Хватит демпинга-2, или что сделать, чтобы его убить

Александр Сизенков 23.12.2013
Несмотря на свою фактическую принадлежность к стану "героев" блога "Хватит демпинга", я полностью согласен с позицией автора. Более того, твердо убежден, что проблема демпинга со стороны кабельных операторов приобрела столь острый характер, что не оставляет иного выбора, как взяться всем миром за поиски ее решения. В противном случае мы угодим в тот же капкан, что и наши украинские коллеги. С учетом того, что уже совсем скоро состоится форум CSTB’14, предлагаю всем сторонам подготовить к нему свои варианты решения проблемы и изложить их согласно новой традиции перед камерой у стенда "Кабельщика". 
 
Что же касается моей позиции, постараюсь ее аргументировать. Начну с того, что мой функционал в компании — программный директор. За семь лет работы в этом качестве я очень хорошо изучил сложившийся стиль взаимоотношений операторов и вещателей, продиктованный рядом обстоятельств, на которых остановлюсь чуть ниже. Сразу оговорюсь, речь пойдет об операторах региональных, пребывающих в статусе мелких или средних, если говорить об абонентской базе, и локализованных, как правило, в одном городе (поселке), либо в двух-трех по соседству.
 
Отслеживая происходящее в отрасли, изучая чужие и собственные наработки, пришел к выводу, что на отклонение от норм деловой этики в поведении региональных операторов влияют следующие моменты:
— приобретающая зримые очертания олигопольная модель отраслевого рынка;
— ограниченные ресурсы в противостоянии с "федералами";
— демпинг со стороны всех участников рынка (как говорится, с волками жить, по волчьи выть);
— позиция вещателей.
 
Я не против того, чтобы на рынке услуг связи были "мега-телекомы". Они должны быть, как форейторы прогресса. Но я против позиции руководства Минкомсвязи, которое своими действиями подталкивает отрасль к олигопольной модели развития. В тезисах концепции развития мультисервисных сетей связи на словах декларируются благородные цели, а при внимательном прочтении вдруг обнаруживаешь, что огромную армию "регионалов" планируется отнести к "касте неприкасаемых", так называемых ОС’ов. 
 
С другой стороны регуляторы (ФАС, Роскомнадзор) не в полной мере участвуют в создании корректных правил игры между хозяйствующими субъектами отраслевого рынка. Один отказывает в иске, посчитав допустимыми действия оператора, другой ссылается на то, что рынок сам все гармонизирует. Увы, жизненный опыт показал, что рыночная стихия породила только хаос. В качестве наглядного примера приведу бизнес-модель "народного оператора". Не спорю, с точки зрения продажи "железа" ничего противозаконного в ней нет, а вот с позиций продажи услуг категории Pay TV она далеко не безупречна. Тем не менее, оператору сошло с рук.
 
Консолидация "федералами" всех сколько-нибудь значимых активов региональных компаний, колоссальные ресурсы и безусловное технологическое превосходство вовсе не означают скорой и безоговорочной их победы. Напротив, все это спровоцировало "мелочь" на демпинг, как ответную реакцию в стремлении выжить. К тому же, как выяснилось, цифровое вещание в формате DVB-C, используемое большинством из них в силу его относительной дешевизны, для broadcasting предпочтительнее, чем multicast. И это подтверждают более чем скромные продажи услуги IP TV в том же "Ростелекоме". Одним словом, если и дальше полагаться на время, в надежде что проблема решится сама собой, это приобретет характер затяжной хронической болезни. И не известно, кто преставится раньше.
 
Но самую весомую лепту в проблему демпинга внесли сами "регионалы". Вместо того чтобы сосредоточиться на реализации таких преимуществ цифрового вещания, как исключение несанкционированного доступа к услуге, ее монетизация, подавляющее большинство операторов породили "уродца" — открытую цифру. И началась вакханалия, иначе не скажешь. Господа, разве об этом мы мечтали?! Стыдно!!!
 
Что же касается позиции вещателей, я, не снимая ответственности с операторов, и понимая, что вещатель выступает в роли просителя, тем не менее, считаю, что известная доля вины в происходящем лежит и на телеканалах. Те из них, кто выбрал рекламную модель, во-первых, не должны присутствовать в премиальных пакетах, и, во-вторых, обязаны платить оператору. Тот в свою очередь распространяет их совершенно бесплатно отдельным пакетом, никому его не навязывая и не обставляя дополнительными условиями.
 
