Никаких санкций, ничего личного

1 сентября из состава телевизионных услуг "Акадо Телеком" были исключены каналы Eurosport. Событие заметное, что говорить. Все-таки речь идет об известном в сфере спортивного вещания европейском бренде. И то, что последовали негативные отклики, не удивительно. Хотя реакция была бы не столь резкой, если бы к обиде болельщиков, лишившихся возможности следить за состязаниями в некоторых видах спорта, не примешали политику. "Эхо Москвы", сославшись на неназванный источник в "Акадо", сообщило, что отключение как-то связано с ответными санкциями, о которых в последнее время все только и говорят. Мол, вслед за лишением наших граждан пармезана и фуа-гра их лишили еще и прямых трансляций с велогонок, состязаний по теннису, горным лыжам, снукеру и дартсу.
 
Так вот, для начала. Если тот самый "источник" существует на самом деле, то он сказал неправду. Никакие санкции к принятому решению отношения не имеют. Это обычный рабочий процесс.
 
Реакция болельщиков понятна. Но журналистам, тем более хоть как-то знакомым с рынком платного ТВ, должно быть хорошо известно, что перечень каналов в составе телевизионных услуг практически всех крупных провайдеров не является неизменным. Что их, провайдеров, с вещателями связывают взаимоотношения двух полноправных хозяйствующих субъектов, основанных на определенных договорах. А договоры эти, как полагаю, тоже всем известно, имеют определенные условия и определенный срок действия, который когда-то непременно завершается. И если одну из сторон к этому моменту означенные в договоре условия перестают удовлетворять, то она предлагает другие. И далеко не всегда удается найти компромисс.
 
Нечто подобное произошло во взаимоотношениях сторон и в данном случае. Группа Discovery, в состав которой недавно вошел Eurosport, в связи с истечением срока действия договора предложил "Акадо" определенные условия дальнейшего сотрудничества, которые провайдера не устроили. 
 
Несомненно, Eurosport — достойный всяческого уважения партнер. Но ситуация на рынке за последнее время существенно изменилась. Резко вырос курс евро и, следовательно, стоимость оплаты вещателю за предоставление сигнала. Одновременно ожесточилась конкуренция на рынке, в силу чего провайдеры вынуждены снижать абонентскую плату. И, кроме того, растет конкуренция и между самими платными телеканалами, в том числе спортивными, которых становится все больше.
 
У провайдера возникает резонный вопрос: стоит ли платить дорогостоящему зарубежному каналу за показ болельщикам, например, матчей Бундеслиги, если их же показывает российский канал, обходящийся значительно дешевле? К сожалению, некоторые зарубежные правообладатели склонны указанные обстоятельства игнорировать.
 
К слову. Руководствуясь примерно этой логикой, другая крупная российская телекоммуникационная компания — МТС — прекратила трансляцию каналов Eurosport в начале 2012 года и почти два года спустя возобновила ее после долгих переговоров.
 
Да, разумеется, у любого серьезного канала есть эксклюзивный контент, на лишение которого определенная группа зрителей может отреагировать весьма болезненно.
 
Но перед окончательным решением об отключении каналов провайдером, если только оно не инициировано правообладателем или не вызвано объективными причинами (например, прекращением вещания), обязательно проводится анализ того, как это скажется на лояльности абонентов. В случае со спортивными каналами данный анализ включает в себя, в частности, такие этапы. Проводится оценка контента канала с точки зрения популярности транслируемых им видов спорта у российских телезрителей. Подчеркну: речь идет о популярности именно трансляций, а не самих видов спорта. Могу предположить, например, что в шашки у нас играет большее количество людей, чем, например, занимается биатлоном. Но в ТОПе спортивных трансляций биатлон занимает второе/третье место. А шашки?
 
Самые популярные у телевизионных болельщиков виды спорта хорошо известны. Футбол, хоккей, биатлон, фигурное катание, профессиональный бокс и т.д. Теннис, между прочим, находится в начале второй десятки ТОПа. Популярности этой способствуют многие обстоятельства. Зрелищность, традиции, успехи наших спортсменов.
 
Скажем, в ТОП-10 в последние годы то и дело оказывается пляжный футбол, в котором наши сборные стали добиваться значительных успехов. А вот женский и юношеский футбол, американский футбол, регби у нас никогда не собирали большую аудиторию. Это к вопросу о традициях.
 
Далее. Зрители всегда предпочитают прямые трансляции повторам. Стало быть, чем больше на канале прямых эфиров, тем более он востребован.
 
И последнее. У "Акадо Телеком" есть техническая возможность получать данные о телесмотрении в режиме реального времени. Именно они иногда оказываются решающими.
 
Конечно, на каналах Eurosport есть эксклюзивные трансляции, которых на других каналах нет. И они представляют несомненный интерес для определенных групп зрителей. Но в большинстве случаев это не массовая аудитория. А для массовой — "Акадо Телеком" уже старается компенсировать потери, включая в состав своих телевизионных услуг новые спортивные каналы. Что, разумеется, не исключает возможности продолжения диалога с именитым европейским партнером.