Размышления о перспективах

Анатолий Барг 04.02.2016
Сейчас все говорят об Ultra HD, однако надо помнить, что эта технология требует очень эффективных методов компрессии видео, поскольку UHD занимает полосу вчетверо большую, чем High Definition, и в 20 раз большую, чем канал стандартного разрешения. 
 
В ответ видеоиндустрия представила новый, в 2 раза более эффективный, чем H264, формат компрессии — HEVC, или H265, известный также под не вполне корректным именем MPEG-5. В Западной Европе кодеры такого формата могут стоить 50 тысяч евро и больше за один канал, но в России такие деньги сейчас для многих операторов неподъемны. Однако большинство вендоров усердно работают в этом направлении, и уже заявлено появление HEVC-кодеров высокой эффективности за относительно разумные деньги.
 
Известно, что опытные UHD/HEVC проекты делает "НТВ-Плюс", есть планы у МТС, но сколько-нибудь широкого запроса на эти технологии на российском рынке пока нет. Хотя уже понятно, что такой запрос появится — пусть через два года или даже через пять лет, но это обязательно случится.
 
Из характерных трендов индустрии платного ТВ сейчас следует отметить тенденцию конвергенции медиасред. Операторы сегодня решают задачу предоставления медиаконтента через любые физические среды — кабель, спутник, интернет. 
 
Наиболее интересное приложение, которое использует интернет-доставку контента, — ОТТ, но непонятно, как оператору на OTT зарабатывать. Это ключевой вопрос, который не имеет пока ясного ответа (бизнес-модель каналов, непосредственно продающих свой ТВ контент через OTT, таких как, например, канал "Дождь", — это совсем другая история). У меня складывается впечатление, что крупные операторы запускают ОТТ-проекты пока в основном из имиджевых соображений — показать, что они чрезвычайно технологически продвинуты и способны привлечь к себе абонентов — молодых людей, обожающих смотреть видео на своих мобильных гаджетах.
 
Надо сказать, что с зарабатыванием денег в России на продаже платного видеоконтента вообще проблема. Например, я не знаю другой страны, где бы фильмы класса А бесплатно транслировались в открытом эфире. Это же безумие... Подобное выглядит как бесплатная раздача дорогого товара. Плюс невероятный уровень пиратства. Вот две проблемы, которые препятствуют продаже контента в России и подрубают кабельный бизнес, IPTV и вообще все, что связано с платным контентом...
 
И последнее. Говоря сегодня о перспективах российской ТВ/видеоиндустрии, надо помнить, что и UHD, и OTT, и все прочие инновации, что без остановки генерирует мировая индустрия видео- и телекоммуникаций, приходят к нам как результат открытого международного сотрудничества многих передовых инженерных и технологических школ, вендоров, телекомпаний, операторов. Другими словами, наше развитие находится в прямой зависимости от нашей открытости миру.

Об авторе

Анатолий Барг
заместитель генерального директора "Контур М"