Российские производители – ожидания и реальность

Кристина Вишневецкая 31.01.2020

Еще лет десять назад словосочетание "российский производитель" вызывало у большинства как минимум тик левого глаза. По стечению обстоятельств, мы всегда хорошо умели производить оружие, танки и депрессию окружающего мира. К производству Россией в той или иной сфере относились скептически не только за рубежом, но и внутри самой страны. Предпочтения отдавались чешскому хрусталю, швейцарским часам, японской видеотехнике, французским духам и так далее. Пока еще жестко соблюдались в России ГОСТы, можно было смело покупать хлеб с горячей корочкой, чулочные изделия (носки - отдельная тема), сырки "Дружба", и, как пелось в песне Газманова "водка, икра, Эрмитаж и ракеты, самые красивые женщины планеты, шахматы, опера, лучший балет" тоже были неплохи. В советские годы производственная сфера была совершенно на другом уровне (Юра, прости нас).

Однако с приходом коммерциализации этот период благополучно закончился, убив на корню производство каких-то достойных вещей. Трудно выжить, когда любой производитель старается максимально удешевить свой продукт - увы, за счет покупателя. Так появились псевдороссийские вендоры с технической базой в Китае. У этого явления есть и плюсы, и минусы, но основной и перекрывающий - производство массового ширпотреба. Все больше и больше людей могли себе позволить "сезонность продукта", хотя надо признать, что староверы до сих пор отстаивают право вечно работающего оборудования, с теплотой вспоминая: "А вот в наше время холодильник так морозил, что курицы становились мамонтами".

Так почему же нельзя в нашей прекрасной стране производить достойные продукты потребления? Неужели стремление наживы на собственных гражданах будет и дальше превалировать? Нет, уверена, что образование разных форм и обстоятельств позволит рынку немного "оботечествиться". Санкции, импортозамещение, меценатство, да и просто люди, желающие поработать во благо своей родины, - это и многое другое позволяет держаться на плаву многим отечественным компаниям. Да, площадки в большинстве своем все также базируются на азиатских землях, но (!) и рынок стал более капризным. Выбирая, условно, резиновые тапочки от известного российского дизайнера, сейчас потребитель внимательно осмотрит все швы, придирчиво оценит уровень "резиновости" изделия и даже под лупой сможет разглядеть и сказать о несоответствии ТЗ и ТКП. Выбор у нынешнего потребителя крайне велик - от дешевого откровенного китайского ширпотреба с лейблом "Made in Russia" (простите) до качественного отечественного производства (как неудивительно, такое тоже встречается, и во многих сферах). Как говорят популярные блогеры: "Контенту приходится быть более качественным, так как наша аудитория взрослеет и требует другого подхода". И если производитель хочет оставаться в тренде, он будет прислушиваться к мнению покупателя, будет исправлять недочеты и искать подход к сердечку избалованного клиента.

Каждый (уж поверьте!) российский производитель становится более русским, локализуя тот или иной цех на родных землях. Мечтает о сертификатах СТ1. Хотя, откровенно говоря, правительство мало поддерживает подобные инициативы. Иначе чем объяснить то, что локализация и кастомизация дают бóльшую себестоимость, чем произведенный в Тайване товар, доставленный по морю оленями и растаможенный службами контроля и надзора?! Перенос производства в Россию - дело крайне затратное как налогами, так и отсутствием реальных преференций. "Импортозамещение" звучит патриотично, но к действительно качественной по всем (ключевое слово) пунктам продукции мы еще не дошли. В государственных тендерах энное время назад 15% преимущества было не более чем маркетинговым ходом. Да что там говорить! Русский сыр на вкус был суров, беспощаден и вызывал горькие слезы воспоминаний о пармезане. Прошло несколько лет, появились профессионалы своего дела, да, может быть, пока плесень в российском рокфоре - это скорее случайность, но большинство компаний делает уверенные шаги к мастерству. Однако помимо энтузиазма (там есть еще другое слово, но оно для скептиков) инвесторов нам нужна реальная поддержка государства. Ау, господа! Мы все еще держимся. Что дальше в этом интересном квесте с импозантным тамадой?

Об авторе

Кристина Вишневецкая
руководитель направления "Импульс Телеком"