Смотреть нельзя запретить

Елена Ячменникова 04.09.2017

Дети и телевизор (а сегодня к нему добавляются планшеты и смартфоны) — тема небезразличная многим родителям. Смотреть или запретить — мнения расходятся. Кто-то считает телевизор безусловным злом для ребенка — тут и пропаганда насилия, и "глаза заболят". Кто-то, напротив, усадив любимое чадо за мультики, ищет минуту тишины и благодарит производителей детских программ за такую возможность.

Профессионалы в области телевидения также проходят потребление видеоконтента со своими детьми этап за этапом; мы много обсуждаем этот вопрос с друзьями и с коллегами. Я не сторонник крайних мер, поэтому варианты запретить совсем или дать возможность бесконтрольно просматривать контент на различных устройствах, считаю одинаково неприемлемыми. Важнее, на мой взгляд, как и в любой другой жизненной ситуации, научить ребенка самостоятельно выбирать подходящую для него передачу (по возрасту, содержанию, эмоциональному фону). 

Ребенок, просматривая видео, должен осознавать свои впечатления от просмотра: понимает ли он, о чем говорят герои, какова последовательность действий героев, к чему приводят эти действия, какие эмоции вызывает видео (страшно, смешно, глупо, интересно...). Если проговаривать с ребенком эти простые вещи, то он сам достаточно быстро обучается оценивать любое видео на соответствие параметрам, заданным родителями. Кроме этого, нелишне выработать правила просмотра телевизора, обычно детям очень нравится запоминать такие правила и "соответствовать" им — такая интересная игра получается. Правила должны быть простыми и однозначными. Например, "за столом телевизор не смотрим" или "сначала телевизор смотрит ребенок, а потом обязательно мама и папа".

Задумавшись серьезно над темой детского телесмотрения, мы с коллегами в "Орионе" решили разобраться, как и зачем взрослые включают детям телевизор. Мы надеялись, что это поможет нашим абонентам, да и нам самим, сделать процесс детского и семейного просмотра телевизора не только безопасным, но и полезным.

Чтобы узнать, при каких условиях маленькие зрители смотрят телевизор, и что необходимо делать, чтобы организовать телесмотрение правильно, наш контакт-центр провел опрос абонентов "Телекарты". 

Исследование проводилось среди 2000 российских семей по всей стране, в которых есть дети от 0 до 10 лет. Его предметом стали аспекты потребительского поведения: как часто и насколько продолжительно дети смотрят ТВ, какой видеоконтент им доступен, контролируют ли родители процесс телесмотрения. Полученные данные, надо сказать, оптимизма у нас не вызвали. У большинства родителей вопрос "Смотреть или не смотреть" в этой связи вообще не возникает. По всей стране дети смотрят телевизор с самого раннего возраста.

По данным наших аналитиков 80% детей имеют доступ к ТВ каждый день, 11% — 2-3 раза в неделю, 7% — лишь один раз. При этом сеанс телесмотрения 79% юных зрителей составляет более 60 минут, а возраст большинства из них не превышает 7 лет. 

Для 73% опрошенных семей телевизор — это самый доступный вариант развлечения. 11% родителей используют его, когда нужно, чтобы ребенок не мешал. Каждый четвертый респондент ответил, что никогда не смотрит телевизор вместе с детьми. 

В ходе исследования сотрудники контакт-центра отмечали, что наибольшее затруднение у респондентов вызывал вопрос "Зачем вы включаете ребенку телевизор?" Для получения ответа большинству из них потребовались подсказки. Как полагают аналитики, это говорит о спонтанном поведении родителей в вопросах телесмотрения: многие делают это, не задумываясь о задачах и возможных последствиях. 

Цифры, полученные в ходе данного исследования, говорят, что значительная часть опрошенных, вопреки советам детских психологов и педиатров, не придерживается рекомендованных возрастных и временных норм просмотра. Это сподвигло нас к организации и запуску просветительской кампании "Внимание, дети!", направленной на популяризацию основ экологичного детского телесмотрения.

