Проблемы, возникающие при приведении сетей связи в соответствие 

Ольга Шахметова 03.06.2025

В августе 2024 года, после вступления в силу закона о недискриминационном доступе в многоквартирные дома, постановлением Правительства  №1055 были утверждены правила взаимодействия операторов и управляющих компаний МКД, в которых устанавливались права и обязанности сторон. Согласно документу, операторы к 6 апреля 2025 года должны были привести свои сети, смонтированные на объектах общего имущества в многоквартирном доме, в соответствие с порядком монтажа и требованиями к нему. Ольга Шахметова, директор по правовым вопросам компании "Инсис" (Екатеринбург), рассказывает о проблемах, появившихся в связи с необходимостью проводить работы по "приборкам", таких как противоречие требований УК и старых НПА новым правилам, разночтение норм, нехватка кадров, сжатые сроки и другие.  

1. Противоречие требований управляющих компаний новым Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1055 от 06.08.2024):

– ввод кабелей в этажные распределительные щиты, установленные на лестничных клетках, выполнен через корпуса щитов (п. 7.72 "Руководство по строительству линейных сооружений местных сетей связи",

п. 3.336 ОСТН -600-93, .п. 7.2.12 СП 134.13330.2012);

– проход кабелей через лестничные площадки без установки соответствующих отрезков труб (гильз) (п. 3.18. СНиП 3.05.06-85, п. 8.5.2. СП 134.13330.2012);

– открытый монтаж кабелей связи в помещениях общего доступа (п. 8.4.10. СП 134.13330.2012);

– расстояние между кабелем и выступающими элементами крыши составляет менее 0,8 м, выполнена укладка кабелей на плиты перекрытий, железобетонные конструкции и металлические конструкции ограждения (п. 9.5 Руководство по строительству линейных сооружений местных сетей связи, п. 7.1.13. СП 134.13330.2012).

УК выявляют нарушения на основе нормативно-правовых актов (НПА) 1979-2020 годов, а также на основе отмененных или утративших силу документах,  принятых до вступления в законную силу ФЗ № 67 от 06.04.2024 и Правил. В таких НПА содержатся более детализированные требования к соблюдению порядка монтажа сетей на МКД, некоторые из них противоречат  Правилам либо в них не содержатся. 

2. Противоречие старых НПА новым Правилам.

Типовые технические требования к монтажу сетей связи на МКД содержат нормы, противоречащие устаревшим НПА, и не содержат отсылок к иным НПА, регулирующих монтаж сетей связи на МКД. Оператору связи необходимо самостоятельно вычленить из списка нарушений (в среднем около 20) обоснованные и соответствующие Правилам. В перспективе можно ожидать судебных споров относительно правомерности применения НПА в конкретном нарушении. 

3. Разночтение норм.

Имеет место разночтение норм по приведению сетей к соответствию не только между разными управляющими города, но и внутри одной УК, между техническими специалистами и руководством. Отсутствует понимание единого перечня работ, необходимых к выполнению до 06.04.2025.  

4. Противоречие НПА, применяемых УК в предписаниях/претензиях/исковых заявлениях, требованиям МЧС, основанным на ФЗ и Постановлениях Правительства. 

Например, управляющие организации просят установить  кабель-каналы на основании СП 134.13330.2012 от 05.04.2012 № 160  при том, что размещение в МОП МКД пожароопасных пластиковых кабель-каналов запрещено Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации". 

5. Нехватка квалифицированных кадров

Сотрудники оператора перегружены выполнением своих основных обязанностей, таких как ежедневное подключение новых абонентов, устранение аварий и другими задачами. В условиях кадрового дефицита оператору необходимо оптимизировать работу имеющихся квалифицированных сотрудников для поддержания качественной, непрерывной связи.

Оператору требуется дополнительно привлечь команду специалистов с соответствующими навыками и опытом, особенно для выполнения работ на кровле. Поиск таких специалистов осложняется в связи с проведением СВО.  

6. Большой объем работ

Значительная часть абонентов проживает в многоквартирных домах, относящихся к старому жилфонду, с устаревшими сетями и сетями, приобретенными в ходе деятельности. На таких  объектах, как правило, нарушений значительно больше в связи с естественным износом сетей и отсутствием своевременных предписаний от УК.

7. Сжатые сроки

С учетом значительно количества устаревшего жилфонда оператору связи недостаточно одного года для обеспечения выполнения требований ч. 5 ст. 3 ФЗ № 67-ФЗ. Кроме того, поставка необходимых материалов, закупаемых под определенное предписание УК, также затягивает начало выполнения работ.

Для устранения выявленных нарушений требуется значительное количество времени и ресурсов. Выполнение работ на кровле требует соблюдения определенного температурного режима, что существенно увеличивает сроки работ в зимний период. 

8. Стоимость

Оператор связи и до 2024 года проводил работы по "приборкам", но имел возможность равномерно распределить бюджет по мере поступления предписаний, без жесткого ограничения срока выполнения. С 6 апреля  большинство управляющих организаций готовят требования по приведению сетей связи в надлежащее состояние для предъявления операторам. Таким образом, распределение бюджета сразу на огромное количество управляющих организаций проблематично и негативно отразится на ценообразовании предоставляемых услуг связи. Запланировать бюджет на такие работы достаточно сложно ввиду наличия огромного жилфонда на территории предоставления услуг связи и на основании того, что именно УК выявляет нарушения и уведомляет о них оператора.

Расходы на проведение работ по "приборкам" с учетом материалов и оборудования составляет в среднем  10-15 тыс. руб.  на 1 подъезд и 35-50 тыс. руб. на кровлю  над 1 подъездом.  

9. Взаимодействие с УК

Не отлажен механизм взаимодействия с УК по актированию работ. Управляющие компании в одностороннем порядке проводят осмотр на наличие нарушений, а после выполнения работ отказываются принимать акты осмотра с малым объемом работ. Двухсторонняя фиксация необходимых и выполненных работ может затянуться на длительный период. 

Об авторе

Ольга Шахметова
директор по правовым вопросам компании "Инсис" (Екатеринбург)