Пандемийный трафик: как изменились привычки россиян

Ярослав Городецкий 29.06.2021

Если люди привыкли пользоваться продуктами и услугами компании на регулярной основе, ей гарантирован стабильный доход и интерес инвесторов. Поэтому структура экономика во многом определяется потребительскими привычками людей. Во время пандемии привычки людей существенно поменялись, потребительские расходы перераспредились, и вслед за ними начали перестраиваться экономические связи и финансовые потоки во всех отраслях экономики.  Например, раньше желание посмотреть кино вело людей в кинотеатр, расположенный в ближайшем торговом центре, где они покупали попкорн и еще многое другое. Теперь же основная масса людей, чтобы посмотреть кино, садится на домашний диван, включает приложения ivi или Okko на своем SmartTV, а еду заказывает онлайн. То есть свой бюджет на развлечения люди теперь тратят в интернете и дома, а не за его пределами. Идя вслед за потребителями, инвесторы теперь меньше вкладываются в строительство торговых центров, а больше – в интернет-сервисы, службы доставки и в строительство жилья. 

Как именно изменились привычки жителей России в результате пандемии? Мы проанализировали данные по посещаемости сайтов нескольких десятков компаний из разных отраслей экономики, сравнив трафик до распространения коронавируса в России (февраль 2020 года), во время первой волны коронавируса (апрель 2020 года), и трафик до "третьей волны" пандемии (апрель 2021 года), когда ограничения были практически сняты. Результаты оказались весьма интересными, из них можно сделать выводы о структуре пост-пандемийной экономики.

Год назад, на пике ограничительных мер, мы увидели бурный рост посещаемости интернет-ресурсов – в среднем по всем нашим клиентам трафик вырос на 35%, а аудитория – на 28%. Впервые за все время наблюдений снизилась доля трафика с мобильных относительно трафика со стационарных устройств – когда люди сидят дома, им приятнее пользоваться устройствами с большим экраном. 

Запертые в своих квартирах жители России массово пришли в интернет и начали делать там то, что им запрещали делать в оффлайне – работать, учиться, покупать товары, смотреть кино. В онлайн-образовании, у игровых компаний и на сервисах удаленной работы наблюдался кратный рост, интернет-кинотеатры и другие видеосервисы выросли на 40-50%, примерно на столько же выросла и посещаемость интернет-магазинов. Посещаемость на пике карантина выросла практически у всех типов интернет-ресурсов. Деньги населения, которые ранее тратились на туризм, походы в рестораны и другие оффлайн-развлечения, частично перетекли в интернет.

Летом 2020 года ограничительные меры стали снимать, люди начали возвращаться к привычной жизни. Но некоторые из привычек времен карантина они принесли в нее с собой. Одной из них стала привычка часто ходить в интернет и тратить там деньги – число запросов к контенту, размещенному на наших серверах, даже до начала третьей волны пандемии на 9% выше уровень пика в апреле 2020 года. Изменилось и время пользования интернетом – в 2021 году люди чаще, чем раньше, ходили в сеть днем и вечером. А вот доля ночного браузинга упала по сравнению с допандемийным уровнем – видимо, его любители растворились в массе тех пользователей, которые впервые пришли виИнтернет на пике карантинных ограничений (подозреваю, что таковыми в основном являются пенсионеры и люди пожилого возраста, которые привыкли соблюдать режим дня).

Однако, вследствие пандемии в выигрыше оказались далеко не все интернет-ресурсы. Трафик некоторых из них достаточно быстро вернулся на допандемийный уровень и более не повышался. В частности, люди стали реже, чем год назад, смотреть по сети различные онлайн-трансляции. Напротив, у некоторых интернет-ресурсов трафик вырос на десятки процентов относительно апреля 2020 года и продолжает расти.

Кто же стал основным бенефициаром пандемии? Кто смог не только привлечь, но и удержать аудиторию, пришедшую в Интернет во время самоизоляции? По данным CDNvideo, это прежде всего сайты и приложения для онлайн-образования –  в апреле 2020 года их трафик вырос на 350%, а в апреле 2021 – на 480% относительно февраля 2020 года. Интернет-магазины и интернет-кинотеатры тоже в жирном плюсе – у них трафик продолжил рост и после пандемии и сейчас на десятки процентов превышает допандемийный уровень. А вот интернет-СМИ, похоже, не сумели воспользоваться теми возможностями, которые дала пандемия – показав хороший рост трафика во время прошлогодней самоизоляции, они не сумели удержать аудиторию, и трафик их сайтов уже через несколько месяцев вернулся на уровень февраля 2020 года.

Интересно, что и внутри вышеописанных сегментов пандемийный рост трафика оказался совсем неоднороден. Похоже, что основные "сливки" в результате пандемии достались либо лидерам, либо агрессивным новичкам. А вот "середняки", имеющие сформировавшийся костяк аудитории, но не инвестирующие в свою раскрутку за ее пределами, не выросли и плодов пандемийного роста трафика не пожали. То есть интернет-экономика в результате пандемии стала более централизованной. Крупные платформы и экосистемы упрочили свое лидерство, рыночная доля небольших проектов, у которых нет финансовых возможностей инвестировать в маркетинг для набора аудитории, снизилась. 

Как известно из трудов Дарвина, человек – самое легко адаптирующееся существо на планете Земля. Поэтому тот год с небольшим, который мы все прожили в условиях пандемии – вполне достаточное время для того, чтобы потребительские привычки людей поменялись окончательно. Значит, и пост-пандемийная  структура экономики - это всерьез и надолго. В результате пандемии люди привыкли учиться, покупать и развлекаться онлайн, и продолжающийся рост интернет-трафика соответствующих ресурсов это подтверждает. Это, безусловно, повышает инвестиционную привлекательность интернет-кинотеатров, интернет-магазинов, онлайн-платформ для образования, а также обслуживающих эти отрасли инфраструктурных компаний - дата-центров, провайдеров облачных услуг и CDN-провайдеров.

Об авторе

Ярослав Городецкий
генеральный директор CDNvideo

Пандемия подтолкнула весь мир не только удаленному бизнесу, но и к самому подходу ведения бизнеса. Теперь виртуальный магазин и работа с клиентами в он-лайне не воспринимается как дань моде - это уже насущный тренд. Мы, как ЦОД ощущаем две тенденции - бизнес переходит в сеть всё активнее, но сама активность снижается по понятным причинам - кризис, вызванный пандемией естественно негативно влияет на производство.