К этой работе мы активно привлекаем ведущих мейджоров и производителей детского контента. В составе пакетов "Телекарты" они представлены весьма активно. Есть и развлекательные, и обучающие, и познавательные телеканалы, среди которых каждый из родителей найдет то, что необходимо именно его ребенку. На данный момент абонентам "Телекарты" доступно 15 специализированных детских каналов: "Карусель", "Канал Disney", "Детский", Nickelodeon, "Детский мир", TiJi, Gulli, Da Vinci Learning, "Мультимания", "Мульт", Ani, "Пингвин ЛоЛо", "Тлум HD", Cartoon Network, Nick Jr.

Наряду с исследованием среди абонентов, был проведен экспертный опрос среди представителей ведущих детских телеканалов, входящих в пакеты "Телекарты", на предмет критериев качественного детского контента, особенностей его создания и потребления. 

Все вместе: полученные результаты исследования, экспертного опроса, работа с психологами позволили нам сформулировать "Правила детского телесмотрения", которые помогут максимально задействовать возможности телевидения для обучения и гармоничного развития детей и минимизируют возможные негативные факторы, связанные с бесконтрольным телесмотрением. В рамках кампании "Внимание, дети!" мы публикуем их в целевой прессе, используем в подготовке просветительских материалов. 

Вот некоторые из них:

• лично подбирайте и тестируйте видеоконтент, который будет смотреть ваш ребенок;

• смотрите телевизор вместе с детьми, чтобы помочь им понять, что они видят, комментируйте и задавайте вопросы о происходящем на экране. Не бросайте ребенка одного наедине с экраном;

• разработайте семейный план просмотра, который будет учитывать возраст, индивидуальные особенности восприятия, потребности в образовании и развлечении ребенка;

• исключите контент любого насильственного содержания;

• определите периоды, свободные от использования телевизора и гаджетов, например, ужин, прогулка, совместные игры. 

Наша работа, направленная на повышение качества детского телесмотрения, безусловно, не могла ограничиться только рекомендациями. Еще одним шагом в данном направлении стала разработка и запуск специального детского телевизионного пульта, который помогает родителям оградить ребенка от вредного контента, и правильно организовать телесмотрение. Детский пульт — это в первую очередь игрушка, а во вторую — обучающий и функциональный предмет. В распоряжении детей — 10 эргономичных кнопок, специально созданных для миниатюрных детских пальчиков, каждую из которых родители могут запрограммировать на определенный канал. Стильный дизайн и яркая упаковка делают пульт привлекательным для ребенка. Модель предусматривает два режима работы: детский и взрослый, что позволяет при необходимости использовать его как обычный пульт дистанционного управления спутниковым ТВ. С помощью такого пульта дети чувствуют себя взрослыми и самостоятельными, выбирая каналы для просмотра без посторонней помощи, а родители могут оградить их от нежелательного контента. В зависимости от возраста список детских каналов на кнопках пульта может меняться. Мы, например, часть кнопок запрограммировали на каналы о животных, природе и путешествиях — детям очень нравится.

В заключении хотелось бы сказать, что как родители и как эксперты в области создания и распространения детских каналов, мы в нашей компании ощущаем огромную ответственность перед подрастающим поколением за то, что они могут увидеть на экране. Спутниковое телевидение "Телекарта" есть в каждой 20-й российской семье. Подавляющее большинство наших абонентов — это и есть семьи с детьми. Именно поэтому мы уделяем столь пристальное внимание проблеме детского и семейного телепросмотра. Мы надеемся, что наша инициатива станет первым шагом по налаживанию диалога между родителями, психологами и производителями детского контента. Формируя наши пакеты, предназначенные для детской аудитории, мы стремимся не просто дать доступ к детскому контенту, но и научить родителей полноценно использовать видеоконтент на любых устройствах в качестве инструмента для обучения и разностороннего развития детей. 

Мы открыты для новых проектов и будем рады сотрудничеству с единомышленниками, которые также прилагают усилия в этой сфере.

Об авторе

Елена Ячменникова
директор по развитию и управлению бизнес-процессами ГК «Орион»