Вещателям, каналы которых априори предназначены для премиального пакета, причем, и тем, кто впервые обращается к оператору с коммерческим предложением, и тем, кто давно заключил договора, считаю целесообразным внести поправки или даже включить новые элементы в арсенал средств взаимодействия с оператором. Поскольку представляю интересы противной стороны, считаю не корректным обнародовать их здесь и сейчас.
Очень хочу надеяться на понимание коллег по цеху и ожидаю поддержки, особенно в вопросе, касающемся деятельного участия регулятора и антимонопольного ведомства в создании соответствующего регламента по борьбе с демпингом.

Об авторе

Александр Сизенков
Заместитель директора по развитию НКТВ, г. Новочебоксарск

Хотелось бы немного поправить автора, IPTV наверно для маленьких операторов дороже, однако у Ростелекома все не так плохо с подключениями (существенно выше рынка прирост), а уж набор сервисов, которые можно предоставить с этой технологией, точно больше и интересней.

Уважаемый prufam, в тексте я намеренно сделал акцент на формате DVB-C, как широковещательном (broadcasting). В этом, пожалуй, его единственное преимущество перед multicast. Это преимущество, подчеркну особо, в условиях нарастающей проблемы демпинга становится для IP TV серьезной угрозой. Кстати, в публикуемых отчетх рыночная доля IP TV в сопоставлении с аналогом, DVB-C, (-S/S2,T2) составляет не более 5-7%. Цифры говорят сами за себя.

"Те из них, кто выбрал рекламную модель, во-первых, не должны присутствовать в премиальных пакетах" ... давайте всей дружной кагортой откажемся от дискавери??? я на полном серьезе, их потенциал переоценен, условия навязываются кабальные и хамские (аля это не получите, пока то не возьмете) достойные замены есть! для борьбы необходимо объединятся - АКТР эту функцию не тянет, может помочь как-то надо АКТРу и на его платформе работать? Операторы как вы сказали "мелочь" не в состоянии повлиять на ситуацию на рынке, влияют 5-7 игроков (60% рынка), крупные правообладатели и регуляторы. С нами никто не будет договариваться, надеясь что вот еще чуток они попередохнут или продадуться ... но этого не случиться. Хотим чтоб нас услышали - надо объединяться, нужна платформа для объединения ... но пока моя хата с краю ... ничего не поменяется.

Автор прав!
Сейчас идёт выдавливание малых и средних операторов КТВ с рыка "глобальными" игроками, как это было сделано в нулевые на рынке сотовой связи. В итоге, как на заре своего президентства сказал Путин на рынке должно остаться 3-4 крупных игрока, ибо их контролировать проще и соответственно нагибать, чем гоняться за сотнями мелких. Пока от этой войнушки выигрывает потребитель телевизионного мусора получая кучу телеканала по бросовой цене, но как только до давят мелочевку, глобалисты начнут отыгрывать свои потери взад! Иначе ради чего они сейчас в долги позалазили?

Касательно Дискавери, да и всех вещателей, кто использует рекламную модель бизнеса необходимо заставить платить операторам за доведение их сигнала до потребителя! Для платных же каналов необходимо ввести запрет на скидки от количества абонентов у оператора, этим малые ставятся изначально в невыгодное положение.
Вообще же, необходимо серьёзно менять сам рынок услуг КТВ.
АКТР обычная бюрократическая структура требующая от её членов деньги. Она давно должна была сама поднять этот вопрос и пробивать лбом стены Миккомсвязи для его решения.

Alexandr
"...С нами никто не будет договариваться, надеясь что вот еще чуток они попередохнут или продадуться ... но этого не случиться..."
Слабое утешение, когда уже все случилось, судя по той "движухе" в больших телекомах. А скатывание в демпинг свидетельствует о том, что "мелочь" смирилась с тем, что ей уготована труба в прямом и переносном смысле.

Alexandr
"...С нами никто не будет договариваться, надеясь что вот еще чуток они попередохнут или продадуться ... но этого не случиться..."
Слабое утешение, когда уже все случилось, судя по той "движухе" в больших телекомах. А скатывание в демпинг свидетельствует о том, что "мелочь" смирилась с тем, что ей уготована труба в прямом и переносном смысле.

"А скатывание в демпинг свидетельствует о том, что "мелочь" смирилась с тем, что ей уготована труба в прямом и переносном смысле" - и к бабке не ходи!!! )))