому предостаточно, но их можно свести к общему знаменателю — усложнению условий на рынке. Что будет решающим критерием при выборе оператора в пользу того или иного телеканала в своем пакете? Во-первых, это выгодные условия контракта, а во-вторых, доля телеканала в общем телесмотрении. Если у канала низкие рейтинговые показатели, не нужно удивляться тому, что в 2015 году он может выпасть из пакетов крупных кабельных и спутниковых операторов.
 
Российскую экономику трясет, и рынок платного ТВ, как часть этой экономики, также будет трясти в течение ближайших года-двух. Но я уверен, что на выходе из этого поворота мы получим на порядок более сбалансированный рыночный механизм. Откровенно слабые, неустойчивые с точки зрения финансирования и программной сетки телеканалы уступят место тем, кто окажется более жизнеспособным в условиях кризиса.
 
Вопрос исключительно в том, скольких нервов это будет стоить участникам процесса. И лучшая стратегия в этой ситуации — не паниковать, а принимать взвешенные, хладнокровные решения в соответствии с ситуацией. Именно так, если я ничего не путаю, поступал царь Соломон, в эмоциональные минуты своей жизни поглядывавший на перстень с гравировкой "И это пройдет".

Об авторе

Михаил Горячев
Директор по контенту "Триколор ТВ", член жюри отраслевого конкурса "Большая цифра"