Окно в мир 8К: размер имеет значение?

Екатерина Петухова 16.11.2020

Настало время поговорить о рынке устройств приема ТВ на фоне пандемии. Обычно толчок продаж года задает выставка CES, которая прошла в этом году в обычном формате, в обычном месте (Лас-Вегасе) и в привычные даты 7-10 января. И хотя коварный вирус COVID-19 уже начал в январе свою разрушительную работу, но масштабы проблемы в тот момент еще никто не знал. Не прошло и года, как под влиянием нового фактора – COVID-пандемии, мир потребления ТВ-контента стал серьезно меняться, причем эти изменения оказались столь кардинальны, сколь и необратимы.

На CES 2020 было сложно не заметить значительно возросшее предложение телевизоров 8K. Sony, Samsung, LG и TCL продемонстрировали новые модели 8K телевизоров не просто, как образцы или технологические новинки, а с ценовыми характеристиками, которые подтверждали серьезные намерения массовой продажи их потребителям. Это был заметный  сдвиг по сравнению с предыдущими годами, когда всегда казалось, что 8К – это какая-то далекая технология, которая ожидает поддержки отрасли.

Серьезные издания, например Engadget, обсуждая новинки CES,  задавались вопросом "Имеет ли смысл покупать 8K TV в 2020 году?". Серьезные опасения вызывало отсутствие контента, но, с другой стороны, все ожидали летние Олимпийские Игры в Японии, где NHK уже имеет опыт не только производства, но и трансляции 8K контента, и надеялись, что триумфальное шествие нового формата начнется именно с Олимпиады. Но уже весной стало ясно, что Олимпиада переносится то ли на следующее лето, то ли на неопределенное время. Стали сворачиваться другие спортивные события. И, хотя телесмотрение в целом показало заметный рост, но рост этот обеспечивало в основном потоковое видео – ОТТ и видео по запросу, при этом инфраструктура доставки  оказалась настолько перегруженной, что поставщики сознательно снижали качество видео, чтобы объемов "трубы" хватило на всех.

Анализ потребностей 8К устройств и перспектив продаж сделала известная исследовательская компания ABI. В исследовании  отмечается, что производители плоских телевизоров продолжают продвигать телевизоры 8K, несмотря на все сложности текущего момента. И Samsung, и LG, стремятся увеличить продажи телевизоров 8K, чтобы увеличить выручку и рентабельность, они предлагают новые скидки и специальные условия.

И все же, поскольку потребители борются с экономическими проблемами пандемии, приоритеты при покупке мультимедийных устройств изменились, говорится в отчете. "Хотя цены на телевизоры 8K снизились по сравнению с прошлым годом, стоимость большинства телевизоров 8K все еще относительно высока — от 3500 до 30 000 долларов", отметила Кхин Сэнди Линн, отраслевой аналитик ABI Research, комментируя отчет "Media Devices Market Update 2020". "Высокая стоимость и недостаток контента задержат внедрение телевизоров 8K. По оценкам ABI Research, в 2021 году только около 1% мировых поставок плоских телевизоров будут составлять 8K-телевизоры".

Означает ли этот факт задержку во внедрении данной технологии или это знак, что ее постигнет печальная судьба тупиковой ветви эволюции устройств? Так ли уж нужен в доме большой 8К экран? Сегодня довольно сложно ответить на этот вопрос. Мы видим, как невероятно растет мобильное потребление контента. Мы видим, как стремительно происходит "геймификация" - переход потребления в игровую форму и на этом фоне экран все чаще заменяют очки виртуальной реальности.

На самом деле, драйвером покупательского спроса на устройства 8К может быть только взрывной рост уникального контента, но его-то как раз не наблюдается. А вот взрывной рост игрового контента как раз имеется в наличии. Даже домашние тренажеры уже оснащены элементами и очками VR. И, по существу, большие экраны как раз вытесняются из сферы индивидуального потребления в сферу потребления коллективного или общественного. И все же в недавнем обзоре ING entertainment первенство было присуждено SONY 85" Class Z8H Master Series, как лучшему 8К устройству совместимому с игровыми консолями.

Я думаю, что некоторую ясность мы получим через два месяца — в начале следующего года на CES2021, который хоть и состоится в привычные даты (11 – 14 января), но проходить будет не в Лас-Вегасе, а в облаке виртуальной реальности. Мы все ждем этого события, потому что конец пандемии коронавируса не будет означать, что все вернется на круги своя. Многое останется в цифровом виртуальном пространстве, и как впишется в него технология 8К мы пока не знаем. 

Об авторе

Екатерина Петухова
обозреватель